часть с егэ

Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст, выявив авторскую позицию по одной из рассматриваемых в нём проблем, корректно и доказательно выразив собственное отношение к прочитанному.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

         критерии оценивания части С (это поможет избежать типичных недочётов при написании сочинения-рассуждения, ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);

         план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению задания части С;

         речевые клише, позволяющие правильно формулировать и вводить в текст сочинения-рассуждения его составные части: проблему, комментарий к ней, позицию автора, согласие/несогласие пишущего, доказательство собственной точки зрения;

         типичные речевые и грамматические ошибки, которые не следует допускать в сочинении-рассуждении по данному тексту.

2. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту

     Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемым к выполнению части С:

1) Сформулировать проблему.

2) Прокомментировать проблему.

3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.

4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.

5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце):

         первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики;

         второй аргумент – из собственных знаний и жизненных наблюдений.

6) Итоговый вывод (заключение).

Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.

3. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания

1) Формулировка проблемы

Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Довольно часто в тексте рассматривается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая

         находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, т.е. является главной, а не второстепенной;

         даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, т.е. соответствовать его читательскому и жизненному опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).

Сформулировать проблему можно двумя способами:

Способы формулировки проблемы

Примеры

1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения).

    Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящён текст писателя NN.

2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема чего?

    Автор данного текста рассматривает проблему (чего?) отцов и детей.

    Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.

    В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества.

Речевые клише, используемые при формулировке проблемы:

         В своём тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?).

         Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?).

         Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая проблема.

Примечание.

Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте писателя NN. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему (чего?)…

Пример возможного начала сочинения-рассуждения:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.

Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы:

   помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.

Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».

   Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.

Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку

Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако поднятые в них проблемы нередко повторяются. Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в этом вопросе.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

1. Взаимоотношения отцов и детей.

    Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)

    Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.

    Проблема предательства детьми своих родителей.

2.      Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

  Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.

  Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).

  Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детств?).

3.      Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.

  Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.

  Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).

  Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

  Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).

  Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.

  Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.

  Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.

  Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).

  Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.

  Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.

  Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).

  Проблема защиты чести и собственного достоинства.

  Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.

   Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.

  Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.

  Проблема истинной дружбы.

  Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).

  Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).

  Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.

  Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.

  Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.

  Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).

  Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).

  Проблема одинокой старости.

10.    Человек и искусство.

  Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).

  Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).

  Проблема восприятия музыки человеком.

11.    Отношение человека к миру природы.

  Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.

  Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.

  Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.

  Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).

  Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12.    Бережное отношение человека к языку.

        Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13.    Человек и власть, которой он наделён.

        Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14.    Сострадание окружающим.

        Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).

        Проблема действенного сострадания.

        Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15.    Отношение человека к войне.

        Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).

        Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).

        Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).

        Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).

        Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

2) Комментарий проблемы

Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Можно выделить два типа комментария.

Тип комментария

Примеры комментария каждого типа

1) Текстуальный – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответ на следующие вопросы:

                Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме?

                Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?

                Какие поступки совершает герой и как его это характеризует?

                Какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?

                Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

    Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне.

    Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу,

Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее забыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы текста (рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

                Как автору удаётся привлечь внимание читателей к данной проблеме?

                К какой категории относится поднятая автором текста проблема (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)?

                Насколько актуальна в наши дни эта проблема?

                Почему эта проблема относится к разряду вечных?

                Кому и каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

                Традиционна ли данная проблема или нова?

                Если традиционна, то какие точки зрения существуют по её поводу?

                Если нова, то что стало причиной её появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы?

    Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне.

    Приводя нравственные оценки военных действий своими героями,

Л. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссии уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

     Примечания:

     1) Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами).

     2) Комментарий – не пересказ, не цитирование, а постижение авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

     Речевые клише для введения текстуального комментария:

        Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о… /повествует о…/приводит факты…/; на примере из жизни великого учёного NN показывает, что…

        Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о…

        Особенно грустно/страшно, по мнению автора, то, что…

Речевые клише для введения концепционного комментария:

        Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошёл её вниманием…

        Действительно, проблема… очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей о том, что… Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к…

        Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно/недавно доказано:… Вот почему указанная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены:…

Типичные ошибки при написании комментария:

        Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия. Комментарий – не пересказ, не цитирование, а постижение авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

        Констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика её как социальной/нравственной/философской. Помните: при комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах исходного текста.

        Формулируется одна проблема, а комментируется другая.

        Ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, далёких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразительно-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности, так как это задание уже 7 лет как вынесено в задание В8. При проверке сочинения экспертам предоставляется среди прочих документов распечатанное задание В8 для того, чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное содержание этого задания.

3) Позиция автора

Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, над которой он размышляет.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. 

Речевые клише, используемые при выражении позиции автора

Авторская позиция может быть отражена через

Примеры

1) Рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов её решения

1) Позиция автора текста выражается ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идёт цитата из текста). NN уверен: (далее идёт разъяснение цитаты).

2) Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении (далее идёт цитата из текста). NN утверждает, что…

3) Точка зрения автора на проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идёт цитата из текста). NN считает, что (далее идёт разъяснение цитаты). По мнению NN,… (далее идёт разъяснение цитаты).

2) Разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чём он говорит

1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает то, что…

2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что…

3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что… NN уверен:…

4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели всё же ощущают его сожаление по поводу того, что…

5) Автор текста не выражает прямо своего отношения к этой проблеме, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…

3) Обращение к авторским аргументам, примерам, раскрывающим тезис

1) Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что…

2) Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…

4) Обращение к выводам, формулировке основной авторской идеи

1) Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что…

2) Эти аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что…

3) Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)… Он убеждён:…

     Авторская позиция может быть выражена ПРЯМО (в текстах научного и публицистического стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и иногда публицистического стилей).

     В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ художественного текста, позволяющий вербализировать позицию автора. Для того чтобы понять позицию автора художественного текста, задайте себе ряд вопросов:

         О чём говорит автор?

        Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию.

        Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?

        Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?

        Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять позицию автора?

Речевые клише, используемые для ПРЯМОГО и КОСВЕННОГО выражения позиции автора

Авторская позиция выражена ПРЯМО

Авторская позиция выражена КОСВЕННО

                 Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». NN убеждён:…

              Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

              Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…

     Рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции автора:

        позицию автора следует формулировать кратко, двумя-тремя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его;

        при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

4) Формулирование собственного мнения

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что должно быть представлено корректно и развёрнуто. Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.

Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ… (далее идёт пример-аргумент).

2) Я согласен с автором текста в том, что… (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»…

3) Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что… (далее идёт формулировка важного тезиса).

4) Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры.

У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она…

5) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет… (далее идёт авторский тезис, вывод).

К сожалению, в наше время часто… (далее идёт пример-аргумент).

Для того чтобы выразить несогласие (полное или частичное) с точкой зрения автора исходного текста, можно опираться на следующие речевые клише:

1) Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие)…, но с другой -… (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.

2) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что… (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения…

3) Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что… (далее идёт мысль автора + свой аргумент).

4) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что… (далее идёт мысль автора + свой аргумент).  

5) Доказательство собственной точки зрения

Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргументы приводятся на основе:

        жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций;

        читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из наблюдений над поведением и поступками героев.

В сочинении-рассуждении можно использовать следующие типы аргументов:

         - примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

         поучительные события из жизни выдающихся личностей;

        —  примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений);

         - ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;

         - цитата из авторитетного источника;

        —  выводы науки и статистические данные;

         - события из жизни страны, общества;                                - обсуждаемые в средствах массовой информации актуальные проблемы современности.

Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение.

В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста-рассуждения:

         тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);

         аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);

         вывод (общий итог).

Речевые клише для введения в текст сочинения-рассуждения аргументации собственной точки зрения

А) первый аргумент

        В доказательство справедливости всего сказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/повесть/рассказ/пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении… главную героиню отличает…

        Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман/повесть/рассказ/пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении…

Б) второй аргумент

        Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является ещё одним аргументом в пользу того, что…

        Приведу ещё один литературный пример, который показывает…

        О том, как важно…, говорит в своём рассказе/повести писатель NN.

        У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость/важность… (далее идут примеры-аргументы).

Рекомендации по предупреждению типичных ошибок, часто допускаемых при аргументации собственной точки зрения:

         Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.

        Надо помнить, что при обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создаётся доказательная база.

        Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части С эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте. (Помните о том, что за приведение одного литературного аргументы вам засчитывается два балла, а аргумент, основанный на жизненном опыте, оценивается в один балл).

        В аргументах, даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм.

6) Заключение

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.

Типичные цели заключения

Примеры

1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении

В заключение сказанного ещё раз подчеркну: важно не только своевременное раскаяние за зло, причинённое своим близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.

2) дать оценку сказанному, чётко высказать своё мнение

Всё сказанное позволяет сделать вывод: русский язык несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка. Не обесценивайте бесценное! Экология языка – наш долг перед прошлым и будущим!

3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Д. Шеварова, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских подвижников.

4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию

В заключение ещё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки правилам чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом нужно помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.

Образцы сочинений, написанных по предложенному выше плану в соответствии  с критериями оценивания части С

Исходный текст №1

Сочинение

   (1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты – счастье, три комнаты – большое счастье, четыре – просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой…», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

   (3)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт – то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?

   (7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

   (11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не обстоятельствами жизни.

   (14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга – левой прифронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17) Активность этой зоны –показатель на удивление постоянный: 

учёные проводили измерения с промежутком до 7лет, и уровень активности оставался прежним. (18) Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19) У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

   (20) Но как быть тем, чья левая прифронтальная зона не так активна? (21) Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22) К чему тогда все усилия? (23) Зачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту?

(По Н. Коршуновой)

   Как каждый из нас понимает, что такое счастье? Достижимо ли оно? Эти и другие вопросы рассматриваются в тексте публициста Н. Коршуновой. Наиболее детально автор размышляет об умении человека быть счастливым.

   Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Н. Коршунова приводит данные, которые получены в ходе научных исследований, проведенных психологами Робертом Мак-Креем и Ричардом Дэвидсоном. Оба этих учёных пришли к выводу о том, что способность быть счастливым является у человека врождённой и обусловлена генетически. Поэтому, как считают исследователи, оптимистичные и жизнерадостные от природы люди гораздо чаще бывают довольны своей жизнью, чем те, кто имеет угрюмый характер.

   Позиция автора текста, на мой взгляд, не выражена конкретно и однозначно. Ощущается некоторый пессимизм публициста, о чём свидетельствует ряд вопросов без ответов в финале текста. В то же время мне представляется, что эти вопросы призывают читателя к размышлению о сложности достижения человеком счастья.

   Уважая позицию Н. Коршуновой, позволю себе не разделить  

пессимистическое настроение автора. В тексте есть её же утверждение о том, что «уровень счастья» человека «связан в основном с его личностью, а не обстоятельствами жизни». Энергичным, любящим жизнь людям гораздо легче испытывать ощущение счастья, а пессимисты всегда будут чем-нибудь недовольны. 

   В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Главная героиня этого произведения – Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, природе, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжёлый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее.

   В отличие от Наташи Ростовой старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина постоянно недовольна жизнью. Этой героине всякий раз мало того, что делает по её приказу золотая рыбка. Даже когда старуха стала царицей, она снова захотела большего. Как и всякий человек, лишённый способности быть счастливым, эта женщина никогда не будет радоваться жизни.

   В заключение сказанного хотелось бы вспомнить известный афоризм: «Улыбайтесь жизни, и она улыбнётся вам». Ведь лучший способ привлечь счастье – это умение находить надежду и радость в повседневном.     

Исходный текст №2

Сочинение

   (1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове ЧЕСТЬ.   (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… После чести… Честь моя требует крови…».   (7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее — завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.   (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель…(16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!   (18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. 

(По Д. Шеварову)

   В данном тексте Д. Шеваров поднимает проблему сохранения и защиты нравственного достоинства человека, его чести.  

   Автор неслучайно привлекает внимание читателя к событиям XIX века. Угроза быть быстро наказанным за дерзкое слово, некорректное поведение многих держала в узде.

Д. Шеваров вспоминает трагические события из жизни А.С. Пушкина и считает, что великий поэт недаром отдал жизнь за защиту чести своей жены, своей семьи.

   Публицист не призывает нас к возвращению традиций ушедшего времени – к дуэли, но обращает внимание на необходимость бережно относиться к понятию чести и достоинства человека. Я разделяю позицию автора. Каждого из нас не может не волновать отсутствие в наше время трепетного отношения к понятию чести. То, ради чего в XIX веке люди шли на дуэль, нередко погибая, теперь ценится не очень высоко. Для многих важным стало желание разбогатеть, а как – неважно.

   Об этом неоднократно говорили русские писатели-классики. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», эпиграфом к которой является пословица: «Береги честь смолоду». Все герои произведения проходят через испытания, связанные с проверкой их чести и достоинства. Пётр Гринёв не присягает в минуту смертельной опасности Емельяну Пугачёву, оставаясь верным офицерскому долгу. Во время следствия не называет имя Маши Мироновой, не рассказывает о ней, боясь навредить её репутации, хотя это объяснило бы его присутствие в стане Пугачёва. Для героя душевный покой любимой девушки дороже собственной жизни. Он готов пойти на казнь или в Сибирь, лишь бы сохранить частное имя Маши.

   Заботиться о сохранении чести и достоинства следует не только литературным героям, но и обычным людям в их повседневной жизни. Ведь не может человек, потеряв честь и достоинство, чувствовать себя счастливо, гармонично в обществе, да и наедине с собой. Благородство души и чистота помыслов – понятия, бесценные для человека. Муки вины омрачили жизнь многим людям, поступившим бесчестно, и оказали пагубное влияние на репутацию их семьи.

   Хочется верить, что читатели, особенно юные, задумаются над проблемой, поднятой Д. Шеваровым, и поймут, насколько важно беречь честь смолоду.

О самом главном — о проблеме 

К 1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текстасли экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1 — К4 оценивается 0 баллов

0

Проблема – это сложный теоретический  или практический вопрос, требующий решений, исследования. Проблематика – совокупность проблем.

Выявить проблему – значит определить вопросы, поставленные автором текста.

ОСНОВНАЯ  ПРОБЛЕМА – это та,

• которая стала предметом раздумий автора;

• к которой он неоднократно возвращается;

• по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Два способа формулировки проблемы исходного текста:     — проблема «чего», «кого» (проблема отцов и детей; поднимается проблема одиночества и др.);     — в виде вопроса (при условии, что невозможно сформулировать 1 – 2 словами; например: Возможно ли органическое сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст (статья).

К фактическим ошибкам, связанным с пониманием текста, относятся следующие нарушения:

- подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте (например: «А то, что Август был скуп, – это плохо…» или «Август жалел денег на награды»  при исходной фразе «Август был скуп на почетные награды, он говорил, что деньги всегда можно найти, а репутацию государственной награды восстановить нельзя…»);

- неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в исходном тексте («повесть Гоголя «Вий» – образец реализма»)

Исходный текст

(1)Однажды я услышал разговор двоих. (2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

- (3)Ты читал «Тома Сойера»?

- (4)Нет.

- (5)А «Вия»?

- (6)Нет.

- (7)Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

(8)И, правда, можно позавидовать. (9)Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и от восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Все это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты  и вовремя прочесть  все эти прекрасные книги.

(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом всю жизнь. (18)Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

- (20)«Войну и мир» читал?

- (21)Смотрел в кино.

- (22)А «Белые ночи»?

- (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше.

(26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. (27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

(29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полете на Луну, о событиях в мире. (31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. (33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. (По С. Михалкову)

«Ключи» для экспертов:

Основные проблемы:

1) роль чтения в детстве – в период становления личности человека;

2) проблема влияния книги на судьбу человека.

Задание. Сравните и оцените по К1 приведенные ниже фрагменты сочинений учащихся по тексту С. Михалкова. Сравните с оценкой профессиональных экспертов.

Фрагмент 1. Писатель Сергей Михалков ставит очень важную проблему – проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве.

Фрагмент 2. Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтет в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?

Фрагмент 3. Прочитав этот текст, я еще раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность.

Фрагмент 4. Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков, такова: дети в настоящее время не читают книг.

Фрагмент 5. В своем тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным?

Фрагмент 6. В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности развиваться и стремиться к чему-либо.

Фрагмент 7. Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, — духовная бедность людей, не читающих книг. 

Фрагмент 8. В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого духовного мира.

Оценка  экспертами фрагментов сочинений по К1 и ее обоснование

К фрагментам сочинений 1, 2. Оценка – 1балл. В приведенных примерах экзаменуемый верно сформулировал одну из несколько проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

К фрагментам сочинений  3 – 8. Оценка – 0 баллов. В приведенных примерах экзаменуемый не смог верно определить ни одну из проблем исходного текста

Комментарий текста с1

Задачи

1. Прокомментировать сформулированную проблему, избегая пересказа.

2. Избежать фактических ошибок при передаче содержания текста.

В фрагменте комментирования проблемы должны найти отражение основные мысли исходного текста, пропущенные через ваше личное восприятие и переданные своими (вашими) словами.

Исходный текст должен быть не пересказан, а понят, осмыслен, интерпретирован (т.е. истолкован, разъяснен); должен быть отклик, оценка.

Возможны два способа изложения материала:

1)От частных фактов (комментария) к формулировке проблемы.

Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст        В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.

2)От формулировки проблемы — к комментарию.

Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».

При интерпретации, комментировании исходного текста допускаются цитирование наиболее ярких авторских выражений, ссылки на авторский текст в тех случаях, когда вам потребуется более точно передать авторскую позицию.  Помните: это должны быть именно ссылки, подкрепляющие ваши формулировки, а не простой пересказ исходного текста. Вы пишете не изложение, а сочинение–рассуждение по предложенному тексту. Работа в жанре изложения не рассматривается и оценивается  0 баллов.

Основные мысли, содержащиеся в исходном тексте, могут быть:

- свободно переданы (интерпретированы) учеником;

- процитированы по исходному тексту;

- указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте;

- представлены в отраженном виде при изложении собственной точки зрения.

Помните: эксперт не только фиксирует, есть ли в работе экзаменуемого комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, но и оценивает степень полноты и адекватность данного комментария. Неслучайно длина шкалы критерия К2 от нуля до двух баллов.

Неглубокое понимание проблематики исходного текста проявляется в следующих случаях:

- воспринята и прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором;

- проблемы, поднятые в исходном тексте, отражены настолько неточно и/или противоречиво, что нельзя судить об их адекватном восприятии.

По К2 к фактическим ошибкам, связанным с пониманием текста, относятся следующие нарушения:

- подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте (например: «А то, что Август был скуп, — это плохо…» или «Август жалел денег на награды» - при исходной фразе «Август был скуп на почетные награды, он говорил, что деньги всегда можно найти, а репутацию государственной награды восстановить нельзя…»);

- неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте («повесть Гоголя «Вий» — образец реализма»).

Исходный текст

(1)Однажды я услышал разговор двоих. (2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

- (3)Ты читал «Тома Сойера»?

- (4)Нет.

- (5)А «Вия»?

- (6)Нет.

- (7)Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

(8)И, правда, можно позавидовать. (9)Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и от восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Все это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты  и вовремя прочесть  все эти прекрасные книги.

(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом всю жизнь. (18)Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

- (20)«Войну и мир» читал?

- (21)Смотрел в кино.

- (22)А «Белые ночи»?

- (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше.

(26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. (27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

(29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полете на Луну, о событиях в мире. (31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. (33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. (По С. Михалкову)

Задание. Сравните и оцените по К2 приведенные ниже фрагменты сочинений учащихся по тексту С. Михалкова. Сравните с оценкой профессиональных экспертов.

Фрагмент 1. Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают    читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать, поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимание на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек ещё в начале своего жизненного пути.

Фрагмент 2. Автор настаивает на своевременности познания окружающего мира. Он упоминает такие произведения, как «Том Сойер», «Вий». Михалков говорит о формировании психологии и мировосприятия в золотую пору детских лет, что немаловажно для дальнейшей взрослой жизни.

Фрагмент 3. Сергей Михалков утверждает, что молодежь читает фантастику, детективы: ребята, с которыми разговаривал автор в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Классические произведения из разных эпох их не интересуют.

Фрагмент 4. В этом рассказе С.Михалков рассказывал о том, как он бывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от местных ребят, что они не могли наизусть прочитать из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике, технике, они знали бы еще и стихи – много стихов! Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных поэтов.

Фрагмент 5. Главная проблема этого текста – роль книги в жизни человека. Сергей Михалков пишет о том, что бешеный темп жизни приводит к тому, что времени на прочтение важнейших и бессмертных литературных произведений практически не остаётся. Этот убыстряющийся ритм жизни не может не сказываться на развитии личности. Примером, подтверждающим это, может служить разговор Михалкова с ребятами, живущими в легендарных местах, описанных Некрасовым в поэме «Дед Мазай». Дети знали много о науке и технике, и тем не менее у них не хватало времени на главное – чтение художественной литературы.

Фрагмент 6. Сергей Михалков пишет в своем рассказе об этом так: «Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной».

Оценка  экспертами фрагментов сочинений по К2 и ее обоснование

К фрагменту 1. Оценка – 2 балла. Дан достаточно полный, адекватный комментарий к сформулированной проблеме. Фактических ошибок нет.

К фрагменту 2. Оценка – 1 балл. Дан поверхностный комментарий только части проблемы, поднятой автором.

К фрагменту 3. Оценка – 0 баллов. Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием проблематики исходного текста.

К фрагменту 4. Оценка – 0 баллов. В этом фрагменте в качестве комментариев к исходному тексту дан простой пересказ фрагмента.

К фрагменту 5. Оценка – 0 баллов. В данном фрагменте сочинения прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема.

К фрагменту 6. Оценка – 0 баллов. В этом сочинении в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста

Ещё раз об отражении позиции автора исходного текста

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

Задачи

1.Верно сформулировать позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме.

2. Не допустить фактических ошибок.

Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

Например: Рассказывая  о судьбе А. Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена чётко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас больших усилий.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение - сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

Достаточным считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному, предлагаемый  ответ автора на поставленный им в тексте вопрос, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

Исходный текст

(1)Однажды я услышал разговор двоих. (2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

- (3)Ты читал «Тома Сойера»?

- (4)Нет.

- (5)А «Вия»?

- (6)Нет.

- (7)Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

(8)И, правда, можно позавидовать. (9)Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и от восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Все это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты  и вовремя прочесть  все эти прекрасные книги.

(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом всю жизнь. (18)Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

- (20)«Войну и мир» читал?

- (21)Смотрел в кино.

- (22)А «Белые ночи»?

- (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше.

(26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. (27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

(29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полете на Луну, о событиях в мире. (31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. (33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. (По С. Михалкову)

«Ключи» для экспертов:

Позиция автора:

1) общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности;

2) вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.

Задание. Сравните и оцените по К3 приведенные ниже фрагменты сочинений учащихся по тексту С. Михалкова. Сравните с оценкой профессиональных экспертов.

Фрагмент 1. Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».

Фрагмент 2. Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован.

Фрагмент 3. Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».

Фрагмент 4. Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов.

Фрагмент 5. Позиция автора такова, что если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь.

Фрагмент 6. Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям.

Оценка  экспертами фрагментов сочинений по К3 и ее обоснование

К фрагментам сочинений 1 — 3. Оценка –     1 балл. В приведённых выше примерах позиция автора по прокомментированной проблеме сформулирована верно; фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

К фрагментам сочинений 4 — 6. Оценка –     0 баллов. Позиция автора в данных работах сформулирована неверно.

Аргументы

Сказкотерапия Феликса Кривина (аргументы к сочинению-рассуждению)

7 Способов обретения радостного мировосприятия

Феликс Кривин — великолепный русскоязычный писатель и поэт. Он написал много разных сказок. Тут и «Полусказки«, и «Учёные сказки», «Вчерашние сказки» и «Завтрашние сказки», «Сказки с моралью». 

Его сказки интересны не столько малышам, сколько вовсе даже не малышам. 

Сказки эти веселые — но не настолько, чтобы показаться легкомысленными; грустные — но не настолько, чтобы испортить читателю настроение; серьезные — но не настолько, чтобы занять место среди научных трудов.

В сказках Феликса Кривина — ваши аргументы для сочинения-рассуждения  (задание С1).

7 Способов обретения радостного мировосприятия7 Способов обретения радостного мировосприятия7 Способов обретения радостного мировосприятия

Два камня

     У самого берега лежали два камня – два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца, и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

     Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.

     Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.

     Шли годы… Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей – комьев глины.

     Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.

     — Здравствуй, дружище! – крикнул он Растрескавшемуся Камню.

     Старый Камень был удивлён.

     -Извините, я вас впервые вижу.

     — Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом на берегу, прежде чем меня унесло в море?

     И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово интересно.

     — Пошли со  мной! – предложил Кремень. – Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

     Но его друг, Растрескавшийся Камень посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были рассыпаться от страха, и сказал:

     — Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

    — Что ж, как знаешь! – Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.

    …Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:

     — Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?

     И комья согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

                     Пробочное воспитание

В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!        И назвали сына Штопором.        Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучиться.        Носит отец домой пробки – специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлиному мастерству.        Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (просверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматривается. Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

ПОЛУПРАВДА

Купил Дурак на базаре Правду.  Удачно купил, ничего не скажешь.  Дал за нее три дурацких вопроса да еще два тумака сдачи получил и — пошел.

Но легко сказать  — пошел! С  Правдой-то ходить  -  не так  просто. Кто пробовал,  тот знает.  Большая  она,  Правда, тяжелая.  Поехать на ней -  не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить  жалко. Как-  никак,  за нее заплачено.     Добрался домой еле жив.     - Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.     Объяснил ей Дурак  все, как есть, только одного  объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.     Лежит Правда среди улицы, ни в  какие  ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как ее приспособить в хозяйстве.     Крутили и так, и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду, и  то негде. Что ты будешь делать — некуда Правды деть!     — Иди, — говорит жена  Дураку, — продай свою Правду. Много не спрашивай — сколько дадут, столько и ладно. Все равно толку от нее никакого.     Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:     — Правда! Правда! Кому Правду — налетай!     Но никто на него не налетает.     - Эй, народ! — кричит Дурак. — Бери Правду — дешево отдам!     -  Да  нет, -  отвечает народ. — Нам твоя Правда ни к чему. У нас  своя Правда, не купленная.     Но  вот  к  Дураку   один  торгаш  подошел.  Покрутился  возле  Правды, спрашивает:     - Что, парень, Правду продаешь? А много ли просишь?            - Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. — Отдам за спасибо.     — За  спасибо?  -  стал  прикидывать  Торгаш.  -  Нет,  это  для  меня дороговато.     Но тут подоспел еще один Торгаш и тоже стал прицениваться.     Рядились они, рядились  и решили купить одну Правду на  двоих. На том и сошлись.     Разрезали Правду на  две части. Получились  две  полуправды,  каждая  и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье.     Идут торгаши по базару, и все им завидуют. А потом и другие торгаши, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.     Режут торгаши правду, полуправдой запасаются.     Теперь им куда легче разговаривать между собой.     Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» -  можно сказать: «У вас трудный характер». Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазером.     И даже нашего Дурака теперь никто дураком не назовет.     О дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий».Вот как режут Правду!

Лев из класса пресмыкающихся

У этого животного обе половины тела

совершенно независимы одна от другой.

Брэм

Земляной лев — так его величали в древности за его солидность, неторопливость, за его большое достоинство. Из тех немногих шагов, которые он позволял себе на земле, не было ни одного необдуманного.

«Обдумаем ситуацию, — обычно соображал он, сидя неподвижно и производя на всех должное впечатление. — Если сделать шаг влево, то можно нарваться на неприятности, а если сделать шаг вправо, то получится, что я не хочу нарваться на неприятности, и хотя я действительно этого не хочу, но я и не хочу, чтобы так получалось…»

Степенно, неторопливо он обдумывал свой очередной шаг. При этом один глаз смотрел влево, а второй — вправо, потому что так были устроены его глаза. Левый глаз его смотрел влево и видел там славу и опасности, а правый глаз смотрел вправо и видел там бесславие и покой. И вся левая его сторона рвалась влево, а вся правая — вправо, потому что так было устроено его тело.

— Эх, была не была! — говорила левая сторона. — Если уж погибать, так с музыкой!

— Музыка будет печальная, — говорила правая сторона. — Потому что когда погибать — какое уж тут веселье!

Пока его стороны спорили между собой, он сидел неподвижно, и это производило весьма солидное впечатление.

— Как нам быть с удавом? — спрашивали кролики, подойдя к нему с левой стороны.

И он отвечал:

— Известное дело — действовать!

— Как быть с кроликами? — советовался удав, подойдя к нему с правой стороны.

И он отвечал:

     — Известное дело — действовать!

И кролики действовали, и удав действовал, а он смотрел на это и все не мог сообразить, какой же тут сделать шаг: влево или вправо?..

Земляной лев!

Так его величали в древности.

А вообще-то его называют хамелеоном.

Волк на ёлке

В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брел по лесу и размышлял о жизни.

Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.

Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало…  Да, в волчьем мире зайцы решают все.

Ёлки, ёлки… «Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же все это кончится? Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»

И вдруг… Волк присел на хвост, протер глаза: неужели правда? Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.

«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. — Дай-ка и я погляжу». И он поднял глаза на ёлку.

Сколько ёлок видел он на своем веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что ее специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.

— Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом.

Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.

Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк — под новогодней ёлкой, и смотрели на нее, и внутри у них что-то переворачивалось.

И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что, ёлки-палки, честно говоря, ведь не в зайцах счастье…

Сотворение человека

Вылепил бог человека. Все ему сделал как настоящее, еще и кусок глины остался. Спрашивает у человека:

- Что тебе из этого слепить?

Оглядел себя человек: руки-ноги есть, голова тоже на месте. Чего еще надо?

- Слепи мне, — говорит, — счастье. Остальное вроде имеется.

Призадумался бог, стал вспоминать. Много он повидал на своем веку, а счастья так и не видел. Поди знай, как его лепить.

- Вот тебе твое счастье, — сказал бог и протянул человеку нетронутый кусок глины. – Да, да, в этом и состоит твое счастье – в куске глины, из которого можно, что хочешь, вылепить.

Человек взял глину, повертел в руках. Покачал головой:

- Да-а…это ты ловко придумал…

ЛЮБОВЬ

Былинка полюбила Солнце…Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка — и Солнце!      Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно  к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.      Красивая Акация, чудесная Акация — кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная…




Предыдущий:

Следующий: