часть курсовой

Оглавление

Введение

I Возрастные психофизиологические особенности дошкольников

II Выносливость и методика ее развития

2.1.

III Бег и подвижные игры как средство развития выносливости у дошкольников

3.1.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Дошкольный период является одним из наиболее важных периодов жизни человека.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития.

Воспитание ребенка является закономерным биологическим процессом, но на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка. В возрасте до 7 лет, человек проходит большой путь развития на протяжении всей жизни. У него идет быстрое развитие органов и систем организма, формируется личность и характер человека, отношение к себе и окружающим. На этом этапе главное сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Дошкольный период является решающим в формировании отношения и желания осваивать новые виды физической активности. В таком раннем возрасте дети принимают решение относительно участия или неучастия в физической активности. Для наилучшего эмоционального развития требуется освоение широкого круга двигательных умений и навыков, чтобы ребенок был уверен в себе, не чувствовал себя одиноким.

Физическое развитие детей является незаменимым аспектом дошкольного возраста в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития. Важно, чтобы развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни[1].

Правильное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию мышления, памяти, воображения, самостоятельности, выработке правильных гигиенических навыков, формированию морально-волевых качеств, культуры поведения, коллективизму, товариществу, целеустремленности, организованности и дисциплинированности. Накопление детьми двигательных навыков помогают им лучше овладевать трудовыми действиями. Выполнение физических упражнений, взаимодействие коллективных действий (играх, танцах и праздниках), красота и четкость движений, свободное владение телом, правильная осанка воспитывают эстетические потребности детей.

В эти годы пассивный, малоподвижный образ жизни детей влияет на состояние сердечнососудистой и дыхательной систем, склонность к излишней полноте веса и общее состояние здоровья. Ребенок становится стеснительным и замкнутым. На сегодня известно, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 5-7 лет. Поэтому, дошкольный возраст являются решающими вкладом в развитие физического и психического здоровья. [2]

Мы знаем, что детям присуща естественная потребность в движениях. Движение — необходимое условие жизнедеятельности организма человека. Во время физических упражнений и подвижных игр ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Дети, занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Физическое развитие способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма.

Для всестороннего развития дошкольников важно во время овладеть разными движениями. Во-первых, основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя участвовать в подвижных играх. А во-вторых, в будущем успешно заниматься спортом.

Двигательные навыки этих движений, овладение способами их выполнения, пополняют двигательный опыт, важный в игровой деятельности, жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в различных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.[3]

Разнообразие движений дает возможность развивать и совершенствовать физические качества, как выносливость, быстроту, ловкость, силу, гибкость. Отсюда следует актуальность исследуемой нами темы.

Объект исследования: физические способности дошкольников.

Предмет исследования: развитие выносливости у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: показать, что бег и подвижные игры являются важнейшими средствами развития общей выносливости у дошкольников.

Задачи:

1) обосновать ;

2) изучить психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;

3) рассмотреть методы развития выносливости

Гипотеза: предполагается, что выносливость детей дошкольного возраста может быть существенно улучшена, если будет осуществляться контроль над развитием данных способностей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Список литературы

1.  Авдеева П.И. Физическая культура детей дошкольного возраста. // Физическая культура. – 2005. — №10.

2. http://wwwreferatbank.ru/market/referat/rw/35250/diplom-osobennosti-razvitiya-vyinoslivosti-u-doshkolnikov.html

3. http://referat-barnaul.ru/?disId=4&subId=62&workId=70212

4. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/76793

Возрастные психофизиологические особенности дошкольников

Дошкольный возраст — важный этап в жизни человека. В данный период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет инструкторам физкультуры, воспитателям детских садов и родителям правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников: следить за их физическим и психическим развитием, подбирать упражнения, закаливающие процедуры. Великий русский педагог К. Д. Ушинский (1950, с. 23) писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Основными показателями физического развития ребенка являются его рост, масса тела и окружность грудной клетки. Родителей всегда интересует, а не отстает ли их сын или дочь в возрасте и массе от своих сверстников. Об этом можно узнать, сравнивая данные физического развития своего ребенка со средними показателями (стандартами) детей соответствующего возраста, которые определялись в результате массовых антропометрических обследований дошкольников.

Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.

Костная система. Скелет человека выполняет опорную функцию, защищает внутренние органы от различных сотрясений и ударов. Эту же функцию выполняет череп относительно мозга. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах. (Э. С. Вильчковский, 1979, с. 9).

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей и вызывает их искривления. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Особенно полезны упражнения в лазаний, беге, прыжках и различные подвижные игры.

Мышечная система. У детей дошкольного возраста мышечная система развита еще очень слабо. Прежде всего у них развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Общая масса мускулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20—22% по отношению к массе тела, что в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину. (Н. Н. Кожухова, 2002, с. 78).

Нормальное физическое развитие организма невозможно без всестороннего развития мускулатуры. Однако наряду с систематической тренировкой мышечного аппарата ребенка следует ограничивать для него мышечные напряжения, связанные с длительным сохранением неподвижного положения туловища. Учитывая быструю утомляемость мышц у дошкольников, нужно избегать чрезмерных физических усилий при выполнении упражнений и во время подвижных игр.

Дыхательная система. Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. К седьмому году жизни в основном заканчивается процесс формирования тканей легких и дыхательных путей. Однако развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубоких вдохов. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (табл.1).

Таблица 1

Частота  дыхания  за  минуту (количество раз)(Э. С. Вильчковский, 1979, с. 11)

3 года

 

4   года

 

5 лет

 

6 лет

 

7 лет

 

30—20

 

30—20

 

30—20

 

25—20

 

20—18

 

 

Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, необходимо, чтобы они как можно больше находились на свежем воздухе. Полезны также упражнения, способствующие развитию дыхательного аппарата: ходьба, бег, прыжки, передвижение на лыжах и коньках, плавание и др.[4]

Сердечно-сосудистая система. Сердечно-сосудистая система у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Сосуды у ребенка шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет значительно быстрее. Детское сердце обладает большей жизнеспособностью, потому что оно еще не перенесло различных болезней и лучше питается, благодаря широкому просвету сосудов.

С целью контроля за физической нагрузкой во время гимнастических упражнений, подвижных игр, упражнений спортивного характера необходимо периодически фиксировать частоту сердечных сокращений сразу же после выполнения двигательных действий.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка. Систематические занятия физическими упражнениями, правильно организованные и проведенные подвижные игры, посильная физическая нагрузка способствуют тренировке сердечно-сосудистой системы и укрепляют её.

Нервная система. Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг — высший отдел центральной нервной системы — руководит работой всех органов и систем организма человека, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой.

Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков — ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания и др. Причем правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, так как исправлять их очень трудно.

Физические упражнения тонизируют организм ребенка. Благодаря им усиливается кровообращение, улучшается деятельность органов дыхания и обмен веществ. «Движение,— писал еще в XVIII веке известный французский врач Тиссо,— как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».

Таким образом, важнейшими особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.

Выносливость и методика ее развития

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности (Л. П. Матвеев, 1991, с. 230).

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. (Ж. К. Холодов, 2003, с. 104-106).

Методика развития общей выносливости. Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения программах физического воспитания.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки.

В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления)   позволяет   совершать   бег   длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость (Е. Н. Вавилова, 1983, с. 34).

Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков (рис. 4).

Э. с Вильчковский 1979 с 11

Рис. 4. Развитие качества выносливости. Бег на выносливость (по длине дистанции пробега). На рисунке показано возрастное развитие качества выносливости. Этот показатель отражает значительные возможности детей 3—7 лет к проявлению данного качества. Отмечается значительный рост его в возрасте от 3 до 5 лет и от 6 до 7 лет у мальчиков. (А. В. Кенеман, 1978, с. 129).

Для развития выносливости полезен бег в равномерном медленном, темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. С целью воспитания выносливости более продолжительным становится бег в медленном темпе — до 1,5-2 м/с. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.




Предыдущий:

Следующий: