вопросы к экзамену по соц пед псих 2013

Вопросы к экзамену по социальной педагогической психологии

для студентов 2 курса очного отделения (педагогическое образование)

преп. Э.Г. Патрикеева

Социальная психология в системе научного знания. Предмет и объект изучения в социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Привести примеры различных социально-психологических явлений: процессов, состояний, свойств личности или группы.

Проблематика социальной педагогической психологии. Задачи социальной педагогической психологии.

Социально-психологические аспекты обучения и воспитания.

Основные источники получения информации в социально-психологическом исследовании.

Методы социальной психологии и их использование для исследования прикладных проблем педагогической деятельности.

Использование метода наблюдения в педагогической практике. Виды наблюдения. Эксперимент как метод психологического исследования в школе. Виды педагогических экспериментов. Достоинства и недостатки методов наблюдения и эксперимента.

Основные достоинства и недостатки метода опроса. Отличие метода беседы от метода опроса. Беседа как метод изучения личности ученика. Анкетирование и тестирование в педагогической практике. Виды анкет и требования к их составлению. Психологические и педагогические тесты и их применение в работе педагога.

Основные этапы становления и развития социальной психологии.

Понятие, параметры, стадии (этапы), содержание и широта процесса социализации.

Основные социально-психологические механизмы социализации личности.

Сущность социально-психологической адаптации. Социально-психологическая адаптация школьников. Критерии успешности школьной адаптации. Причины трудностей в адаптации школьников.

Институты социализации личности. Достоинства и недостатки школы как института воспитания.

Семья как социально-психологический фактор воспитания личности. Характеристика типов семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка.

Воспитание как процесс формирования социальных установок личности. Понятие социальной установки, её природа, структура, функции.

Понятие социальных стереотипов. Социальные предрассудки и их структура. Влияние социальных установок на поведение. Влияние поведения на социальные установки. Сущность парадокса Лапьера. Эксперименты Ф. Зимбардо.

Социальные установки педагога и их влияние на эффективность педагогической деятельности. Особенности социальных установок ученика.

Общие подходы к изучению мотивации учения. Виды мотивов учения и их психологическая характеристика. Развитие учебной мотивации школьника на разных возрастных этапах. Факторы, оказывающие положительное воздействие на внутреннюю мотивацию учащихся.

Я-концепция как социально-психологический феномен. Развитие я-концепции ученика в учебно-воспитательном процессе.

Сущность и содержание понятия девиантного поведения. Общие подходы к изучению девиантного поведения. Группы факторов, детерминирующих девиантное поведение личности. Типология подростков с девиантным поведением.

Проблема трудных детей в современной школе. Направления работы педагога по преодолению трудностей, связанных с девиантным поведением школьников.

Психологические особенности суциидального поведения. Профилактика суицида в образовательной среде. Психологические возможности профилактики саморазрушающего поведения подростков и юношей.

Общая характеристика общения. Определения понятия общения. Типы межличностного общения. Структура общения.

Специфика педагогического общения. Модели педагогического общения.

Общение как обмен информацией (коммуникативный аспект). Особенности человеческой коммуникации. Информация, понимание, коммуникативные барьеры и их виды. Барьеры педагогического общения.

Вербальная коммуникация и речь. Коммуникативный компонент педагогической деятельности. Культура речи педагога. Компоненты профессиональной речи педагога. Типичные ошибки речевого поведения педагогов.

Понятие слушания в коммуникативном процессе. Виды и техники слушания. Формирование навыков рефлексивного слушания.

Компоненты невербальной коммуникации и их характеристика.

Основные средства невербального общения и их значение в педагогической деятельности. Экспрессивный аспект педагогической деятельности.

Интерактивная сторона общения. Понятие, типы и стратегии взаимодействия. Сущность педагогического взаимодействия.

Стороны, стратегии, феномены педагогического взаимодействия.

Совместная деятельность педагогов и учащихсякак способ реализации педагогического взаимодействия. Психологические условия организации совместной учебной деятельности. Сотрудничество как смысл совместной деятельности. 

Виды и стратегии педагогического воздействия. Назовите основные стратегии воздействия. Дайте понятие развивающего педагогического воздействия.

Приемы педагогического воздействия с позиций рефлекторной модели психики. Педагогическое воздействие, основанное на ролевой теории. Психологические аспекты эффективного педагогического воздействия.

Психология педагогической оценки. Психологические отличия учебной оценки и отметки. Влияние оценки на учебную мотивацию и личность обучающегося. Причины необъективности педагогической оценки. Субъективные тенденции или ошибки оценивания.

Понятие и механизмы социальной перцепции.

Перцептивный компонент педагогического общения. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе. Факторы, препятствующие адекватному межличностному восприятию в педагогическом процессе.

Понятие малой группы. Виды малых групп. Количественные и качественные характеристики малой группы. Понятие «групповая динамика» (К. Левин). Назовите основные феномены групповой динамики. Понятия «групповое давление», «конформизм» и «нонконформизм». Опишите эксперименты С. Аша, Ст. Милграма. Влияние группового давления на личность.

Понятие «групповая сплоченность» (К. Левин, Л. Фестингер). Групповая сплоченность как ценностно-ориентационное единство группы (А.В. Петровский). Феномен «лидерства» и «руководства» в малой группе. Процесс принятия группового решения. Опишите эксперименты К. Левина. Механизм «рассеивания ответственности».

Изучение неформальной структуры малой группы. Социометрические процедуры в исследовании структуры школьного класса: возможности и ограничения. Лидерство и вожачество в детском коллективе.

Стадии и уровни развития малой группы (по Л.И. Уманскому). Виды, характеристики, стадии становления коллектива с точки зрения отечественных ученых. Понятие коллектива и критерии его определения. Структура и типологии детского коллектива.

Социально-психологические закономерности и этапы формирования детского коллектива. Класс как вид коллектива. Социально-психологический климат в детском коллективе. Роль коллектива в развитии личности обучающихся. Роль педагога в формировании и функционировании детского коллектива. Составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

Понятие «большая социальная группа», классификация и виды больших групп, этапы их развития. Особенности психологии социальных классов. Влияние классовой принадлежности индивида на его психологические качества. Психологические особенности этнических групп. Понятие «национальный характер».

Стихийные группы, их виды. Механизмы, действующие в стихийных группах. Назовите основные признаки, виды и структурные характеристики толпы. Психологические особенности поведения человека в толпе.

Молодёжь как социально-психологическая группа. Психологические особенности молодёжной субкультуры. Типы и виды неформальных молодёжных группировок и их функции. Соотношение понятий молодежная субкультура и контркультура. Влияние неформальных организаций на личность молодого человека (подростка). Психолого-педагогические принципы работы с молодежными группами.

Соотношение понятий лидерство и руководство в социальной психологии. Стили лидерства и руководства. Качества и черты личности лидера. Критерии оценки эффективности лидера. Слабые и высокие навыки руководства.

Понятие стиля педагогического руководства. Приемы педагогического руководства. Классификации стилей педагогического руководства. Понятия «оптимальное педагогическое общение» и «оптимальная социальная дистанция» учителя (по А.А. Леонтьеву). Влияние стиля педагогического руководства на личность и мотивацию обучающегося.

Понятие обучения, преподавания, учения. Понятие «эффективность обучения». Учебной деятельность и её структура. Виды обучения. Формы обучения и функции форм организации обучения.

Современные теории и концепции обучения, достоинства и недостатки.

Обучаемость, развиваемость и воспитуемость как показатели зоны ближайшего развития школьника. Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни.

Обучающийся как субъект учебной деятельности на разных этапах обучения в школе.

Понятие школьной неуспеваемости и отставания. Факторы и причины неуспеваемости. Виды неуспеваемости учеников. Типы неуспевающих школьников. Пути устранения неуспеваемости школьников.

Понятие социальной и профессиональной позиции педагога. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Сущность педагогических способностей. Базовые педагогические способности. Уровни педагогических способностей. Психологические особенности развития и формирования педагогических способностей.

Понятие мотивации и профессионального развития педагога. Мотивы и сущность профессионального саморазвития учителя. Профессиональное самосознание и «Я-концепция» учителя. Профессиональные и личностные деформации педагога и пути их преодоления. Понятие эмоционального выгорания педагога и способы его преодоления.




Предыдущий:

Следующий: