финансовый контроль часть 2

5) Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по Разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

1) Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

2) Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).

3) Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Последующий контроль — проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

6)Аудиторский контроль в России: понятие, виды, субъекты, основы финансово-правового регулирования.

1) Понятие:

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача — установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности и соблюдение финансового законодательства.

Аудиторский контроль наряду с ведомственным, внутрихозяйственным и общественным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.

2) Виды:

В зависимости оттого, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется службой внутреннего контроля предприятий и организаций. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономному и рациональному использованию ресурсов хозяйствующих субъектов. Конкретные задачи служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер.

Внешний аудит — это независимый финансовый контроль. Его осуществляют аудиторские организации (фирмы) или физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ РФ), другие кредитные организации, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счет обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонды, а также коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры).

Инициативная аудиторская проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, так как наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, ее конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто.

3) Субъекты:

Субъектом внешнего аудита являются юридические лица (аудиторские фирмы) или физические лица (аудиторы).

Субъектом внутреннего аудита является служба внутреннего контроля или аудита предприятия, банка или другой организации.

7) Органы финансового контроля. Полномочия органов обшей компетенции по осуществлению финансового контроля.

1) К органам, осуществляющим финансовый контроль, относятся:

– представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;

– в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;

– органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;

– государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;

– банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.

2) Финансовые органы общей компетенции:

- президент РФ,

- правительство РФ,

-федеральное собрание (счетная палата)

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 г. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций — контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

На основании Конституции РФ и Закона «О Совете Министров — Правительстве РФ» Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительством РФ утверждено новое Положение о Министерстве финансов (на основании Постановления от 19 августа 1994 г.), Положение о Федеральном казначействе (на основании Постановления от 27 августа 1993 г.). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.

Основные задачи:

- рассмотрение и утверждение федерального бюджета России.

- утверждение отчета о его исполнении.

- рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах.

- установление предельного размера внутреннего и внешнего государственного долга.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения.

8)Счетная палата Российской Федерации.

Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации. Она действует на основе соответствующего Федерального закона РФ, который описывает общие положения, её состав и структуру, её содержание деятельности и полномочия, её организацию деятельности, а также её обеспечение деятельности.

В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов.

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации и заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности, соответственно, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Половина состава аудиторов Счетной палаты назначается и освобождается от должности Государственной Думой, а другая половина состава аудиторов Счетной палаты — Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Срок полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым её Коллегией.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

1) организация и осуществление контроля за своевремен­ным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расхо­дов государственных средств и использования федеральной соб­ственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных вне­бюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государст­венной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формиро­вание и исполнение федерального бюджета и бюджетов феде­ральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных пока­зателей федерального бюджета и бюджетов федеральных вне­бюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

9) Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы местного самоуправления.

1) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) — федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.

В целях обеспечения единой государственной финансовой политики Минфин РФ направляет деятельность министерств финансов республик и финансовых органов субъектов РФ на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий. Этим же целям служит издание методических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов.

Основными задачами Минфина РФ являются:

1) разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а т.ж. осуществление мер по развитию финансового рынка;

4) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

5) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

6) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

7) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Подведомственные органы власти

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)

Федеральное казначейство (Казначейство России)

Федеральная налоговая служба

Компетенция Минфина

Минфин осуществляет правовое регулирование в следующих областях:

финансы;

бюджетная, налоговая, страховая, валютная и банковская деятельность;

организация составления и исполнения федерального бюджета;

финансовые рынки;

рынок ценных бумаг;

государственный долг;

аудиторская деятельность;

бухгалтерский учёт и бухгалтерская отчётность;

производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней;

таможенные платежи и определение таможенной стоимости товаров;

таможенно-тарифное регулирование; и т. д.

10) Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в установленной сфере деятельности:

надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

надзор за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

надзор за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

3) осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

6) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.




Предыдущий:

Следующий: