вариативная часть,итоговый вариант

Соц пед виктимология

Виктимология-(жертва,учение)-является составным разделом социальной педагогики,изучает различные категории людей,жеотв неблагоприятных условий социализации.

Представляет собой отрасль знаний: (1.на междисциплинарном уровне изучает развитие людей с различними видами дефектов и отклонений,а также тех чей статус в условиях конкретного общества предопределяет или создает прдпосылки для неравенства,дефицит возможностей для жизненного стандариа физич,эмоцион,культурн причин развития и самореализации; 2.разрабатывает общие и специальные причины и цели,содержание,формы и методы профилактики,минимализации,компенсации,коррекции тех обстоятельств,впоследствии которых человек становится жерствой неблагоприятных условий социализации)

Объектом соц пед виктим выступают дезадаптиоованные группы.

Предмет СПВ- являются соц психологические аспекты привинтивной практики,осуществляются соц пед учреждениями и службами по предупреждению и поддержке групп и индивидуального состояния жертв.

СПВ решает след задачи(1.исследую развитие людей разного возраста с различными отклонениями(физи и умств) разрабатывающие общие и специфические принципы,цели работы по профилактике коррекции этих отклонений;2. Изучая виктимогенные факторы и процессы социализации определенными возможностями общества,гос-ва,институтов и агенств социализ.на рвзвитие человека и зависимости от его пола и др хар-ик.3.выявляя типы людей различного возраста вырабатываются социальные феномены,изучая соотношение человека выявляются причины восприятия или себя как жертва социализ,определяют прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и взаимоотношений.4.соц пед виктим изучает принципы воздействия негативных явлений на индивидов и разрабатывания систем предупреждающих диагностику и коррекцию откллнения поведения.

Виды жертв:1.реальными могут стать инвалиды,людис психосоматическим деффектом,люди находящ на попечении гос-ва 2.потенциальными но близкими к реальным можно считать людей с акцентуацией характера,магрантов,детей в семьях родившихся с низким экономич,материальн,образоват уровнем,люди другого этноса. 3.латентные жертвы-высоко одаренные люди.

Объективные факторы превращения человека в жертву:1.факторами виктимиац могут стать природно-климатические условия,поскольку клим усл могут оказать пагубное влияние на развитие,здоровье,психику 2.экономич особенности могут привести к развитию геопотагенных зон,что также может вызвать ряд специфических заболеваний.3.факторами виктимиз моут стать общество и гос-во,семья.

Субъективные предпосылки человека в жертву:субъективн предпосыл стал человек-жертвой его стали индивидуал особенности как на индивидуал так и на личностном уровне.На индивид уровне зависит от темперамента,генетич предрасположенности.На личностном уровне предрасположенность стать жертвой зависит о гибкости человека,развитости у него рефлексии,ценностных ориентаций.

2.методики и технологии соц воспитания

Технология-алгоритм действия специалиста,направл на объект взаимодействия(семья,ребенок) или процесс воздействия для достижения поставленной цели.

Технология имеет 3 обязательных признака:1. Разделение процесса на взаимодействующие этапы;2.координирующее и поэтапное выполнение действий,направленное на достижение цели;3 однозначное авполнение,включая технол процедур и операций.

Пед технология-савокупность псих пед установок,осуществляющ спец набор и компоновку форм,методов,способов воспитательных средств.

Соц технология-система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц отношений жизнедеят людей.

Виды соц пед технол:1 субъективные соц пед технол(индивидуал,групповые,массовые);2деятельностные соц пед технол(деят направлена на прогнозирование,моделирование ипроектирование,кот улучшают деят самого клиента);3 средства соц пед технол(связаны с созданием определ соц среды,кот оказывает воздействие на индивида);4соц пед технол общего вида;5соц пед технол частного типа.

Соц пед технол общего типа,данные технол включают в себя полный цикл соц пед работы с клиентом или группой клиентов,эти технол могут иметь направл как целевое назначение так и колличеств.

Алгоритм деят как элемент соц пед технол:1 диагностич(анализ исходн ситуации,определение степени трудности,выявление причин породивш пробл,постановка пробл,определ степени пережив,готовн или не готовн к реш пробл);2оказание помощи реб;3совместн проектир реш тркдн сит;4определение способов соц пед защ;5помощь реб в нахождении способов разреш пробл;6анализ результатов выхода из пробл;7оценка собств деят;8последствие формиров установки ребенка на самостоят преодоление подробных проблем;9осуществл контроля за состоянием реб и ее развитие.

3.Социально-педагогич проектирование образоват среды

Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях.;1.Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание

концепции объекта или на его прогностическое модельное представление

(модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного

плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, модельный закон «Об образовании взрослых», принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.

Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное

получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его

возможного использования и функционального назначения (стандарт

начального образования, программа развития гимназии, учебный план

гуманитарного факультета института экономики и финансов).

• Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое

описание способа действий в заданном контексте (технология полного

усвоения учебного материала, технология построения ситуации

личностно-ориентированного обучения, методика коллективного

творческого дела).

• Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный

процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению.

(Определенные дидактические или программные средства, методические

разработки отдельных уроков и внеклассных дел, сценарий проведения

праздника и др.)

Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.

• Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта.

• Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает

постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели

и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации.

Причем каждое последующее действие основывается на результатах

предыдущего

• Принцип обратной связи напоминает о необходимости после

осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее

результативности и соответствующим образом корректировать действия.

• Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной

деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата,

имеющего прикладную значимость. Иными словами на «продуктную

оформленность» результатов процесса проектирования.

• Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов

проектирования определенным культурным

образцам. Опасность получения

проектного результата, лежащего вне культурного ноля, снимается, если у

участников проектной деятельности есть понимание того, что

индивидуальное творчество ученика или педагога не является

самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс,

необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем,

формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе

изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных

знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в

сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной

деятельности.

• Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне

ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в

результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем

приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие

новых форм проектирования.

Понятие педагогической среды. Ниже представлен краткий обзор

теоретических источников по проблеме педагогической среды, который поможет

магистранту сориентироваться в проблеме и выбрать для более глубокого анализа

те источники, которые привлекли его внимание в наибольшей степени. Классифицируются образовательные среды на основании выполняемых ими

функций: ориентированные на детей и не ориентированные на детей (И.М.

Улановская). Выделяя 3 аспекта, характеризующих образовательную среду

(результативный, процессуальный, целевой), она дифференцирует социальное и

индивидуально-личностное развитие.

С.В. Тарасов, исследуя понятие «образовательная среда», приводит

следующие виды ее классификации: по стилю взаимодействия: конкурентная -

кооперативная, гуманистическая (гуманитарная) – технократическая и т. д.; по

характеру отношения к социальному опыту и его передаче: традиционная –

инновационная; национальная – универсальная и т. д.; по степени творческой

активности: творческая – регламентированная; по характеру взаимодействия с

внешней средой: открытая – замкнутая. образовательная среда – это среда, отвечающая следующим потребностям воспитанника:

• физиологическим: высокий уровень санитарно-гигиенических норм: свет,

тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота. Хорошо

организованный режим дня и распределение учебной нагрузки таким

образом, чтобы воспитанники максимально увеличивали объем своих

знаний и укрепляли свое здоровье;

• безопасности: защита всех участников образовательного процесса от

физического, психологического и социального насилия;

• общения: в школе должна царить обстановка взаимопонимания, заботы

друг о друге и любви. Необходимо устанавливать добрые дружеские

отношения, как между одноклассниками, так и между учителями и

воспитанниками; • усовершенствования знаний. Комфортная образовательная среда школы

создает условия, в которых каждый ученик ощущает общественную

поддержку своей деятельности, и в то же время (вместе с учителем) несет

ответственность за ее качество;

• самореализации личности.

Таким образом, образовательная среда школы — это среда взаимодействия и

взаимопомощи участников образовательного процесса. Кроме того, это среда, в

которой преобладает личностно ориентированный подход к образованию.

Исследователи отмечают, что информационная среда учебной деятельности формируется:

• учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной

литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.);

• педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие

требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного

заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического

коллективов и пр.);

• государством как общественным институтом (оно определяет материальное

обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той

или иной системы знаний и взглядов).

Образовательная среда – понятие более узкое. Под образовательной средой

чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования.Образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов;

социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы

взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого

субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают

образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Существуют различные модификации

образовательных сред: например,

А.А. Калмыков и Л. А. Хачатуров описывают виртуальные образовательные

среды.

Информационно-образовательная среда-

системно-организованную совокупность средств передачи данных,

информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-

программного и организационно-методического обеспечения,ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей”.

Под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий,

обеспечивающих обучение:

• наличие системы средств ”общения” с общечеловеческой культурой,

которая служит как для хранения, структурирования и представления

информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения;

• наличие системы самостоятельных работ по работе с информацией;

• наличие интенсивных связей между участниками учебного процесса — как

вертикальных, так и горизонтальных.

Информационно-обучающая среда складывается из блоков:

• Ценностно-целевой блок включает совокупность целей и ценностей

педагогического образования, которые могут быть значимы для развития

достижения поставленной цели обучения и учения.

• Программно-методический блок содержит всю необходимую информацию

относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки.

• Информационно-знаниевый блок включает

систему знаний и умений

студента, составляющих основу его профессиональной деятельности, а

также определяющие свойства познавательной деятельности, влияющие на

ее эффективность. Кроме того, он указывает на роль информации в обучении.

• Коммуникационный блок включает формы взаимодействия между участниками педагогического процесса.

• Технологический блок включает средства обучения, используемые в

информационно-обучающей среде (в частности, использование новых

информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей).

4.Методика и технология организация соц опыта воспитанников.

Индив соц опыт представляет собой самобытный синтез различного рода запечатл ряда знаний,умений,навыков,способов общения и деят,стериотипов поведения.

Быт воспитат организации-уклад повседневной жизни входящих в нее людей.

Быт определяет архит-планировочн помещение и организация предметн пространства среды,ее благоустроенности и технич оборудования,а также режим жизни,этикет и рядом традиций,сложивш в организ.

Помещение воспитат организации:1.предназначено для данного типа помещения ;2учтены ли функции и особые ее половозрастное состояние;3адекватны ли помещ ипом и функц организ;4предусматрив ли вариативн типы помощи.

1Играет роль наличие или отсутств на 3 вида территории:1первичное(кот находятся для первичных типах);2 вторичн(почти все польз временно или периодичнески);3специализир(для функционирования всей организации)

2Насколько среда учитывает возр особенности.

3важно какова мера обустроенности помещения

Режим предесматривает определенное продолжение или чередование сна и отдыха.(целесообразность,точность,общность,определенность)

Этикет-савокупность правил поведения,регулир внешн качества отношения человека.

Традиции-формы и установки жизни идей,ценностей,норм повед,сохранение в организации в течении деят времени и чередования от одного поколения к другому.

Самообслуживание-систематическая работа членой организ по поддержке и учлучшению бытовых условий своей жизни.

Одежда-важный элемент быта,кот определ настроение членов быта.

Жизнедеят-взаимосвязь савокупности различных видов работы,обеспечив удовлетв потребн конкретных челов,коллектива,группы,с учетом требов и потребн более шир соц среды и всего общества.

Содерж жизнедеят:общение,познание,предм практич деят,духовно практич деят,спорт,игра.

Стиль руков жизнедеят воспит организ:1автократический(сомовол);авторитарный;демократич;волитарный(равноправн);игнорирующ(руководит отстранен от руков);непоследоват;управл;самоуправл;самоорганиз.

Способы организ взаимод :прямой;косвенный.

Пути подгот к взаимод:1организ в быту и жизнедеят;2в ходе соц созд ситуации;3тренинги,игры

5.Методика и технол индивид помощи воспитанникам

Метод-способы практического или теоретического освоения действиятельности,исходящее из сущности и закономерностей изучаемого объекта.

Метод: прием(частное выражение метода,его конкретизация); средства(совокупность материальн,эмоцион,интеллектуал условий,которые использ педагогом для достиж поставленной цели).

Соц пед деят-проф деят,направл на оказание помощи реб в процессе его социализации и созданию условий для его самореализ в обществе.

Самореализ-процесс адапртации челов и обособления в обществе.

Методика СПД-савокупность содержания,форм,методов,средств,контроля проф деят.

Виды СПД:1 СПД в образоват учрежд; 2 СПД в детск обществ объедин и организ; 3 СПД в учрежд творч и досуга; 4 СПД в местох летнего отдыха и т.д.

В педагогич деят широко использ методы как убеждение так и упражнение.

Убеждение-твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравств знаний,они являются внутр побуждением личности к нравственным действиям и поступкам.

Упражнение-разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения.

В процессе убеждения соц пед взаимод на сознание,чувство и волю реб. И оказыв влияние только через его внутреннюю сферу.

Органическая частность убеждения-требование,без которого невозможно перестроить не верно сложившееся представление ребенка о правилах и нормах поведения,принятых в обществе.

Требование:безоговорочное(обман);в виде обращения(сделай,пожалуйста не делай).

Основная функция требования-поставить перед детьми задачу,довести до их сознания смысл,норм и правил поведения,а также определ содержание предстоящей деятельности.

Убеждение реализовыв:рассказ,лекции,беседа,дискуссии,положительный пример.

Метод упражнения-связан с формированием у детей определ нравств умений и привычек.

Под нравств упражн понимается-многократное повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых жизненных навыков и привычек.

Среди соц пед мотодов состоят методы коррекции к ним относится метод поощрения и наказания.

Методы коррекции не всегда является издержками воспитания.Они неизбежны,тк детям свойственно исследоть границы дозволенного,а следовательно заблуждение и ошибки,поэтому необходимо использование таких методов как предубеждение,замена интересов и наказание.

6.Методики и технологии соц воспит в дополнит образов.

Индивидуальная помощь-сознательная попытка помочь человеку,приобрести знания,установки и навыки необходимые для удовлетв своих позитивных потребностей и интересов.

На пути решения индивидуальной помощи решает 3 группы возрастных задач: 1.естественнокультурные;2 социальнокультурн;3социальнопсихологические.

Социально педагогическая поддержка-савокупность различных форм соц пед деят,направл на активиз жизненных сил человека в соц помощи,моралной поддержки,воспит и образов.

Выделяют 4 вида соц поддержки:1.соц помощь,кот представляет собой систему соц мер в виде содействия; 2моральная или эмоцион поддержка кот представл собой разнообразнае действия,нацелена на укрепление морально волевой сферы личности; 3соц воспитат помощь,предпоагающая помощь индивиду в развитии,формир жизненных ориентиров; 4соц образов помощь предполаг реш задач связанных с повышением образов уровня челов.

В идивид поддержки выдел неск этапов совместн деят:1диагностич(обнаруж пробл);2поисковый(поиск проблемы);3проектировочный(постр договорн реш);4деятельностный;5рефлексивный.

Принципы,обеспечивающие пед поддержки:1.согласие на помощь и поддержку;2опора на наличные силы и потенциальн возможн личности;3ориентация на способность человека самостоятельно преодолевать препятствия;4совместимосиь сотрудничества содействия;5конфедициальность;6доброжелательность;7безоценочность;8безопастность;9защ прав человеч достоинства;10реализ принципа «не навреди»;11рефлексивно-аналитич подход к процессу,результату.

Сопровождение-содействие сопровождающего и сопровождаемого направленное на развитие жизненных проблем развития сопровождаемого.

Сопроводение выделяет 4 функции:1.диагностика возникшей проблемы;2информация о путях возможн реш проблем;3консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проьлемы;4первичная помощь при реализ плана реш.

Сопровождение включ в себя 3 компонента: 1систематическ отслеживание псих пед статуса воспит и диагностики его псих развития в процессе обучения; 2создание соц псих условий для развития личности детей и их успешного обучения; 3созд специал соц псих условий для оказания помощи детям,имеющим проблемы в психол развитии и обучении.

Соц пед технол работы с детьми гр риска:1детис отклон;2трудновоспитуемые;3пед запущенные дети.

7.Методики и технол соц воспит а проф образов.

Соц воспит-воспитание индивидов в социуме,соц среде,соц общине в ходе его взаимод с ними.

Объектом соц воспит-человек,реб.

Субъектом соц воспит-конкр люди,соц группы.

Методы социал воспит:1групповые и индивидуальные

Группы методов соц воспит:1соц экономич методы(работать с нуждающимися детьми разностороннего хар);2организационные(направл на организ коллектива,отнош личности в коллективе);3псих пед методы(метод беседы,анкетир,тестир,интервью);4использов народной педагогики(воспит словом,религией);5коррекции развития(педагогич воздействие на физически здорового реб с отклон в повед);6метод перевоспит(воспит полжит качеств);7метод тренинга.

Технол воспит-савокупность форм,методов,приемов и средств воспроизведения теоретич обособленного процесса воспит,позволяющ достичь поставл воспитат цели.

Последование процедур техн воспит:1определение четкой цели;2разработка теоретич оснований(с определ пед концепцией);3поэтапная структура деятельности(подготовит,функцион,контрольн,итоговый);4анализ результата.

Проф образов-вид образов,кот направл на приобретение обуч в процессе освоения основн проф образоват программ знаний,навыков и формир концепции,определ уровня и объема позв вести проф деят в проф сфере и восполн раб по конкретн профессиям.

Принципы организ социал и воспитат деят ВУЗа:1принцип единства нормат правового,организ,контролир,функцион всех видов и усл вузовского воспит;2принцип системности и приемственности воспит воздейств;3принцип организ социокультурн среды и воспитат пространства на основе толерантности;4принцип учета законом и особен возрастных разл студенческой молодежи;5принцип использов традиций и воспитат потенциала;6принцип ориентации воспитат образов процесса на личн разв кажного студента.

8.Методики и технол соц воспит в оздоровит лагере

Социальное воспитание в детском оздоровительном лагере имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ним задачами: укрепление здоровья детей, отдых и воспитание в разнообразной, увлекательной для них деятельности, организуемой на основе временных коллективов и самоуправления.

Загородный детский оздоровительный лагерь располагает значительным социально-педагогическим потенциалом для интенсивного личностного развития ребенка, формируя у него умения сочетать личные, групповые интересы, самореализовываться в различных видах деятельности через сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Участие в коллективной творческой деятельности определяет успешность процесса формирования таких умений, как способность работать самостоятельно, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, адаптироваться к временному коллективу.

Временный детский коллектив понимается как общество детей и педагогов автономного кратковременного существования, со сборным составом и четко обозначенной функциональностью. Установлено, что временный коллектив, как всякий воспитательный коллектив, существует и развивается в соответствии с общими законами коллектива:

– перед ним стоит строго определенная цель;

– обладает содержанием жизнедеятельности;

– имеет формальную и неформальную структуру отношений;

– ему свойственны определенные этапы и закономерности процесса коллективообразования;

– осуществляются идеи дополнительного образования;

– имеет возможности социализации и социальной реабилитации.

Создание сплоченного коллектива есть показатель качества процесса воспитания в лагере.

Возможности временного детского коллектива в развитии личности подростка – организация в коллективе всех ведущих сфер жизнедеятельности (познание, труд, предметно-практическая деятельность, общение, игры, спорт), использование разнообразных по содержанию форм воспитательной работы, получение опыта управленческой деятельности (дежурные отряды, советы дела, инициативные группы и т. д.), развитие умений самоанализа в процессе анализа дел, дня.

Основная идея в работе с временными детскими коллективами заключается в том, что кратковременность пребывания детей в лагере не предполагает импульсивного, отрывочного педагогического сопровождения.

Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течении всей смены и каждого дня.

9.Соц пед диагностика семей и детей групп риска

Дети-социал демограф группа населения в возрасте до 18 лет,имеющ свои потебности и интересы.

Дети группы риска-категория детей,кот в силу определ обстоят своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества,ставших причиной дезадаптации несовершен.

Дети групп риск подраздел на слеж категории:1дети с пробл в развтии не имеющ резко выраж клинико-патологич характерист;2дети.оставш без попечения родит в силу разл обстоят;3дети,из неблагоприятн ассоциальн семей;4дети из семей,нуждающихся в социал экономич и соц психол помощи и поддержке;5дети с проявлением социальн и псих пед дезадаптацией.

Работа с детьми групп риска должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социал,педагогич и психол помощи,работа с детми групп риска включ след этапы:1социалпедагогич и психол диагностика обучающихся и их семей,постановка социального диагноза;2выявление всех проблемных подростков группы,изучения положения в семье;3изучение интересов и склонностей,способностей обучаещегося,возможное вклюя его во внутр деятельность.

Стадии работы с детьми группы риска и их семьями:1выявление(обноруж,сообщение о семье,учет семей и подростков находящ в ТЖС);2индивидуал проф работа(соц адаптацияреабилитация;меропр по защите прав;оказание помощи детям;организ обуч,отдыха.)

Анкета «Определ детей групп риска»,Патохарактерологический диагностический опросник(ПДО),опросник Басса Дарки,многофакторный личностный опросник Кеттелла.

10. Соц пед профилактика и коррекция девиантного поведения подростков и молодежи.

Профилактика-савокупность госуд,обществ,соц медицинск,организ воспит меропр,направл на предупреждение устранения основных причин и условий,вызывающих различного рода отклонения в поведении подростка.

Виды профилактики:1 первичная-система мер,предупреждающих возникновение и воздействие факторов риска развития патологии;2 вторичная-комплекс мероприятий,направленных на устранение выраженных факторов риска,которые при определенных условиях могут привести к возникновению обострения и рецедивов заболания;3 третичная-комплекс мероприятий по реабилитации.

Способы проф девиантного поведения подростков должны характеризоваться:1с учетом государств и обществ начал,сил и ресурсов этой деятельности;2сочетанием четырех задач(воздействие на личность,воздейств на среду,деят субъектов воспит и профил,обществ мнение);3специализированной информацией фонда;4распределение функций между отдельными участниками профилактики с тем,чтобы противодействовать дублированию;5определение сфер применения мер воспитателя,обеспечить нормальные жизненные условия;6переходом в случае необходимости от преимущественного воспитания к правовым нормам воздействия.

В основе профилактики должны лежать законность,справедливость,демократизм,

Этапы профилактики дев повед несовершеннолетних:1этап ранней профил (оздоровит средуи оказать помощь несовершен,оказавш в неблагоприятн усл жизни и воспит еще до того,как отрицат действие скажется на поведение таких лиц);2этап непосредствен профил (не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации,совершающих правонаруш не приступного характера);3предприступное поведение(не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц,систематически совершающ правонаруш,характер которых указывает на вероятность соверш преступл в ближайшем будущем).

Функции процедур коррекции личности девианта:1 воспитательная-воспит положит качеств,которые преоблад у молодого человека до появления девиантности,обращение к памяти ред о его добрых делах;2 компенсаторная-формирует у молодого человека стремление компенсировать тот или иной недостаток,усиление деятельности в той области,в которой он может добиться успехов,кот позволят реализовать ему свои возможн;3 стимулирующая-активизация положительной,соц полезной,предм положит деятельности,осуществл посредством осуждения или одобрения;4 корректирующая-исправление отрицат качеств человека и применения разнообр методов.

Этапы работы подростковых и молодежных девиантн группах:1.формирование соц псих и педагогич проблемы;2.выдвижение гипотез о причинах такого повед;3.диагностический этап;4.выбор методов и технол коррекц работы;5.использов методов,методик и технол корррекц работы;6.разработка программы социо,психо коррекц работы с детьми и молодежью;7.осуществл этой программы;8.контроль за ходом и эффективн программы.

11.Социально-педагогич сопровожд детей-сирот.

Основная задача сопровлждения-создание ситуаций развития,в кот ребенок и сопровождающ его взрослый вступает в особый тип взаимоотношений в рамках которых ребенок прожив полноценный детский опыт,решая задачи возраста,а взрослый передает ребенку необходимые средства,позхволяющ решать данные задачи и создает ситуации,активизир его потенциальные ресурсы.

Цель соц пед сопров:формирование и актуализация определ псих способностей личности,соответствующих тем связям и отношениям,внутри которых эта личность должна жить.

Виды работ по соц пед сопров:1.профилактика;2.индивидуал или группов диагностика;3.консультирование;4.развивающая работа;5.коррекционная работа.

Комплексное спорвожд индив разв детей-сирот:1.изучение социал ситуаций сиротства(сбор реальной ситуации жизни ребенка,характерист семьи,система отнош в семье,место и роль в семье реб,);2.наличие или отсутствие опыта бродяжничества;3.соц психол педагогич диагностика(цель:определ уровня актуализ разв реб.,изучение когнетивной сферы,эмоцион волевой,личностной,социал компетентности);4.диагностика обучаемости;5.разработка индивид образов программ.

12.соц пед реабил дезадаптир детей и подростков.

Соц пед реабилит.-комплекс мер соц поддержки,диагностика коррекцион профессий по преодолению различн форм детской дезадаптации по включению интегрированного ребенка в соц сферу выполняющую функцию института социализации.

Форма и методы соц пед реабил:разнообразны и зависят от характера и природы дезадаптации.

В настоящее время выдел три этапа детско-пед дезадапт:

1.патогенная(вызвано отклон патологии психол развития,нервно психич заболев в основу кот лежат органические поражения)соц пед условия для реализации прогр по соц адаптациии у детей:1.своевременная диагностика и адекватным возможностям ребенка профессии коррекционо-равив обучения;2.ранняя ориентация на пассивную трудовую деятельность,выработка трудов навыков и их автоматизм профориентационно;3.осуществление программы соц бытовой адаптации путем спец занятий и методов за счет организаций индивидуал и коллективной жизни детей-олегофренов в процессе учебной,трудовой и обществ деят.

2.психо-социал(вызвана половозрастн и индивидуал,кот обуславл и определяющую нестандартн,требующ индивид аодхода в отдельн случаях специалиста психо социал и психо пед коррекционн програм)К психологич особенностям относятся:1.неадекватные проявления самооценки и различн акцентуац характера;2.наруш эмоцион волевой и коммуникативн сферы;3.вытеснены в подсознательные комплексы,фобии,тревожность,агрессивность. Проблемы поведения таких детей носит психологический характер,здесь необходимо применять индивидуал пед подход и эффективное коррекцион технике и психо социал технологий.

3.социальн.(проявл в нарушении норм морали и права в ассоциал поведении и деформации системы внутренней регуляции ценностных ориентиров соц установок)Стадии школьной соц дезадаптации преставлена пед запущенными учащимися это храническое отставание по ряду предметам,сопроситл ряда воздействия дерзить с учителями и др.

Реабилитационная работа с такими детьми может вестись в рамках учебно воспитат учреждений всех типов по отношению к ним необходимо более адресная психологич помощь.Более глубокую стадию соц дезадапт представляют соц запущ подростки.

Их характеризуют глубокое отчуждение от семьи и школы,формир ассоциальных и криминогенных групп.

Осуществление процесса реабилитации затрудняется тем,что в одном ребенке могут быть представлены смншанные формы дезадаптации.

13.Методы активного соц псих обучения в работе соц пед.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности. Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Обучение в системе АМО не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение — результат встречной активности группы учащихся (участников АМО). Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. В этом и проявляется эффект группы. Эффект присутствия выражается в том, что пребывание в ситуации, когда другой осуществляет пробы и ошибки в решении поставленной задачи, то остальные члены группы, выступая в роли наблюдателей, учатся на его примере, могут вмешиваться в ход решения. Советы и рекомендации здесь не являются непозволительными подсказками, а выступают как важнейший момент обучения. В группе участников АМО результат определяется действиями всех членов, что также противостоит классической системе обучения, где групповому способу преподнесения знаний, противостоит индивидуальный способ контроля и оценки их усвоения (учат всех вместе, спрашивают каждого в отдельности, оценки одного не влияют на оценки других). Важность усилий и активности каждого участника АМО, определяющая конечный результат обучения членов группы — главная отличительная особенность методов социально-психологического обучения. Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности, контекстности, сотрудничества (В. Н. Кругликов, 1998).

Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по: содержанию когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования, по объему, что позволяет способным и заинтересованным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях(для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины), по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и формой их подготовки.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться в соответствии с изменениями на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования. Этот принцип реализуется при работе вузов по подготовке специалистов по прямым связям с заказчиками образовательных услуг, получившей название целевой подготовки по прямым договорам.

Принцип элективности — предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных (кратких, обзорных или узко специализированных) курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, его познавательным интересам.

Принцип контекстности требует подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает контекстный характер, способствуя ускорению последующей профессиональной адаптации.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Все методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.

Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (профессиональных или ролевых) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности.

Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей учащихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.

Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Классификация активных методов обучения

АМО подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные — к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

14.Соц пед экспертиза детских и молодежных передач

В подростковом возрасте доминирует направл на познават интересах. В этом возрасте подростков начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни(новости шоу-бизнеса,любовь..)

Молодежный возраст –время серьезной подготовки юношей и девушек к взрослой жизни и стремление глубже понять себя,сложную область человеческих отношений.

В изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое количество рубрик,анализирующих психологич,моральные и нравств проблемы современного общества.

В практике современного теле и радоовещания для молодежт существует разделение передач по целевому назначению:информационно публицестические «шалтай болтай»(радио россии);научно-популярные(умники и умницы,орт);художественные(в тридесятом царстве,орт);развлекательные(лукоморье,ртр)

Большинство теле и радиопередач предназначенных для молодежи,вне зависимости от возрастной направленности и функционального значения,занимательны:они создаются по принципу «развлекая-получать».

Процесс расширения возрастных рамок аудитории затронул почти все передачи.Более того детская редакции «радио россии»,каждую передачу адресует сразу нескольким возрастным группам:дошкольникам и школьникам до 10 лет(«полный вперед» и др),а также подросткам и старшеклассникам («Лицей» и др).Лишь некоторые теле и радиопередачи рассчитаны на определенную возрастную группу на дошкольников(спокойной ночи малыши) и на старшеклассников (умницы и умники).

Ососбую важность имеет необходимость создания нового телевещания для молодежи в формате общефедерального канала либо общенационального детского канала,по схее общественного телевидения.

Развлекательные передачи должны отойти на второй план,либо интегрироваться с образовательными и воспиательными программами.

Главные каналы страны: «первый канал» и «россия»,если рассуждать в масштабах всего СМИ в России,как бумажных,так и электронных,то эти каналы считаются главными источниками информации,а они игнорируют молодежную аудиторию.В настоящий момент,несмотр на очевидность проблемы, со стороны руководства главных российских каналов не предусматривается усилий для того,чтобы создавать качественные передачи для молодежи и довести их объем до требуемой доле в сетке вещания.Качество материала также оставляет желать лучшего:иностранные мультфильмы подчас крайне низкого качества,молодежные программы,преследующие довольно низкие цели и являющиеся по сути выполнением заказа рекламодателей,некачественных копий с хороших западных передач и тому подобные вещи.В изначально детских передачах импортируемых изи за рубежа,встречается все,от явной пошлости до чрезмерной жестокости и это очень настораживает.Необходима масштабная,планомерная,продуманная работа по возвращению молодежных телепередач на национальные телеканалы.Только так можно вернцть телевидению воспитательную и образовательную функцию.

15.Соц пед экспертиза детских игр и игрушек.

Тенденции развития современного рынка игрушек

 

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.

 

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

 

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью – визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) – продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства. Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются.

 

Необходимость экспертизы игрушек

 

Для исправления сложившейся ситуации необходимо:

совершенствовать правовую базу и повышать правовую грамотность населения в вопросе защиты детей от влияния игр и игрушек, которые могут нанести вред здоровью, психическому и духовно-нравственному развитию детей

использовать педагогический потенциал образовательных учреждений, прежде всего дошкольной системы, в работе с семьями с целью создания единого развивающего пространства в детском саду и дома

совершенствовать систему социальной и психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек с целью обучения потребителей правильному выбору игр и игрушек

Цели психолого-педагогической экспертизы игрушек

 

О безопасности игрушки свидетельствует наличие сертификата Ростеста (сертификат соответствия, который в свою очередь выдается только при наличии гигиенического сертификата). В любом случае игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка.

 

Основные требования экспертизы игрушек

 

Основные критерии, которые должны быть использованы при психолого-педагогической экспертизе игрушек (для детей до 12 лет):1. Социальная и психологическая безопасность игрушки. 1.1. не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 1.2. в игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка. 1.3. не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей. 1.4. не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка;.2.Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.;3.Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка.;4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).;5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.

Корректная и качественная экспертиза определяется квалификацией и ответственным подходом к ней экспертов. Приведенные критерии не следует нормировать в числах и объединять формулами – для заключения по каждому из критериев эксперт использует свои знания и опыт. Тем не менее мы считаем необходимым отражать каждый из основных критериев в рецензии или в заключении эксперта. Что касается дополнительных критериев, то они позволят полнее представить качество игрушки при ее экспертизе. Это прежде всего:

Культуроcообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Возможность использования игрушки в коллективной игре.

Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).

Прочность и долговечность игрушки.

Использование экологически чистых материалов.

Качество описания игрушки.

Качество упаковки игрушки.

16.ИКТ как сфера социализации и средство воспитания.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это не только повышение интереса           обучающихся и их наставников, это именно тот ресурс, который  необходимо использовать для активизации воспитательной работы в современных условиях.

     Анализируя эффективность использования ИКТ, можно уверенно говорить, что в школе накапливается опыт обеспечения управления воспитанием на основе информационных технологий: портфолио учителя, дневник классного руководителя, воспитательный план, анализ деятельности классных руководителей, мониторинг воспитанности обучающихся,   с целью определения условий, способствующих повышению эффективности воспитательной работы, определения уровня развития класса и отдельной личности.

     Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано: значительно повысился интерес классных руководителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей   в  олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников и учителя.

17.Псих-пед помощь детям в трудной жизненной ситуации.

ТЖС-определенная как временная объективно или субъективно создавшаяся ситуация,неизбежное событие в жизненном цикле,порождающее эмоцион напряжение и стрессы,препятствия в реализации важных жизненных целей,с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств.

Интенсивно развивается система новых типов учреждений по оказанию помощи и поддержке детям оказавш в ТЖС: 1.Центр соц-трудов адаптации предназн для несоверш подростков группы риска,отчисл по разным причинам из общ образов учр. 2.Центр семейного воспитания(решает проблемы детей,воспит в неблагоприятн семьях); 3.Центр неотложн соц психол педагогич помощи(должен оперативно решать проблемы детей,оказавш в псих пед сложн ситуации,переживш насилие,стресс и временно оставш без жилья и средств к существованию); 4.Кризисный центр(предназначен для детей сирот,оставш без попечения родит).

Построение системы соц пед поддержки детства,в рамках муниципальн системы образов,с учетом направленной организационной деятельности,предусматрив включение учреждений и служб 3 уровней:1.типовые образоват учрежд (деятельность учреждения и служб направлены на коррекцию соц пед усл ,реализующие право детей на полноценное развитие и образов в рамках традиционного образов учреждений);2.социал-педагогич учрежд (направл на реализацию и нащиту наруш права детей на уровень жизни,необходим для их полноценного развития и на их соц пед реабилит);3.органов управл образов (включ муниципальн,региональн или федеральн органы управления образов,а также находящ в его непосредств подчинении психол-медико педагогич службу,обеспечив выявление и диагностику соц пед проблем детей в рамках муницип и региональн образования).

Направл псих пед сопровожд детям в ТЖС:1.Оказание помоци родителям и ребенку в выборе образовательного маршрута,опираясь на индивидуал особенности и состояние здоровья ребенка;2.Изменение образоват маршрута в процессе сопроводж развития реб в связи с возникшими проблемами и трудностями;3.Помощь реб,применившему образоват маршрут.

18.Проектирование программ профилактики соц дезадаптации несовершеннолетн.

В последнее время все чаще говорят о проблеме социальной дезадаптации подростков. Существует статистика, говорящая о том, что в последние годы число дезадаптированных подростков резко увеличилось.

Объективно, нынешние дети не очень похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные, они умеют красиво говорить, и не умеют работать руками, они могут часами неподвижно сидеть у телевизора или компьютера, мало читают, не любят учиться и не умеют интересно играть в ролевые игры.

Американские практические психологи, работающие в рамках психологической службы, считают, что снятие негативных проявлений в поведении ребенка, прежде всего, связано с воздействием на него. Однако, в России практические психологи образования и психологи-консультанты наблюдают совсем другую картину: можно убрать все внешние помехи – не разрешать смотреть телевизор, сменить школу или класс, переехать в другой район, но через некоторое время трудности появятся снова – ребенок начнет конфликтовать с другими учителями, убегать из школы или дома, найдет новую «неподходящую» компанию и т.п. Поэтому необходимо изменить самого подростка, сделать его неуязвимым, научить справляться с различными трудностями, которые неизбежно возникают при жизни в социуме.

Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то можно убедиться, что они похожи. Однако одни легко их проживают, а для других становятся камнем преткновения. Это говорит о том, что дело не в обстоятельствах, а в самом ребенке. А именно, в эффективности его социальной адаптации.

Профилактика всегда эффективнее любого лечения. Именно поэтому выбор темы исследования «Профилактика социальной дезадаптации подростков» актуален для России в настоящее время. Актуальность проблемы была выявлена при изучении документации социального педагога, в связи с обращениями учителей-предметников, классных руководителей, родителей и самих подростков.

Родители подростков, у которых была выявлена социальная дезадаптация, а также педагоги в ходе бесед сообщили, что в период, предшествующий дезадаптированному поведению, были отмечены единичные, как бы случайные или на первый взгляд не связанные между собой случаи нарушения поведения.

Целью исследования было выявление диагностически значимых признаков социальной дезадаптации подростков для своевременной профилактики. В ходе исследования решались следующие задачи: 1) изучить теоретические аспекты дезадаптации подростков; 2) провести анализ и интерпретацию данных диагностики социальной дезадаптации подростков; 3) составить практические рекомендации по раннему выявлению социальной дезадаптации для педагогических работников.

19.Соц-пед сопровождение развития одаренных детей.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования, поскольку от её решения в итоги зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства.

В условиях общеобразовательной школы больше подходит понятие не одаренный ребёнок, а высокомотивированный: им интересно узнавать что-то новое, сравнивать, размышлять. И для поддержки таких детей необходимо создать образовательную среду, в которой главная роль отводится ученику, что способствовало бы раскрытию его академических способностей, развитию творчества и самореализации.

Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастных особенностей. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей — это лишь одна из задач. Главное - это создание условий для обучения детей с незаурядными особенностями. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому работа должна проводиться не только в дополнительное время, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, личностно-ориентированный подход, подбирая для таких детей индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую.

Большое внимание необходимо уделять использованию методов проектов, проблемно-поисковых методов, приемам организации групповой работы, работы в парах и индивидуальной, что способствует развитию самостоятельности, инициативности, творчества учащихся. Совместная работа помогает развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи. Учащиеся самостоятельно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, совершенствуют коммуникативные и исследовательские умения.

Вместе с тем, высокомотивированным детям необходимы постоянные консультации, рекомендации (но ни в коем случае не требования, не принуждения - это порождает сопротивление), а также поддержка.

В общении между собой одаренные дети производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут тут же перейти на «нормальное» общение и доказать, что это не так.

Поэтому на уроке с несколькими одаренными детьми надо сразу дать установку не только на высказывание своего мнения, но и на выслушивание мнения других.

Эффективная организация работы с высокомотивированными учащихся обязательно даст высокие результаты.

Поэтому, цель работы с одаренными детьми создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.

Задачи работы с одаренными детьми:

создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей МОУ СОШ №21;

обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми в школе;

создание системы непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей;

интеграция образовательного учреждения с учреждениями доп. образования и ВУЗами;

подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрение нового опыта в практику работы школы;

создание системы информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В целом работа соц пед осложняется с одаренными детьми множеством факторов. Согласно данным различных исследований отмечаются следующие основные недостатки;1. учителя зачастую не стремятся выделить одаренных детей в своем классе;это часто вызвано слабой псих подготовкой,отсутствие систематических- знаний об одаренных детях,недостаточным развитием исследовательских навыков,отсутствие методик обучения одаренных детей;2учитель часто не имеет возможности организовать индивидуальное обучение одаренных детей

20.Соц-пед сопровождение развития детей с огранич возмож.

Психологич и соц психол сопровождение подразумевает движение вместе с изменяющейся личностью реб,рядом с ней,совместн указ,возможных путем оптимального развития при необходимости помощи и поддержке.

Цель:создание комплексной сист псих пед усл,способствующихуспешной адапт,реабил и личностн росту детей в социуме.

В процесс соц пед сопровожд входит:1.медицинск абилит и реабилит;2.медико-социал,педагогич патронаж;3.медико-социал профилакт и ранняя комплексн помощь;4.соц пед помощь лицам с ОВЗ.

1.Медицинск абилит-система профил мер,напрвл на создание условий для формиров,развития,тренировки рефлекторн,сенсорн,двигат реакций реб в соответств с возрастом.

Медицинск реабилит-этап,включ использование всех возможн соврем медицины для восстановл наруш функции,формир возможн проспособл к новым усл существования(лечение,физио терапия).

Принципы соц пед реабил:1.проводися сист на протяжении роста реб поэтапно;2.программа должна быть индивидуал;3.должна быть профориент и трудоустр.

2.под патронажем поним особый вид помощи реб в решении сложн пробл выжив,лечения,спец обцч и воспит.

3.ранняя комплексн помощь

4.соц помощь-комплекс услуг,кот включ в себя доплаты к пенсиям и пособиям и адресная поддержка во время критич жизн сит.

Содерж работы соц пед включ в себя след направл:формиров гуманных отнош в социуме,содействие саморазвитию личн реб,оказание помощи соц адаптации выпускн,нормал отнош в семье,выявл и разрешение конфликтн сит.

Психол и педагогика инклюзивн образов.

Интеграция может выступ в 2 формах:1.социальная;2.педагогич(учебн)

Соц интеграция предполаг социал адапт реб с ОВЗ в общую систему соц отношений и взаимодействий.

Существ 2 подхода к соц интеграции:1.предпол приспособл лиз с ОВЗ к вхождению в общество и их адапт к окруж усл;2.предпол подготовку сасого общества к принятию таких людей.

Педагогич интегр предполаг формир у детей с ОВЗ способности,усвоению учебн материала,определ общим учебн планом.

Инклюзивное(включ образов)термин использ для описания детей с ОВЗ,включ их в общеобразоват среду.

Анализ социал-культурн факторов,кот привели к необходим интегриров образов.1.»Концепц открытого гражд общества»;2.»Деклар ООн о правах умств отстал лиц»1971;3.Деклар ООН о правах инвалидов,1975.

На Западе стали образовыв оссоциации родит и детей с синдромом дауна.

Основн пробл инклюзивн образов в России:1.отсутств нормат правов докум регламент инклюзивн обусение;2.недостат финансов обеспеч процесса инклюзии;3.надостат подготовки педагогич кадров кот работ по модели инклюзивн образов;4.отсутствие должного медико-психо-педагогич и социал сопровожд образоват учрежд,осуществл инклюзивно буч;5.негативн общества к принятию детей с ОВЗ.




Предыдущий:

Следующий: