экономич часть

 Расчет объемных показателей использования подвижного состава

Размеры приема и выгрузки строительных грузов станциями отделения даны в табл. 1 (задания). Перевозка определяется при помощи средней статической нагрузки, которая рассчитывается по формуле:

,=100/0,9+3,1+0,04=25р тв

где     – удельный вес вагонов i-го типа, (табл. 1 задания);

 – средняя статическая нагрузка по минеральным строительным грузам вагонов i-го типа (табл. 2 задания).

На основании средней статической нагрузки определяется прием грузов по станции :

,=6600/25=264 тыс.вагкм

где  – прием минеральных строительных грузов, тыс. ваг.

Аналогично рассчитывается выгрузка строительных грузов по станциям А, Б, В:

780/25=31

740/25=30

600/25=24

400/25=16

55025=22

Полученные данные следует занести в табл. 1 и закончить ее.

 

Таблица 1

План перевозок отделения дороги, тыс. вагонов в год

Станция, участок

Погрузка (+)

Выгрузка (–)

строительных

грузов

остальных сухогрузов

нефти

всего

строительных

грузов

остальных сухогрузов

нефти

всего

А

28

28

31

48

10

89

А-Б

39

38

31

40

22

93

Б-А

37

37

——

57

——

57

Б

42

42

24

32

27

83

Б-В

52

52

16

32

22

70

В-Б

25

25

——

85

——

89

В

35

35

22

51

32

196

Итого

257

257

121

345

113

581

Затем следует определить объем приема и сдачи груженых вагонов по станциям А и В, являющимся стыковыми с другими отделениями. Расчет произвести в табл.2.

Для проверки правильности полученных результатов необходимо рассчитать работу отделения за год:

U=+=+.

1762+890+257=810+1518+581

Прием и сдача принимаются только по стыковым станциям отделения А и В, погрузка и выгрузка – по всем.

Таблица 2

План приема и сдачи груженых вагонов, тыс. вагонов в год

Стыковой пункт

Прием с других отделений

Сдача на другие отделения

строительных грузов

сухогрузов без строительных

грузов

нефти

всего

строительных грузов

сухогрузов без строительных

грузов

нефти

всего

Станция А

264

1320

178

1762

——

1312

——

1312

Станция В

——

890

——

890

141

810

65

1013

Итого

264

2210

178

2652

141

2120

65

2325

Наличие этих данных позволяет определить суточную работу отделения:

 или U

U.=2909/365*1000=7970т.ваг

Схему следует составить для трех грузов (сухогрузы, нефть, минеральные-строительные грузы). Стрелками показать направление вагонопотоков. Прием от других отделений и сдача на другие отделения производится только по стыковым станциям А и В. Погрузка (отправление) и выгрузка (прибытие) производится на станциях А, Б, В и станциях участков А-Б и Б-В. В курсовом проекте погрузку (отправление) следует записать со знаком (+), а выгрузку (прибытие) со знаком (–). Густота движения вагонов (Г) определяется по участкам и направлениям (А-Б, Б-В, В-Б, Б-А) как средняя арифметическая величина между отправлением с одной участковой станции и прибытием на соседнюю. Среднюю густоту вагонопотоков по каждому участку (туда и обратно) следует занести в табл. 3 и затем рассчитать пробеги груженых вагонов.

Пробеги порожних вагонов по отделению образуются из пробегов местного порожняка и пробегов порожняка, следующего по регулировочным заданиям. Для определения пробега местного порожняка следует построить баланс порожних вагонов с целью выявления его избытка и недостатка по видам вагонов на каждой станции и участке.

Таблица 3

Густота движения по участкам и пробег груженых вагонов

Участок

Протяженность

участка, км

Густота движения,

тыс. ваг.

Пробег вагонов, тыс. вагоно-км

туда

обратно

туда

обратно

А-Б

230

1674

820

385020

188600

Б-В

390

1597

860

622830

335400

Итого по отделению

620

расчет

расчет

1007850

524000

Для упрощения расчетов принимается, что сухогрузные вагоны всех типов, освобождающиеся из-под груза на станциях и участках отделения, являются взаимозаменяемыми и здесь же используются под погрузку в меру потребности в порожних вагонах. Все цистерны, освобождаемые на отделении, следуют в порожнем состоянии в обратном направлении.

Годовой баланс порожних вагонов сделать по форме табл. 4.

Данные по погрузке и выгрузке приведены в табл. 1 (задания).

Если выгрузка преобладает над погрузкой, то на станции или участке образуется излишек порожних вагонов, и наоборот. В соответствии с исходными данными сухогрузный регулировочный порожняк принимается по станции В в размере, равном 18 % от величины суммы сданных груженых вагонов, а цистерны – соответственно 82 %.

На основе данных табл. 4 и размеров приема регулировочного порожняка составляется схема густоты движения порожних вагонов на отделении без подразделения по видам (рис. 2). Весь порожняк следует только в направлении В-Б-А.

Таблица 4

Построение годового баланса порожних вагонов по отделению, тыс. вагонов в год

Станция или участок

Сухогрузы (включая строительные грузы)

Наливные грузы

погрузка

выгрузка

избыток (+), недостаток (–) порожних вагонов

погрузка

выгрузка

избыток (+), недостаток (–) порожних вагонов

1

2

3

4

5

6

7

А

29

79

51

11

10

А-Б и Б-А

75

127

52

22

22

Б

42

56

14

27

27

Б-В и В-Б

77

133

56

22

23

В

35

51

19

32

32

Итого

257

446

189

113

113

Густоту порожних вагонопотоков по каждому участку следует занести в табл. 5 и рассчитать пробеги порожних вагонов на отделении.

Таблица 5

Густота движения по участкам и пробег порожних вагонов

Участок

Протяженность участка, км

Густота движения, тыс. вагонов

Пробег вагонов, тыс. вагонов

Б-А

230

495

113850

В-Б

390

378

147420

Итого

Расчет 437

261270

495+378/2=437

На основе рис. 1 и 2 определить величину приема груженых и порожних вагонов с соседних отделений и сдачи на соседние отделения и занести эти данные в табл. 6.

Таблица 6

Прием и сдача груженых и порожних вагонов, тыс. вагонов в год

Пункты перехода

Прием вагонов

Сдача вагонов

груженых

порожних

груженых

порожних

Станция А

1762

810

593

Станция Б

890

288

1518

Итого

2652

288

2328

593

Затем, используя данные табл. 3 и 5, следует определить общую густоту и общий пробег груженых и порожних вагонов на отделении (в таб. 7).

 

Таблица 7

Расчет общей густоты движения по участкам и общего пробега вагонов

Участок

Протяженность участка, км

Густота движения, тыс. вагонов

Пробег вагонов,

тыс. вагоно-км

груженых

порожних

Всего

груженых

порожних

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

А-Б

230

1674

1674

385020

—-

385020

Б-А

820

495

1315

188600

113850

302450

Итого

2494

2989

687470

Б-В

1597

1597

622830

—-

622830

В-Б

378

378

335400

147420

482820

Итого

390

2457

1975

958230

Всего по отделению

620

4951

873

5824

1531850

261270

1793120

После расчета пробега вагонов на отделении и работы отделения следует рассчитать полный рейс вагона , который складывается из груженого и порожнего рейсов и рассчитывается по формулам:

Uгод=2909 ;=1793120/2909=617 км

;=1531850/2909=527 км

,=261270/2909=90 км

где  – пробег вагонов соответственно общий, груженых, порожних, тыс. вагоно-км. Для проверки используется формула

.=527+90=617

Здесь же следует рассчитать коэффициент порожнего пробега вагонов к груженому пробегу вагонов () и к общему пробегу вагонов () по формулам:

;261270/1531850=0,17

.=261270/1793120=0,14

Среднюю динамическую нагрузку груженого вагона () по отделению можно рассчитать, используя данные табл. 8:

.=64337/1531850*1000=40

Динамическую нагрузку рабочего вагона () определяют по формуле:

=.=64337/1793120*1000=30

Далее следует рассчитать объем грузовых перевозок в эксплуатационных тонно-километрах (нетто).

Среднюю динамическую нагрузку груженого вагона принять в соответствии с табл. 2 (задания) или по индивидуальному заданию консультанта.

Расчет произвести в табл. 8.

Таблица 8

Расчет эксплуатационных тонно-километров (нетто), млн

Участок

Протяженность участка, км

Пробег груженых вагонов, тыс. вагоно-км*

Динамическая нагрузка**, т/вагон

Тонно-километры нетто Pl, млн.

1

2

3

4

5

А-Б

230

385020

42

16171

Б-А

188600

7921

Итого

573620

24092

Б-В

390

622830

42

26159

В-Б

335400

14087

Итого

958230

40245

Всего по отделению

620

1531850

42

64337

* Данные взять из табл. 7.

** Данные взять из табл. 2 (задания).

По результатам табл. 8 следует определить среднюю густоту грузопотока (G) на отделении:

,=64337/620=104 млн.вагкм

где  – эксплуатационная длина отделения железной дороги, км.

Полученное значение грузонапряженности сравнить со среднесетевыми данными и дать заключение о степени интенсивности использования технических средств и их характеристику.

Тонно-километры брутто учитывают пробег груза (тонно-километры нетто) и тары вагонов (тонно-километры груженых и порожних вагонов) и определяют объем перевозочной работы локомотивов.

Величину тонно-километров определить по формуле:

,=105340

где  – вес тары вагона, т (по заданию консультанта).

Расчет пробегов брутто произвести по форме табл. 9.

Таблица 9

Участок

Тонно-км нетто, млн

Таб.8

Вагоно-км, тыс.

Вес тары на вагон*, т

Тонно-км тары груженых вагонов, млн

Тонно-км брутто груженых вагонов

Тонно-км тары (брутто) порожних вагонов, млн

Тонно-км брутто общие , млн

груженых вагонов

Таб.8

порожних вагонов

Таб.7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А-Б

16171

385020

—-

23

8556

24727

24727

Б-А

7921

188600

113850

4338

12259

2619

14878

Итого

24092

573620

113850

12894

36986

2619

39665

Б-В

26159

622830

—-

23

14325

40484

40484

В-Б

14087

335400

147420

7714

21801

3390

25191

Итого

40245

958230

147420

22039

62985

3390

65675

Всего по отделению

64337

1531850

261270

23

35788

99251

6009

105340

* Данные взять из табл. 6.

На основании данных табл. 9 можно рассчитать коэффициент брутто:

.=105340/64337=1,6

Для определения пробегов поездов в поездо-километрах, необходимо рассчитать средний вес порожнего поезда по формуле:

.=75*25=1875 т.

Состав поезда  можно определить делением средней длины приемо-отправочных путей за вычетом длины локомотива на среднюю длину вагона (см. исходные данные).

Средний вес брутто груженых поездов по вариантам принимается из табл. 2 задания (или по заданию консультанта).

Расчет пробега поездов произвести в табл. 10.

 

Таблица 10

Определение пробега грузовых поездов

Участок

Протяженность участка, км

Тонно-км брутто, млн

7 8

Груженые поезда

3/5*1000

Порожние поезда

4/7*1000

Общие поездо-км  тыс.

груженые

поезда

порожние

поезда

вес поезда, т

поездо-км , тыс.

вес поезда, т

поездо-км тыс.

6+8

А-Б

230

24727

3100

7976

1875

7976

Б-А

12259

2619

3100

3954

1875

1396

5350

Б-В

390

40487

—-

3100

13059

1875

13059

В-Б

21801

3390

3100

7033

1875

1808

8841

Итого по отделению

620

99251

6009

Расчет

32022

Расчет

3204

35226

Далее производится расчет линейного пробега локомотивов, который складывается из пробега локомотивов во главе поездов (соответствует поездо-километрам) и одиночного следования. Пробеги поездных локомотивов в одиночном следовании при отсутствии двойной тяги равны разнице между пробегами поездов «туда» и «обратно».

Расчет линейного пробега локомотивов произвести в табл. 11.

Таблица 11

Определение линейного пробега поездных локомотивов

Участок

Пробег локомотивов во главе поездов, тыс. локомотиво-км

Локомотиво-километры одиночного следования , тыс.

2-3

Линейный пробег локомотивов , тыс. локомотиво-км4+5

туда

9

обратно

Всего 

1

2

3

4

5

6

А-Б

7976

5350

13326

2626

15952

Б-В

13059

8841

21900

4218

96118

Итого по отделению

21035

14191

35226

6844

42070

На основании данных табл. 11 можно рассчитать:

–  коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов к пробегу во главе поездов:

5/4п;=6844/35226=0,19

–  коэффициент использования локомотивов:

4/6п.=35226/42070=0,83

Расчет размеров движения в поездах по участкам отделения и направлениям произвести в табл. 12.

Для расчета пробега сборных поездов учитываются из табл. 1, 4 объемы местной работы.

При определении количества сборных поездов рекомендуется условно принять, что пробеги сборных поездов составляют 1–3 % от пробега груженых и порожних поездов отдельно.

Величина сборных задается консультантом.

Таблица 12

Определение суточных размеров движения в поездах, по участкам и направлениям (пример)

Участок

Протяженность участка

Поездо-км за год, тыс.

Поездо-км за сутки

Кол-во поездов в сутки

сборных

сквозных порожних

сквозных груженых

сборных

сквозных порожних

сквозных груженых

сборных

сквозных порожних

сквозных груженых

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А-Б

230

79

7897

216

21635

1

94

95

Б-А

39/13

1383

3915

142

3789

10726

1

17

47

65

Б-В

130

12989

356

35586

1

92

93

В-Б

390

70/18

1790

7013

242

4905

19214

1

13

50

64

Итого

620

320

3173

31814

956

8694

87161

4

30

283

317

После этого определяем пробеги поездов различных категорий: сквозных груженых и сквозных порожних поездов.

2. Расчет качественных показателей использования локомотивного парка

 

Потребный эксплуатационный парк локомотивов определяем способом подсчета суммарного времени работы локомотива на передвижение поездов, на стоянки на промежуточных станциях, на стоянки в пунктах основного (станция Б) и оборотного депо (станция А), в пунктах смены локомотивных бригад.

Эксплуатируемых парк локомотивов  рассчитывается по формуле

,=156

где  – сумма локомотиво-часов в движении, на промежуточных станциях, в пунктах смены бригад и на деповских станциях.

Время, затрачиваемое локомотивами в движении равно длине участка, деленной на техническую скорость , а время нахождения на участке – длине участка, деленной на участковую скорость .

Разница во времени на участке и в движении определяет простой локомотивов на промежуточных станциях. Скорость для различных видов поездов неодинакова (см. табл. 2 задания), поэтому необходимо затрату времени локомотивов определить отдельно для сквозных и сборных поездов, а также для одиночных локомотивов.

Время простоя на деповских станциях и в пункте смены бригад равно норме простоя на одну пару поездов (см. задание табл. 2), умноженной на количество поездов и деленной на 2.

Для сокращения расчетов можно в табл. 13 указать норму простоя на один поезд, т. е. норму на одну пару, деленную на 2.

Количество одиночных локомотивов, следующих по участку в сутки, определяется как разница между числом поездов «туда» и числом поездов «обратно» (см. табл. 12).

При определении времени простоя локомотивов на деповских станциях и в пунктах смены бригад следует исходить из их размещения на отделении по принятой схеме (рис. 1).

При следовании по участку А-Б поездные локомотивы будут простаивать в оборотном депо на станции А (смена бригад, ожидание поездов) и в основном депо на станции Б (с заходом в депо). При следовании по участку Б-В поездные локомотивы будут простаивать на станции В (пункт смены бригад).

Таблица 13

Расчет эксплуатируемого парка локомотивов (пример)

Участок

Протяженность участка, км

Род поездов

Число

поездов в сутки

Тех. скорость VТ, км/ч

Участковая скорость Vуч, км/ч

Время в чистом движении, ч

Общее время на уч-ке, локомотиво-ч

Время простоя на промежуточных станциях, локомотиво-ч

Время в пунктах смены бригад, локомотиво-ч

Время простоя на станциях основного депо, лок.-ч

Время простоя на станциях оборот. депо, лок.-ч

Общая затрата лок-во-ч

в сутки

Эксплуатируемый парк лок., лок-во-сутки

на один поезд

на все поезда

на один поезд

на все поезда

на один поезд

на все поезда

на один поезд

на все поезда

на один поезд

на все поезда

на один поезд

на все поезда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А-Б

230

Сквозные

158

55

40

4,2

660,8

5,75

909

1,6

248

1,6

252

1,2

189,6

230

Одиноч. след.

30

60

45

3,9

115

5,2

153

1,3

39

1,6

48

1,2

36

230

Сборные

2

65

30

3,6

7,08

7,7

15,3

4,13

8,3

1,6

3,2

1,2

2,4

Итого

190

11,6

782,9

18,6

1077

6,9

294,4

1,6

304

228

Б-В

390

Сквозные

155

50

40

7,8

1209

9,75

1511

1,9

302,3

0,3

46,5

1,6

248

390

Одиноч. след.

29

60

45

6,5

188,5

8,7

251

2,2

62,9

0,3

8,7

1,6

46,4

390

Сборные

2

65

30

6

12

13

26

7

14

0,3

0,6

1,6

3,2

Итого

186

20,3

1409,5

31,5

1789

11,2

379,1

1,6

297,6

Всего

376

32

2192

50

2865

19

674

56

228

3751,4

156,4

Таблица 14

Расчет условного пробега специально-маневровых локомотивов

Вид локомотивов

Парк локомотивов

Время работы в сутки, ч

Кол-во часов работы

Условный пробег в год, тыс. км (1 локомотиво-ч = 5 локомотиво-км)

в сутки

в год

Специально-маневровые локомотивы, 

5

23,5

23,5 

117,5

×23,5×365

42887,5

×23,5×365×5

214437,5/1000=

214,5

Время работы в сутки специально-маневровых локомотивов принимается 23,5 ч.

Кроме того, необходимо рассчитать условный пробег специально-маневровых локомотивов за время экипировки по формуле:

.=91,25

Записать в тыс. локомотиво-км и локомотиво-часов в строке «прочий простой» (условный пробег) – табл. 18.

Таблица 15

Маневровая работа и условный пробег поездных локомотивов (со сборными поездами) (пример)

Участок

Время нахождения сборных поездов на промежуточных станциях за сутки, ч*

Локомотиво-часы маневровой работы в год, ч

Локомотиво-км условного пробега в год, тыс. (1 локомотиво-ч = 5 локомотиво-км)

А-Б 8

8

2920

14600

Б-В 14

14

5110

25550

Итого 22

22

8030

40150

* Данные берутся из табл. 13.

Таблица 16

Расчет условного пробега остальных локомотивов (сквозных поездов и одиночных локомотивов) (пример)

Участок

Время простоя на промежуточных станциях в сутки, ч*

Локомотиво-часы простоя в год

Локомотиво-км условного пробега в год, тыс.

(1 локомотиво-ч = 1 локомотиво-км)

А-Б

285

104025

104025

Б-В

364

132860

132860

Итого

649

236885

236885

* Время простоя сквозных поездов и одиночных локомотивов на промежуточных станциях берется из табл. 13.

Таблица 17

Расчет условного пробега локомотивов, простаивающих в пунктах смены бригад, основного и оборотного депо (пример)

Участок

Время простоя локомотивов на станциях, локомотиво-ч, за сутки

Локомотиво-км условного пробега в год, тыс. (1 локомотиво-ч = 1 локомотиво-км)

*365

смены

бригад*

основного

депо*

оборотного депо*

А-Б

—-

304

228

194180

Б-В

56

298

129210

Итого

56

602

228

323390/1000

* Данные берутся из табл. 13.

Данные табл. 11, 13-17 следует обобщить в табл. 18.

Затем следует рассчитать парк локомотивов по формуле

.

Проверку правильности расчета работы локомотивов на отделении можно произвести по формуле

.

Таблица 18

Сводные данные о работе локомотивного парка на отделении

Вид работы

Локомотиво-часы в сутки

Локомотиво-км за год

1  Поездная работа:

– линейный пробег локомотивов*;

– в том числе одиночное следование

2  Условный пробег,

в том числе:

– маневровая работа;

– поездными локомотивами;

– маневровая работа специально-маневровыми локомотивами;

– прочий простой**

(условный пробег)

2192

303

1674,5

139,5

22

117,5

1535

6844

42070

842

281,55

40,15

214,4

560

Итого

3866,5

7686

Расчет других показателей использования локомотивного парка проводится в следующем порядке:

По данным табл. 18 рассчитать коэффициент общего вспомогательного пробега локомотивов , включая условный, к пробегу во главе поездов по формуле:

=6844+842/35226*1000=03=300 км

Среднесуточный пробег локомотивов  определить из выражения

=42070/365*156=0,8

Среднюю массу брутто  определить по формуле:

=105340*106/35226*103=2990 т.

Комплексным показателем эффективности использования локомотивов является их производительность , тыс. ткм брутто на один локомотив в сутки:

=2990*0,8/1+0,19=2011

Для самопроверки следует рассчитать производительность локомотива по формуле

=105340*106/365*156=1,8=1850

Все рассчитанные показатели использования локомотивного парка на отделении следует свести в табл. 19.

1850>2011

Таблица 19

Показатели использования локомотивов

Показатели

Условные

обозначения

Значение по плану

Средняя техническая скорость по отделению, км/ч

28

Средняя участковая скорость, км/ч

29

Среднесуточный пробег локомотива, км/сут

0,8

Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов

0,19

Коэффициент общего вспомогательного пробега локомотивов

300

Средняя масса грузового поезда брутто, т

2990

Производительность локомотива, тыс. ткм брутто на один локомотив в сутки

2011

Коэффициент участковой скорости

0,8

Таблица 20

Расчет среднего простоя под одной грузовой операцией (пример)

Участок или станция

Крытые и открытые вагоны

Цистерны, тыс.

Число вагонов со сдвоенными операциями, тыс.

Число вагонов с одиночными операциями, тыс.

Норма простоя вагонов, ч

Затраты вагоно-часов за год, тыс.

Затраты вагоно-часов за сутки

погрузка

выгрузка

погрузка

выгрузка

крытые и открытые

цистерны

всего

крытые и открытые

цистерны

всего

с одиночными операциями

со сдвоенными операциями

с одиночными операциями

со сдвоенными операциями

всего

с одиночными операциями

со сдвоенными операциями

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

А

28

79

-

10

28

-

28

51

10

61

13

24

793

672

1465

А-Б

75

127

-

22

75

-

75

52

22

74

13

24

962

1800

2762

Б

45

56

-

27

42

-

42

14

27

41

13

24

533

1008

1514

Б-В

77

133

-

22

77

-

77

56

22

78

13

24

1014

1848

2862

В

35

73

-

32

35

-

35

38

32

70

13

24

910

840

1750

Итого

257

468

-

113

257

-

257

211

113

324

4212

6168

10380

11540

16899

28439

Проверка правильности расчета количества грузовых операций, тыс.

==267+468+113=2+258+324=838=838

 Расчет качественных показателей использования грузовых вагонов

 

Расчет вагоно-часов под грузовыми операциями производится на основе данных табл. 4, схемы 1 (погрузка и выгрузка) и табл. 2 (нормы простоя под одиночными и сдвоенными операциями).

Число сдвоенных операций для сухогрузных вагонов определяют, исходя из условий, что все вагоны, освобождающиеся из-под груза на станциях, можно здесь же использовать под погрузку. Оформить расчет в табл. 20 (см. приведенный в таблице пример расчета количества грузовых операций).

Простой под одной грузовой операцией

,=10380/838=12,4ч

Где  – вагоно-часы простоя под грузовыми операциями;

 – количество грузовых операций.

Для расчета затрат вагоно-часов на технических станциях первоначально определяют число вагонов, проходящих через каждую техническую станцию. Это число равно сумме всех груженых и порожних вагонов, принимаемых станцией за год со всех направлений (см. схемы 1, 2).

Из общего количества вагонов, принимаемых станцией, необходимо исключить местные вагоны. В результате получают число транзитных вагонов, следующих через данную станцию. Расчет следует провести по схеме рис. 3. На основе данных схемы 3 можно сделать вывод, что через станцию А следует ____ тыс. транзитных вагонов в год; ____ тыс. вагонов участвуют в грузовых операциях (местные вагоны).

Нормы простоя транзитных вагонов заданы отдельно для каждой станции. Вагоно-часы на технических станциях определяют умножением числа транзитных вагонов на среднюю норму простоя транзитного вагона (см. табл. 2 задания или по заданию консультанта).

Оформить расчет простоя транзитных вагонов в табл. 21 и 22.

=1673+1342=3015 тыс.В-В

=1564+12474

=1118+1485=2603

=28+89=117 тыс.В-В

=42+83=125

=35+105=140

 

Таблица 21

Определение количества транзитных вагонов, следующих через станции отделения

Показатели

Станции

Всего

А

Б

В

Общее кол-во вагонов, проследовавших за год, тыс.

3132

2936

2743

8811

В том числе:

– местных вагонов за год, тыс.;

117

125

140

382

– местных вагонов в среднем в сутки;

321

342

384

1047

– транзитных вагонов за год, тыс.;

3015

2811

2603

8429

– транзитных вагонов в среднем в сутки

8260

7132

7132

23093

Таблица 22

Расчет вагоно-часов простоя на технических станциях транзитных вагонов с переработкой и без переработки (пример)

Станция

Кол-во транзитных вагонов за год, тыс.

Норма простоя одного транзитного вагона, ч

Вагоно-часы за год, тыс.

Вагоно-часы за сутки

А

Б

В

3015

2811

2603

14,2

4,4

4,7

42813

12368

12234

117296

33885

33518

Итого

8429

8

67415

184699

 

Средний по отделению простой транзитного вагона на одной технической станции определяется из выражения

=67415/8429=8

где  – вагоно-часы транзитных вагонов на технических станциях за год, тыс.;

 – кол-во транзитных вагонов, проследовавших за год, тыс. вагонов.

Произведенные расчеты позволяют определить рабочий парк грузовых вагонов. Расчет рабочего парка вагонов для обеспечения планового объема перевозок производится по формуле

=67415+10380+169/24=3249

Вагоно-часы в движении принимаются за сутки (табл. 20, 22)

=1793120/365*29=169

Расчет времени оборота грузового вагона проводится по формуле

3249/2909=1,1

Важнейший показатель использования вагонов в пространстве и времени (оборот вагона) следует рассчитать и по аналитической формуле:

=1/24*16,2+(21,3-16,2)+23,2+3,7=4,9

Предварительно следует определить коэффициент местной работы, показывающий кол-во грузовых операций, приходящихся на один рабочий вагон:

=257+581/2909=0,3

Среднее число технических станций, проходимых вагоном за оборот, находится как

,=617/213=2,9

где  – вагонное плечо.

=1793120/8429=213

Разумеется, что значение оборота вагона во всех формах расчета должно быть одинаковым.

Здесь же следует произвести расчет среднесуточного пробега грузового вагона по аналитической формуле:

=617/1,1=561

Среднесуточная производительность вагона рабочего парка  является комплексным показателем интенсивности использования грузовых вагонов:

=64337*106/365*324,9=54252

Проверочный расчет следует выполнить по аналитической формуле:

=40*561/1+0,17=19179

Остальные качественные показатели использования вагонов рассчитаны после табл. 7, 8.

Таблица 23

Качественные показатели использования вагонов

Показатели

Условные

обозначения

Значения по плану

1

2

3

Простой вагона под грузовой операцией, ч

12,4

Средний простой транзитного вагона на одной технической станции, ч

8

Коэффициент порожнего пробега к груженому пробегу вагонов

0,17

То же, к общему пробегу вагонов

0,14

Динамическая нагрузка на груженый вагон, т/вагон

40

Динамическая нагрузка на рабочий вагон, т/вагон

30

Коэффициент местной работы

0,3

Оборот вагона, сут.

1,1

Среднесуточный пробег вагона, км/сут.

561

Производительность грузового вагона, эксплуатационные ткм, нетто на один вагон в сутки

54252

Качественные показатели использования вагонов и локомотивов оказывают непосредственное влияние на эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок, рентабельность и эффективность работы железнодорожного транспорта. Комплексная оценка влияния всех качественных показателей использования вагонов и локомотивов рассматривается в дисциплине «Управление затратами». В данном курсовом проекте приводится расчет экономической эффективности ускоренности оборота вагона и увеличения массы поезда брутто.

4 Экономическая оценка улучшения использования подвижного состава

 

4.1 Экономическая эффективность ускорения оборота вагона

Оборот вагона – это время в сутках от погрузки до следующей погрузки вагона. Это комплексный показатель, который включает время в движении и простои на промежуточных, технических и грузовых станциях. Величина  определяет величину рабочего парка вагона

=3249

Ускорение оборота вагона – одно из основных направлений сокращений эксплуатационных расходов железных дорог.

В выполненном выше расчете (раздел 3) наибольший удельный вес занимает время простоя под грузовыми операциями.

Сокращение времени простоя под погрузкой (по заданию консультанта) обеспечивает сокращение оборота вагона.

=1,5/24*0,3=0,02

где  – сокращение времени простоя под грузовой операцией, ч;

 – коэффициент местной работы.

Уменьшение потребного парка вагонов по отделению дороги составит

,=0,02*7970=159,4

где  – работа отделения дороги (суточная).

1  Экономия капитальных вложений в потребный парк вагонов составит:

415*103*159,4*1,04*1,1=75676744 руб

где  – цена вагона, тыс. руб.;=415 тыс.

 – коэффициенты, учитывающие вагоны, находящиеся в ремонте и запасе,

 = 1,04 = 1,1

2  Экономия эксплуатационных расходов включает:

–  амортизационные отчисления на полное восстановление вагонного порта

=3,7*75676744=280003953

где  – годовая норма амортизационных отчислений за год в % от стоимости вагонов.=3,7

– расходы на капремонт вагонов

=0,49*280003953=137201937

где  – норматив расходов на капремонт вагонов в %.=4,95%

– расходы по содержанию и текущему ремонту вагонов

=0,15*665281485=99792223

где  – расходная ставка на один вагоно-км, руб;=0,15

 – сокращение пробега вагонов за год.

=3249*365*561=665281485

где  – среднесуточный пробег вагона.

Общая экономия эксплуатационных расходов составит:

.=5169988113

Экономический эффект от ускорения оборота вагона составит:

=5283449624

где  – нормативный коэффициент сравнительной эффективности.

4.2 Экономическая оценка увеличения массы поезда брутто

Средняя масса поезда  – один из важнейших показателей использования мощности локомотивов.

Увеличение массы поезда ():=120 т.

1  Обеспечивает рост производительности локомотива

;

=(2990+120)*800/1+0,19=2090756

2  Сокращение эксплуатируемого парка локомотивов

=143,5-138=5,5

где  – эксплуатационный парк локомотивов при увеличении массы поезда.

, ед.=105340*106/2090756*365=138

3  Экономию капитальных вложений в парк локомотивов

,22*106*5,5*1,1*1,04=138424000

где  – цена локомотива, тыс. руб.;=22 млн.руб.

 – коэффициенты, увеличивающие ремонт и запас локомотивов.

4  Экономию эксплуатационных расходов в год:

–  по амортизационным отчислениям

=138424000*0,357=49417368

где  – годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление локомотивов в % к стоимости локомотивов.

–  по электроэнергии (топливу) на тягу поездов

,=0,33*105340*106*1,60=5561952

где  – снижение нормы расхода электроэнергии в квт.ч на 104 ткм брутто, с увеличением  на 1 % сокращается норма расхода электроэнергии на (0,1 ¸ 0,17) % (по заданию консультанта).

Кроме того, сокращается численность локомотивных бригад и достигается экономия по заработной плате и отчислениям единого социального налога.

– по заработной плате

=46,5*329=15298,5 руб.

где  – сокращения бригадо-часов за год (принять по величине поездо-часов на участке АБВ для сквозных поездов);

 – расходная ставка на один бригадо-час.

–  по отчислениям единого социального налога

=26,2*15298,5=400820,7

где  – процент единого социального налога от экономии заработной платы.=26,2

Экономия эксплуатационных расходов от увеличения массы поезда брутто составляет

=55395439

Годовой экономический эффект от увеличения массы поезда составит:

=76159039

Автоматизированная система расчета плана формирования поездов (АС РПФП)

Функциональный составАвтоматизированная система расчета плана формирования поездов предназначена для автоматизированного составления и расчета различных вариантов плана формирования поездов (ПФП) с последующим выбором лучшего из них на основе многокритериальной оценки.Расчеты проводятся на основе поступающих из других автоматизированных систем данных о местных и транзитных с переработкой вагонопотоках.АС РПФП разработана для руководящих работников и инженеров Департамента управления перевозками ОАО «РЖД» (сетевой уровень системы) и служб перевозок управлений железных дорог (дорожный уровень системы).АС РПФП предусматривает:- выбор из действующих на сети дорог программных комплексов необходимой информации об объемах и направлениях вагонопотоков;- переработку, хранение и наглядное представление корреспондиру-емых вагонопотоков за определенный период времени, выбираемый пользователем;- автоматизированное составление различных вариантов плана формирования поездов;- расчет значений различных критериев оценки плана формирования поездов по каждому из вариантов;- реализацию выбора рационального плана формирования поездов на основе отраслевой методики путем решения многокритериальной задачи и поиска рациональных по Парето вариантов организации вагонопотоков на основе теоретических положений, разработанных доктором технических наук А.Т. Осьмининым.Автоматизированная система расчета плана формирования поездов разработана с использованием технологии «клиент-сервер».Клиентская часть системы установлена на рабочих местах инженеров ЦД ОАО «РЖД» и служб перевозок управлений железных дорог. Серверная часть — на сервере в ГВЦ ОАО «РЖД» и в дорожных ИВЦ.Входная информацияВходными данными для АС РПФП являются:- информация о прибытии и отправлении вагонов со станций железных дорог, выбираемая из отправочной модели дороги (на дорожном уровне) и из Информационного хранилища (на сетевом уровне);- на дорожном уровне — накопленные за тот же период текстовые сообщения 1042 о поступающих по стыковым пунктам поездах, формируемые в программном комплексе АСОУП, откуда выбираются данные о транзитных с переработкой на железной дороге вагоно-потоках.В качестве системы управления базой данных используется СУБД DB2. На рис. 14.1 (а, б) приведена схема информационных потоков системы на дорожном и сетевом уровнях.Режим обработки входных данных (выборки необходимой информации и формирования таблиц базы данных) запускается 1 раз в сутки на дорожном уровне и 1 раз в месяц на сетевом уровне.Нормативно-справочная информацияНормативно-справочные данные системы:- формируются на основе текстовых и двоичных файлов задачи «Ведение сетевой книги ПФП» разработки ГВЦ ОАО «РЖД» (описание транспортной сети и действующего ПФП);- конвертируются из таблиц отправочной модели (отдельные справочники);- вводятся в процессе работы программы (нормативные данные по станциям и участкам дороги);- импортируются из файлов, получаемых в результате централизованного регулярного (1 раз в месяц) чтения нормативно-справочных массивов АСОУП всех дорог (описание действующего ПФП с внесенными корректировками).

Режимы функционирования системыКлиентская часть системы включает в себя графический редактор для создания и отображения на экране схемы расчетного полигона (дороги или сети дорог).Графическая схема создается на основе описания транспортной сети, которое содержится в АС «Ведение сетевой книги ПФП» (разработчик ГВЦ ОАО «РЖД») и Единой нормативно-справочной базе данных (ЕНСИ, разработчик ВНИИАС). Опорными станциями графической схемы (границами участков) являются станции формирования поездов, стыковые пункты, а также станции, необходимые для правильного отображения топологии участков сети (различные разветвления). Пользователь системы может добавлять или удалять опорные станции по своему усмотрению.Графический редактор позволяет изменять цветовые настройки карты и всех отображаемых объектов, изменять масштаб и др. Графическая схема легко перемещается на экране во всех направлениях, так что пользователь имеет возможность видеть те фрагменты схемы дороги, которые первоначально оказываются за пределами экрана.Входные данные после обработки (выборки нужных данных и суммирования количества вагонов для одинаковых станций отправления и назначения) привязываются к маршрутам следования, предписанным действующим ПФП. Производится расчет распределения вагонопотоков по участкам, что позволяет отобразить вагонопотоки на графической схеме полигона (рис. 14.2).Распределение вагонопотоков представляется графически на схеме полигона так, что по сравнительной ширине линии можно судить о величине вагонопотока и загруженности тех или иных направлений дороги.Поочередно можно просмотреть разные виды вагонопотоков—местные, транзитные с переработкой, транзитные без переработки, маршрутные, суммарные. При щелчке кнопкой «мыши» на участке отобразится справка о вагонопотоках на данном участке дороги.

При необходимости на предварительном этапе подготовки АС к расчету ПФП можно задать отклонения в маршрутах следования вагонопотоков, при этом изменится картина распределения вагонопотоков по участкам, что повлияет на составление вариантов ПФП и их расчет.Отдельным режимом запускается составление вариантов плана формирования поездов (рис. 14.3). Количество вариантов зависит от установок, которые задает пользователь: диапазоны (нижняя и верхняя граница) изменения среднесуточных вагонопотоков в одно назначение, достаточных для образования отдельных групп вагонов (Gmm, Gmax) и одногруппных поездов (Ртш, Ртах), и шаг их изменения (АР, AG).Число сравниваемых вариантов ПФП вычисляется по формуле:

К задаваемым условиям относятся:- учет или неучет сетевого плана формирования поездов, закрепленного приказом ОАО «РЖД» и отраженного в книгах ПФП (междудорожные и межгосударственные назначения);- отклонения в маршрутах следования вагонов от маршрутов, предписанных действующим ПФП;- перечень станций, которые составляют расчетную схему дороги и для которых в дальнейшем определяются назначения, полученные в результате выбора оптимального ПФП;- запрещенные направления (запрет для какой-либо технической станции формировать поезда в каком-либо направлении ввиду различных обстоятельств);- назначенные поезда (при необходимости).

Полученные варианты ПФП представляют собой список назначений для станций формирования, который можно просматривать, выбирая станцию формирования на графической схеме полигона. Для групповых поездов можно просмотреть список назначений групп (рис. 14.4).

Предусмотрен режим оценки составленных вариантов ПФП по назначенным критериям и выбора рациональных по Парего вариантов по рассчитанным значениям этих критериев.В качестве критериев оценки выбраны натуральные показатели: потребное число поездных локомотивов для реализации ПФП; вагоно-часы и вагоно-километры, для которых выставляются весовые коэффициенты, чья сумма равна единице. АС позволяет ввести и другие критерии.Для каждого варианта подсчитываются значения выбранных критериев и заносятся в таблицу критериев.Затем происходит оценка вариантов плана формирования поездов на основе многокритериального анализа.Выбор рациональных вариантов осуществляется на основе Парето — оптимизации. Рациональные варианты подкрашиваются фоном в списке вариантов.АС РПФП позволяет пользователям принимать решение по корректировке плана формирования поездов, анализируя полученные варианты ПФП в сравнении с действующим ПФП.Вспомогательные программы и функциональное развитие системыСистема снабжена вспомогательными программами:- поиска любой станции на графической схеме полигона (происходят скроллинг экрана и цветовое выделение станции или участка, которому принадлежит станция);- построения маршрутов между двумя станциями по кратчайшему расстоянию и по плану формирования поездов (построенный маршрут отображается на графической схеме);- построения струи вагонопотоков между двумя станциями;- формирования справокпогрузке и выгрузке по станциям и участкам, с разбивкой числа вагонов по назначениям ПФ, по роду подвижного состава и роду груза, а также с выделением экспорта и импорта и определенияпринадлежности вагонов парку ОАО «РЖД» (собственные или арендованные) и другим государствам, поступающих по стыковым пунктам поездах, сформированных и расформированных на станциях поездах, действующем на дороге ПФП — по всем станциям и по назначениям отдельно взятой станции,станциях маршрутной, а также массовой погрузки и выгрузки на дороге.Предусмотрено функциональное развитие АС РПФП по следующим направлениям:- интеграция с информационно-программными комплексами, функционирующими в экономических и финансовых службах для оценки плана формирования по стоимости его реализации;-расчет сетевого и дорожных ПФП на предстоящий период планирования в рамках АС РПФП на базе информационного обмена с системами по планированию перевозок с учетом собственников подвижного состава;- учет реальных условий эксплуатационной работы, включая непарность грузового движения, формирования сквозных поездов по выделенным грузам и получателям и всех составляющих загрузки станционных мощностей;-интеграция с системами линейного уровня. Создание единого комплекса по расчету ПФП на сетевом, дорожном и линейном (ЦУМР) уровнях на основе Единой дорожно-сетевой базы данных.




Предыдущий:

Следующий: