экологическое шпоры часть 2

58. Экологические требования к пестицидам агрохимикатам.ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» При разработке новых пестицидов и агрохимикатов должны применяться условия труда, способы охраны здоровья людей, окружающей среды и методы надзора в этой области, которые полностью исключают или снижают до минимума опасность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду. Разработчик обязан провести исследования полученных пестицидов или агрохимикатов по выявлению их токсикологических свойств, влияния на окружающую среду для обеспечения мер по безопасному обращению с ними.В целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами граждане или юридические лица, подавшие заявки на гос.регистрацию пестицидов и (или) агрохимикатов, обеспечивают представление рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и агрохимикатов.При реализации пестицидов и агрохимикатов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или агрохимикатом рекомендациями о применении, транспортировке и хранении пестицидов и агрохимикатов и тарной этикеткой. Изготовитель обязан: 1)обеспечивать производство пестицидов и агрохимикатов в соответствии с нормативной документацией; 2)обеспечивать выпуск пестицидов и агрохимикатов в расфасовке, удобной для потребителей, в том числе для розничной торговли; 3)прекращать реализацию пестицидов и агрохимикатов и осуществлять их утилизацию в случаях, если безопасное применение данных пестицидов и агрохимикатов становится невозможным при транспортировке и хранении.Запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию. Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения.Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.

59. Экологические требования к опасным производственным объектам.ФЗ «о промышленной безопасности производственных объектов». Опасными производственными объектами в соответствии с данным ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземныхусловиях.К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.Требования: 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: 1)иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности. 2) обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; 3) организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; 4)допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям. 5)обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; 6) обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами. 7)обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий,Работники опасного производственного объекта обязаны: 1)соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте. 2)проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; 3)незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя об аварии на опасном производственном объекте; 4)участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

60. Экологические требования к гидротехническим сооружениям.Под гидротехническим сооружением понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:1) соблюдать нормы и правила безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации т.д.2)обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, 4)развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;5)обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и т.д.6)поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения)Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений1.обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;2.представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;3.государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;4.непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;5.осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, 6.ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

61. Правовой режим отходов (обращение, размещение, классы отходов.ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно данному закону отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;Опасные отходы – это отходы, содержащие опасные вещества, обладающие опасными свойствами – токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой радиацией, либо которые могут представлять опасность для окружающей среды.Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;

II класс — высокоопасные отходы;

III класс — умеренно опасные отходы;

IV класс — малоопасные отходы;

V класс — практически неопасные отходы.

Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В соот.с ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывает, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Таким образом, обращение с отходами регулируется федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами. Основными принципами обращения с отходами являются:1)охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

2)научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

3)использование новейших научно — технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

4)комплексная переработка материально — сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

5)доступ в соответствии к информации в области обращения с отходами;

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов;Требования к объектам размещения отходов: 1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований.3. На территориях объектов размещения отходов собственники объектов размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды.4. Собственники объектов размещения отходов после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель.5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов,, лесопарковых, курортных, лечебно — оздоровительных, а также водоохранных зон и т.д.6. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

62. Требования к ввозу отходов. Ввоз отходов на территорию РФ возможен только в целях их использования и на основе спец.разрешения. Ввоз отходов в целях их захоронения и обезвреживания запрещается. Кроме того, закон «об охране окруж.среды» установил, что ввоз в РФ радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных госуд-в на основании договоров хранения, в том числе в целях захоронения , а также затопления запрещаются, кроме специально указанных в законе случаев. Так, допускается ввоз облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов на основе международных договоров РФ для осуществления временного технологического хранения или их переработки в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза. За счет поступлений от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов финансируются спец.экологические программы реабилитации радиационно-загрязненных участков территории. Лимит на ежегодно ввозимые в РФ облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов определяет Правительство РФ по согласованию с органами гос.власти субъектов РФ, на территориях которых находятся орг-ции, осуществляющие деят-ть по переработке ввозимыз из иностранных гос-в облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и их временному технологическому хранению.

63. Правовая охрана земель.

Правовая охрана земель — это охрана их правовыми средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению к земле государственных органов, предприятий, учреждений и граждан путем запретов и дозволений, путем поощрения заботливых собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и наказания правонарушителей. Цель охраны земель – предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель и др.вредных воздействий хоз.деят-ти, а в случае, если такое воздействие на земли уже произошло, — обеспечение их улучшения и восстановления. Деградированными признаются земли, на которых в рез-те природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв (заболоченные, сильнозасоленные и т.д.). Под загрязнением земель понимается изменения их химического состава. Захламление – накопление коммуналоно-бытовых отходов, отходов произв.деят-ти предприятий и транспорта.В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и т.д. Обязанности по исп-ю зем.участков. Собственники зем.участков и др.лица обзаны: 1)использовать зем.участки в соответствии с их целевым назначением разрешенными способами, которые не должны наносить вред окруж.среде.2)осуществлять мероприятия по охране змель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и др.природными объектами.3)соблюдать при использовании зем.участков требования градостроительных регламентов.4)не допускать загрязнения, захламления и ухудшение плодородия почв.Земли сельхоз.назначения, т.е. земли за чертой поселений, предназначенные для нужд сельского хоз-ва, а также предоставленные для этих целей, имеют приоритет в охране.Обязанности по использованию земель сельхоз.назначения. Лица, использующие участки земель с/х назначения обязаны: 1.Осуществлять пр-во сельхоз.продукции способами, обеспечивающими воспр-во плодородия земель сельхоз.назначения.2.Соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила проведения агротехнических, агрохимических мероприятий.3.Предоставлять в устан.порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов.4.Информировать соответствующие органы осполнительной власти о фактах деградации земель сельхоз.назначения и загрязнения почв.В целях охраны земель в экологическом и земельном законодательстве используются различные способы и методы. А)Мониторинг земель. Он позволяет своевременно выявить изменение состояния земель, оценить эти изменения, разработать прогнозы и рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов. Б)Мелиорация земель. Это коренное улучшение земель путем проведения гидро-техническиххимических и агротехнических, противоэрозионных мероприятий. В)Рекультивация земель. Это сохранение и рациональное использование плодородного слоя почвы. Г)Консервация земель. Деградированные и загрязненные токсичными отходами земли подлежат консервации в целях восстановления плодородия почв. Д)Борьба с эрозией почв. Эрозия – это нарушение почвенного покрова, которое может происходить под воздействием водных потоков, вызывающих смывание поверхностных почв , либо размывание почв с образованием промоин и оврагов.

64. Правовая охрана недр - представляет собой урегулированную правом систему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды. Главной задачей их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья. Основными требованиями по охране недр являются: 1)соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;2) проведение опережающего геологического изучения недр.3) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых. 4) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием. Закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагающий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.Направлениями деятельности по охране недр являются: 1)Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых.Государственный кадастр включает сведения по каждому месторождению полезных ископаемых. С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется. Государственный баланс содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, и т.д.2)Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование, границ участков недр. экспертизы. 3)Государственная регистрация. Включению в государственный реестр подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.*К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ:-соблюдение порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. -строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий.и т.д.

*Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уникальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры.

65. Правовая охрана лесов и нелесной растительности. – это предусмотренная лесным законодательством система мер, направленных на организацию рационального использования и воспроизводство лесов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожаров, вредителей и болезней. Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лесной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится наземными и авиационными методами. Экологические требования и меры, входящие в содержание правовой охраны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хозяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность которых оказывает влияние на состояние лесов.Организационно-правовые меры, осуществляемые с целью охраны и защиты лесов:1) учет и ведение лесного кадастра, 2)мониторинг лесов, 3)разработка и осуществление государственных федеральных программ, связанных с развитием лесного хозяйства 4)государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов.На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по:1)учету лесного фонда, 2)организации рационального и целевого его использования, 3) контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями,4) по противопожарному и санитарному обустройству территории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса*.Существует специальная служба по обеспечению сохранения экологического потенциала лесов, охраны и защиты лесов - государственная лесная охрана. Ее полномочия: предупреждение правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать административные штрафы, предъявлять иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба,и др.Основополагающее значение для рационального использования и охраны лесов имеет распределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны. Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы — лесов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных .полос и других. В этих лесах запрещены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок.В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользования, которые должны осуществляться с соблюдением принципов непрерывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства.Заготовка древесины - превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом. Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечивается и путем проведения работ по воспроизводству лесов. Они осуществляются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов — борьба с лесными пожарами.

В связи с этим законодательством установлены специальные правила пожарной безопасности в лесах*. Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов от вредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов.

66. Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением признается ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение).Содержание правовой охраны вод: разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра*. С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объектов осуществляется государственный контроль. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. При их использовании гражданам и юридическим лицам необходимо проводить производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии.При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:- осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;- производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;- осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.ПДВ – предельно допустимые выбросы.Запрещается ввод в эксплуатацию:1)хозяйственных и других объектов, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов;2)водозаборных и сбросных сооружений без устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;3)водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.

Для устойчивого удовлетворения в воде потребностей населения и отраслей экономики, устанавливаются лимиты водопользования. В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.Владельцы средств водного транспорта должны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и других продуктов. К правовой охране вод относится установление водоохранных зон водных объектов. Водоохранная зона — это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ, на которой устанавливается специальный режим деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

67. Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира. Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в гос. органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения негативных процессов. Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений т.д.В целях обеспечения соблюдения всеми юр.лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль, особое место среди которых занимают специализированные подразделения — охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.* Должностные лица этих органов наделены след.функциями:- проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром- задерживать нарушителей законодательства о животном мире.- изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие.- хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;Основные требования (меры) охраны животного мира:1. Регулирование рационального использования животного мира. 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных. В целях охраны мест обитания редких или ценных животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, необходимые для осуществления их жизненного цикла.3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром.4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе.5.Меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов.  Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и т.д. Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране.6. В интересах охраны животного мира в РФ издается Красная книга РФ. Она содержит сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению.

7. Акклиматизация, переселение и гибридизация животных, регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде.

68. Правовая охрана атмосферного воздуха. Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т. д.

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Объектом правовой охраны является атмосферный воздух, то есть воздух во внешней, открытой среде. Охрана воздуха производственных, административных и иных помещений осуществляется нормами трудового и других отраслей законодательства. Правовая охрана атмосферного воздуха представляет собой систему закрепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства, растительного и животного мира. Первый способ охраны реализуется посредством обеспечения правового режима лесов и вод, установленного соответствующим законодательством*.Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет комплекс мер, основными среди которых являются:1)Государственный учет и контроль в сфере охраны атмосферного воздуха (гос. учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие.Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия) и передвижные (автомобили, самолеты). За состоянием атмосферного воздуха, его изменениями осуществляется наблюдение по химическим, физическим и биологическим показателям общегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды.).2)Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями по охране атмосферного воздуха, условий вредного воздействия на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха.3)Установление нормативов по охране атмосферного воздуха. (Для оценки состояния атмосферного воздуха предусмотрены стандарты его качества -нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на атмосферу (ПДУ).Устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредных физических воздействий на атмосферу для каждого источника такого вредного воздействия.)4)Обеспечение выполнения экологических требований, установленных для источников загрязнения атмосферного воздуха.Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого компетентным государственным органом.Отдельные виды вредных физических воздействий также могут допускаться лишь на основании специальных разрешений. Всякое вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается при условии соблюдения установленных предельно допустимых уровней таких воздействий.При нарушении указанных требований деятельность предприятий, организаций, отдельных цехов, установок может быть приостановлена.5)Обеспечение экологических требований при размещении и развитии городов. При планировании размещения и развития городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и задачи охраны атмосферного воздуха от вредных воздействий. Проектирование, застройка, реконструкция городов и других населенных пунктов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими и другими нормами и правилами по охране атмосферного воздуха.

69. Правовая охрана озонового слоя. Охрана озонового слоя обеспечивается:

- организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;- установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;- регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;- применением мер ответственности за нарушение указанных требований.В соответствии с международным соглашением министерства и ведомства, предприятия, учреждения и организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, утверждается государственными органами по охране окружающей природной среды и сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.Для обеспечения выполнения международных обязательств РФ по веществам, разрушающим озоновый слой, создана Межведомственная комиссия по охране озонового слоя, основными задачами которой являются:1) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по выполнению указанных международных обязательств России;2) организация и координация работ по выполнению программы по охране озонового слоя и производству озонобезопасных хладонов;3) разработка рекомендаций по ограничению антропогенного воздействия на озоновый слой на основании оценки экологической обстановки;4) организация мероприятий по совершенствованию контроля за состоянием озонового слоя*.

70. Государственные природные заповедники и национальные парки. Гос.природные заповедники расположены на землях природно-заповедного фонда. Ими являются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды. Они имеют целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных и т.д. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Их изъятие, приватизация и передача в аренду запрещается. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:1)осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;2)организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;3)осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;4)содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.Государственные природные заповедники являются юридическими лицами и финансируются за счет средств федерального бюджета.Национальные парки.Они размещены на землях природно-заповедного фонда. Национальные парки* являются природоохранными, эколого-про-светительскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях. Основными задачами национальных парков являются: 1)сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;2)сохранение историко-культурных объектов;3)создание условий для регулируемого туризма и отдыха;4)осуществление экологического мониторинга;5)восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей, для чего выделяются различные функциональные зоны: 1.заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; 2.особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка. И другие.Национальные парки являются юридическими лицами и финансируются за счет федерального бюджета.

71. Природные парки и государственные заказники.   Природные парки  находятся на землях природно-заповедного фонда. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей. На природные парки возлагаются следующие задачи: 1)сохранение природной среды, природных ландшафтов; 2)создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; 3)разработка и внедрение эффективных методов охраны природных парков и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.Природные парки являются юридическими лицами и финансируются за счет средств субъектов РФ.Государственные природные заказники  расположены на землях природно-заповедного фонда. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ. Они могут иметь различный профиль: а)комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); б)биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в)гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и комплексов неживой природы.На территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

72. Памятники природы, дендрологические парки ботанические сады. Земли, занятые памятниками природы, относятся к землям природно-заповедного фонда. Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ. Цель — полное изъятие их из хозяйственного использования. Особенности правового режима памятников природы выражаются в следующем:1.памятники природы имеют различный правовой статус в зависимости от своей уникальности, научной или эстетической ценности и подразделяются на памятники федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения;                     2.каждый памятник удостоверяется особым правовым документом — паспортом, в котором закрепляются правила содержания памятника;3.каждый памятник обозначается на местности знаками в соответствии с границами, нанесенными на карту пользователей земли;4.на территории расположения памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая их сохранности.Землепользователи, на участках которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны.Дендрологические парки и ботанические сады  расположены на землях природно-заповедного фонда. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач и передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.

73. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. К землям оздоровительного назначения относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний. К ним относятся земли курортных зон и лечебно-оздоровительных местностей, то есть земли, обладающие природными лечебными свойствами, минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и иными условиями, благоприятными для профилактики и лечения заболеваний и для отдыха населения.Цель— особая охрана для сохранения природных свойств и лечебных средств курортов и лечебно-оздоровительных местностей, для профилактики и лечения населения.Природными лечебными ресурсами являются минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.Лечебно-оздоровительная местность — это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Для предохранения земель оздоровительного назначения от порчи, загрязнения и преждевременного истощения в лечебно-оздоровительных местностях и курортах устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, в которых выделяется до трех зон. 1)На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.2)На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.3)На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, Природных лечебных ресурсов и их истощением.Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

74. Красная книга. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира заносятся в Красную книгу РФ и (или) Красные книги субъектов РФ. Красная книга РФ ведется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Она является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Финансирование работ, связанных с ведением и периодическим изданием Красной книги РФ, производится за счет средств федерального бюджета.Объекты животного и растительного мира, которые занесены в Красную книгу РФ, подлежат особой охране. Их изъятие из естественной природной среды допустимо в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях. Запрещено добывание животных с целью передачи их другим организациям или лицам. Добыча объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Министерством природных ресурсов РФ (МПР России).Ведение Красной книги РФ включает следующие действия:1) сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;2) организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;3) создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;4) занесение в установленном порядке в Красную книгу РФ (или исключение из нее) объектов животного и растительного мира;5) подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ;6) выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;7) выдачу разрешений на добычу объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ.

75. Чрезвычайные ситуации и зоны экологического бедствия. Усиление антропогенного воздействия на природу проявляется в возрастании темпов загрязнения окружающей природной среды, истощении природных ресурсов, ухудшении среды обитания человека. Это приводит к сокращению экологически благоприятных для жизни людей территорий и образованию зон повышенной экологической опасности, характеризующихся высоким и постоянным уровнем загрязнения, истощения природной среды и как следствие этого — повышенной заболеваемостью населения.В числе таких зон Закон об охране окружающей природной среды выделяет зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия (ст. 58, 59).Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.В таких зонах должны прекращаться деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливаться работа предприятий и организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваться отдельные виды природопользования, проводиться оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. На территории зоны должны прекращаться деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на ней населения, запрещаться строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваться все виды природопользования, приниматься оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.




Предыдущий:

Следующий: