педадгогика таблица

Автор / Определение

Я.А.Коменский

Ю.К.Бабанский

Ушинский

П.И.Пидкасистый

Научность

Научные занятия всей жизни должны быть так распределены, чтобы составлять одну энциклопедию, в которой все должно вытекать из общего корня и стоять на своем собственном месте. Все, что преподается должно быть так подкреплено обоснованиями, чтобы не оставалось ни единого места ни сомнению, ни забвению. Ведь обоснование разумом – это те гвозди, те пряжки, скобы, которые прочно скрепляют дело, не дают ему колебаться и распадаться. В школе все следует преподавать путем исследования причин.

Главной целью принципа является то, чтобы все учащиеся понимали, что все подчинено законам, и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы.

Познание действительности может быть верным и неверным. Обучение должно быть основано на базе официальных научных концепций и использовать научные методы познания.

Отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества. Он предписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию науки.Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках , в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки.

Доступность

Восприимчивость к учению в ученике нужно возбуждать серьезно и замысел предмета глубоко запечатлевать в уме. К более полной системе искусства или языка следует подходить не ранее, чем будет установлено, что замысел усвоен совершенно ясно и пустил хорошие корни.

Заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов, форм обучения уровню развития обучающихся.Доступность определяется многими факторами : соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.

Закономерность вытекает из необходимости учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Следовательно, и объем изучаемого материала, и степень его теоретической сложности должны соответствовать умственным возможностям учащихся в его усвоении. В то же время необходимо предусматривать достаточное количество времени (уроков) на изучение этого материала.

Преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое – изучаемый материал планируется, делится на логические разделы – темы,устанавливая порядок и методику работы с ним; второе – в каждой системе надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье – при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Системность и последовательность

Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим. Все преподаваемое, правильно понятое умом, должно быть закреплено также и в памяти.

Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязаны. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном ранее.

Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями, похожа на кладовую, шде все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет. Голова, где только система без знания, похожа на лавку, на которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

Системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

Наглядность

При образовании юношества нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает. Следовательно, большое значение будет иметь для дела, если все книги, употребляемые в школах, будут соответствовать этому закону природы.

Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.

Наглядные пособия являются одним из средств достижения цели обучения,они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся. К наглядным пособиям относятся или реальные предметы, их изображения в виде муляжей, картин, рисунков , схем.

Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства : модели, рисунки.

Организация процесса обучения

Следовательно, таким же образом в школах, образовывая человека, необходимо образовывать его вцелом, чтобы сделать его пригодным для настоящей жизни и вместе с тем подготовленным к самой вечности , которая составляет цель всего того, что ей предшествует. Поэтому в школах необходимо обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. А научное образование пусть служит человеку к усовершенствованию одновременно и его разума, и языка, и рук, для того, чтобы он мог все, что требуется, разумно созерцать, выражать словами и осуществлять в действии. Если что-либо из этого упустить, то получится пробел, который не только нанесет пробел образованию, но и подорвет его основательность. Ибо крепким может быть только то, что было тесно связано во всех его частях.

Взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;

Доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения.

Обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений , но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа подчинения всей учебно-воспитательной работы учителя в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности ученика.




Предыдущий:

Следующий: