понятие технология работы соц пед

В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом:

— совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах

осуществления каких-либо действий;

— совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в

определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки

материала или изделия.

В широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств организации

и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью,

спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.

Основными параметрами любой технологии являются:

— детальное определение конечного результата;

— разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные

этапы;

— поэтапное выполнение определенных действий;

— однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций;

— тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования

технологии другим человеком после специального обучения.

Под технологией социально-педагогической работы понимают систему строго

последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной

социально-педагогической задачи, проблемы с заранее спланированным результатом.

Социально-педагогические технологии представляют систему узаконенных

требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний. Вместе с тем нужная

последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать сто

процентной эффективности в достижении цели (результата) профессиональной

деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных

социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и

организаций, конкретными людьми.

Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо

для себя четко определить:

— цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;

— условия ее реализации;

— особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности;

— особенности места реализации цели;

— возможности по времени для реализации цели;

— возможные формы реализации;

-особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.

В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют

различные виды или типы социально-педагогических технологий.

По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и

инновационные (принципиально новые).

По преобладающей деятельности различают консультативные, посреднические,

игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии; технологии проектирования,

моделирования, экспертизы, управления и т.д.

По направленности на преобразование окружающей подопечного среды

выделяют средовые технологии оздоровления природной среды и технологии

оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных

ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.).

По количеству подопечных можно выделить следующие виды: индивидуальные

- технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения,

самообеспечения и т.д.;

групповые — технологии социальной адаптации выпускников интернатных

учреждений, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с

ограниченными возможностями и т.д.);

массовые — технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии

социальной рекламы и т.д..

По степени практической включенности в процесс профессиональной

деятельности А.И.Пригожин выделил:

кабинетные — получены в результате информационно-логического анализа

ситуации;

лабораторные — получены в экспериментальных, специально созданных условиях;

полевые — получены в результате реальной работы в общественной среде.

Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии -

технологии уровня общества, региона, больших социальных групп;

мезотехнологии — технологии уровня города, населенного пункта, крупной

социальной группы;

микротехнологии — рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные

процессы на микроуровне.




Предыдущий:

Следующий: