психология управления(ГОТОВО)

1.Объект и предмет психологии управления. Психологические закономерности управленческой деятельности.

Психология – наука направленная на изучение личности человека.

Психология управления – область психологии изучающая психологические закономерности в управленческой деятельности и поведение личности.

Объектом ПУявл.отношение людей в процессе совместной деятельности.

Осн. проблемы х-ные для психологии:

- личность руководителя, её развитие, приобретение навыков управления и общих знаний.

- повышение методов подготовки и переподготовка управленческого персонала.

- эффективные коммуникации (деловые встречи, совещания, переговоры) оценка и улучшение морально псих. климата в коллективе.

Психхологич. закономерности управл. деят-ти:

1-я зак-ть: закон неопределённости отклика или зависимости восприятия людьми внеш. воздействий , т.е. разные люди по разному могут реагировать на разные условия.

2-я зак-ть: закон неадекватности отображения человека – человеком.

3-я зак-ть: закон неадекватности самооценки.

4-я зак-ть: закон самосохранения.

5-я зак-ть: закон ращепления смысла управленческой информации.

6-я зак-ть: закон компенсации.

2.Личность как объект управления. Особенности психических процессов личности. Психологические школы изучения личности.

Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств характерных для человека и позволяющих ему активно действовать. Черты личности формируются под влиянием на него природных свойств, особенностей высшей нервной системы, социальных факторов и др.

    Структура любой личности характеризуется свойствами:

    1)общие качества человека (интеллект, ум, работоспособность и др.);

    2)специфические свойства – способности к тому или иному виду деятельности;

    3)подготовленность к деятельности – совокупность умений, знаний, квалификаций, навыков;

    4)направленность личности;

    5)определённый склад характера;

    6)биологическая обусловленность (темперамент).

Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.

Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:

психические процессы;

психические состояния;

психические свойства.

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Виды психических процессов:

Познавательные: Ощущение, Представление, Внимание, Восприятие, Память, Мышление, Речь.

Эмоциональные: Эмоции, Чувства, Аффекты,Стресс.

Волевые: Борьба мотивов, Принятие решения, Постановка цели.

Проблема личности была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов. Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми для управления считаются теории трех главных школ:

1) психоанализ 3. Фрейда (эту школу прошли Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие выдающиеся психологи);

2) теория научения, или поведенческая школа (к теоретикам которой относят И. П. Павлова, американских психологов Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера);

3) теория роста, или «гуманистическая психология» (яркими представителями которой являются американские психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс).

Особенности психических процессов личности:

1)эмоции

2)Разновидностью эмоций явл. Аффект

3)Эстетические – эти чувства выражают отношения человека к прекрасному в природе в исскустве и жизни людей, они обогощают любого человека.

4)Конфликтность – противостояние 2-х или более сторон в связи с расхождениями взглядов у сторон.

5)Воля – способность управлять своими действиями.

6) Эмпатийность — сопереживание

3.Личность руководителя. Базовые качества и проблемы личности руководителя. Лидерский потенциал руководителя.

ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ — совокупность качеств и свойств, необходимых для успешной руководящей деятельности. Руководящая деятельность своеобразна по своим целям и задачам, мотивам, способам, условиям, трудностям, результатам. Руководителю необходимы организаторские способности, умение верно определять цель действий и способы выполнения стоящих задач, настойчивость и решительность. Каждому руководителю нужен глубокий, быстрый и гибкий ум, хорошая память на лица, внимательность к людям, толковость, сообразительность и распорядительность, общительность, умение вдохновлять людей, самообладание, инициативность, настойчивость, выдержка, смелость, мужество, дисциплинированность. Речь руководителя проявляется в устных и письменных распоряжениях, требованиях, указаниях. Она характеризуется ясностью, определенностью, краткостью, категоричностью, логичностью.

Базовые качества и проблемы личности руководителя:

Возраст, пол, Социальный статус и образование.

Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются:

доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность;

стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность. Лидерский потенциал руководителя:

Руководитель как активный субъект управленческой деятельности, включенный одновременно в различные сферы деятельности (профессиональную, организационную, управленческую, общественную), должен обладать субъектными и личностными качествами, объединенными общей направленностью (на дело, на результат, на людей, на организацию, на общество). Эти качества, присущие ему как субъекту, должны рассматриваться как новые интегративные качества. Таким качеством, по нашему предположению, может быть лидерский потенциал.

В самом общем понимании потенциал представляет собой совокупность имеющихся средств, возможностей в некоторой области, некотором отношении, позволяющих перейти от исследования качеств и поведения человека в настоящем времени к изучению того, каким он может стать, поскольку личностные качества развиваются и проявляются в динамическом взаимодействии человека и его социокультурного окружения .

4. Психология поощрения и наказания в системе управления.

Правила поощрения сотрудников: хвалить чаще, хвалить своевременно, необх. Хвалить не человека а результат его работы, хвалить публично но сучётом индивид. Качеств сотрудника, необх.знать меру.

Наказание:

1. Наказание эффективно, когда оно ориентировано на оказание психологического воздействия, как на сотрудника, так и на весь коллектив.

2. 2. Наказывается не человек, а его проступок. Давая сотруднику обратную связь надо говорить только о последствиях определенного нарушения для организации и коллектива, не обсуждая личность и возможные мотивы поступка.

3. 3. Наказание должно быть своевременно и неотвратимо. То есть наказание должно следовать сразу за нарушением — максимальный временной интервал — 1 день. Наказание должно применяться вне зависимости от должности сотрудника и каких-либо других обстоятельств.

4. 4. Материальные наказания следует использовать крайне осторожно.

5. 5. Наказание должно быть личным. Наказывается конкретный сотрудник, а не весь коллектив.

6. 6. Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека. Хвалить человека лучше при всех, а ругать — наедине. При этом очень важно то, как руководитель дает обратную связь. Надо найти нужные слова и интонации, в которых Вы выразите своё сожаление о тех действиях, которые совершил сотрудник.

7. 7. Действия, которые наказываются, должны быть максимально обоснованы и приняты коллективом, как необходимые для успешной работы всего коллектива. То есть доведение до сотрудников информации о последствиях того или иного проступка.

5.Психологический климат в коллективе: содержание , критерии оценки и основные направления оптимизации психологического климата.

Психологический климат коллектива:

Качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Определение В.М.Шепеля: психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что СПК состоит из трех составляющих:

 Социальный климат: определяется осознанием общих целей и задач организации;

 Моральный климат – определяется принятыми моральными ценностями организации;

 Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

 

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

 Доверие,

 высокая требовательность членов группы друг к другу,

 доброжелательная и деловая критика,

 свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива,

 отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения,

 достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении,

 удовлетворенность принадлежностью к коллективу

 высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у коголибо из членов коллектива

 принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов

 

Основные показатели психологического климата:

 Удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда,

 Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами,

 Удовлетворенность стилем руководства,

 Удовлетворенность уровнем конфликтности отношений

 Удовлетворенность профессиональной подготовкой персонала

 

В качестве специальных мер применяются: научнообоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;

Комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социальнопсихологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопомимания и взаимодействия (СПТ, деловая игра)

Психологический климат зависит от стиля руководства.

6. Управленческое общение, его формы, этико-психологические принципы, уровни и стадии.

  Управленческое общение — атрибутивное свойство человека, основной способ его жизнедеятельности в обществе, вызванный необходимостью осуществления управленческой функции с учетом обратной связи.

            Формы управленческого общения:

1. Субординационная — общение между руководителем и подчиненным, в основу которого положены организационно-административные нормы.

2.                  Служебно-товарищеская — отношения между коллегами, в основу которых положены организационно-административные нормы и иногда моральные.

3.                  Дружеская — между представителями различных уровней, в основу которых положены морально-этические нормы.

            Принципы УО:

1.         Создание условий для проявления личностного потенциала сотрудников;

2.         Принцип полномочий и ответственности. Он основывается на следующих моментах.

•         Социальный   статус  —   т.е.  соблюдение  конституционных  прав  и обязанностей,    общественных    полномочий, определенных нормами морали.

•         Служебный   статус  -  регламентация   служебных   прав,   обязанностей, полномочий, определяемых организацией.

•         Личностный  статус  -   степень   удовлетворенности  работников   своим положением.

3.         Принцип поощрения и наказания;

4.         Принцип рационального использования рабочего времени.

7.Умение спорить и аргументировать. Убеждение методом Сократа(утвердительных ответов).

Спор — это словесное состязание, устное или письменное прение между двумя или несколькими людьми, где каждая сторона отстаивает свое мнение, опровергая мнение противника. Всякий спор — это логико-психологическое явление: в основе лежит логическое доказательство, но ведется он с целью воздействовать на сознание и чувства оппонента (противника). В этом смысл спора как разновидности аргументации.

Классическую структуру спора в упрощенном виде можно представить следующим образом: 1)выдвижение и защита какой-либо мысли (тезиса) первым оппонентом (пропонентом); 2)попытка опровергнуть тезис и аргументацию, выдвинутые вторым оппонентом (несогласным с позицией пропонента); 3)возможное выступление пропонента с целью развить первоначальные доводы и показать несостоятельность аргументации противника; 4)возможное повторное выступление оппонента и т. д.

Конечной целью спора могут быть следующие результаты:

1.Победа одного участника спора и поражение другого.

2.Спор не дал результатов: стороны «остались при своем».

3.Стороны пришли к общему решению путем сопоставления позиций.

4.Стороны разошлись еще большими противниками: результатом спора стало обострение разногласий.

5.Стороны пришли к примирению путем взаимных уступок.

6.Спор помог выявить позиции сторон, не приводя их к примирению.

7.Спор привел к дискредитации оппонента, для чего и был затеян.

Метод Сократа Заключается он в построении беседы таким образом, чтобы перед высказыванием непосредственно предложения, получить от собеседника ряд (2-4) положительных ответов.

Действие метода заключается в следующем: 1. На логическом уровне:

полученные в начале беседы положительные ответы логически приводят собеседника к необходимости ответить «ДА» на итоговое предложение.

2. На уровне неконтролируемых сознанием процессов:

разум человека стремится к последовательности в восприятии и оценке информации. Если по рассматриваемому вопросу были даны положительные оценки, мозгу «проще» продолжать линию «ДА», то есть — продолжать отвечать положительно. Если же в начале беседы были даны отрицательные ответы — мозгу будет «сложно» ответить положительно на итоговое предложение. В случае отрицательного ответа в начале беседы успех переговоров оказывается под большим вопросом.

8.Умение слушать. Виды и техника слушания. Умение делать комплименты.

Виды слушания:1)пасивное – заинтересованное отношение. 2) активное – получение ответа на свой вопрос. 3)Эмпатическое – вид слушания с учётом понимания чувств человека.

Техника слушания: (как уметь слушать)1)не перебивать 2)быть заинтересованным 3)не делать поспешных выводов 4)не отвлекаться 5)поддерживать зрительный контакт 6)осмысливать сказанное.

Умение слушать (как и умение задавать правильные вопросы) является основой коммуникативного общения. Мы проводим 50 — 80% нашего времени бодрствования в общении. По крайней мере, 45% этого времени мы слушаем. Но умение слушать является способностью, обучению которой меньше всего уделяют внимания. «Секрет влияния на людей не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем» Важность умения слушать. Умение слушать собеседника является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно. Люди необычайно отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. Ведь если человека слушают, это заставляет его чувствовать себя важным, нужным и даже счастливым. Когда вы становитесь активным слушателем, вы без слов делаете собеседнику комплимент.

Человек, обладающий умением слушать собеседника внимательно, не просто воспринимает то, что ему говорят, а и сам формирует процесс разговора. В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров. Неумение слушать своего партнера или клиента чаще всего приводит к потере денег. Веской причиной научиться внимательно слушать собеседника является возможность узнать много нового и интересного.И больше не заметите явления, описываемого поговоркой «в одно ухо влетает, а из другого вылетает.Даже когда мы не перебиваем собеседника и смотрим на него, многое из того, что он говорит, пролетает мимо наших ушей. И в основном потому, что наши мысли в этот момент витают очень далеко от собеседника. Приведенных ниже правила, помогут вам научиться слушать людей и сделают сам процесс максимально полезным для вас.

Комплименты – слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека, способствует снятию психологической защиты и закрытия.

Умение говорить комплименты – очень ценное качество. Благодаря ему вы можете влиять на людей, завоевывать расположение собеседника и обретать друзей. Мы говорим не о лести, когда человека хвалят за несуществующие достоинства, а о комплименте, который отражает реальные черты характера или внешности того, с кем общаешься в данный момент. Правильно сделанная похвала может даже наладить отношения, которые до сих пор оставляли желать лучшего. Это ключ к сердцу любого человека. Прямые комплименты К ним относятся открытое оценивание внешности либо одежды. Для того, чтобы сделать такой комплимент, необходимо не просто похвалить внешний вид собеседника, а сделать это максимально искренне. Скрытые комплименты. Здесь оценивается работа человека в команде. К примеру, группа ученых сдала крупный проект, и вы подчеркиваете одному из участников степень важности выполненной работы. Косвенные комплименты. Отражают ваши чувства и отношение к собеседнику. Например: «Мне так приятно с вами общаться!» или «В вашей компании я чувствую себя легко и непринужденно!» Очень тонкий и завуалированный вид похвалы.

9.Критика, её основные видыравила конструктивной критики

Критика – суждение с целью выявить недостатки.

Бывает : развёрнутая и короткая.

Может быть: общего плана и конкретная.

Деструктивная критика – свидетельствует о том , что плохо.

Конструктивная – говорит нам как сделать лучше.

Критика направленная на личность и на действие человека.

Мотивирующая – создаёт желание делать.

Демотивирующая(осуждающая)- останавливающая.

Бывает критика открытая , когда автор известен и закрытая, когда автор не известен.

1)критика должна быть уместной и доброжелательной и не должна быть разрушающей.

Начинать критику нужно с похвалы с признанием достоинств критикуемого.

Критикуемому нужно давать возможность спасти свой престиж.

Не накапливать обиды и не выплёскивать всё сразу, критиковать только по конкретному поводу. Делать психологические паузы. Не стремиться к логике, когда человек находится в состоянии эмоционального возбуждения. Он не слышит. Чтобы быть услышанным следует рассчитывать на 1-2 минуты. По возможности не критиковать публично.

Эффективная критика – если за ней следует исправление поведения.

10.Деловая беседа как основная форма делового общения, её функции, структура

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа \»человек-человек\» — политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ. Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

деловая беседа;

деловые переговоры;

деловые совещания.

11.Публичное выступление и особенности его организации.

ПОДГОТОВКА

Начать подготовку публичного выступления необходимо с выработки установки на достижение цели. Вы должны определить насколько это выступление важно для Вас, для Вашего авторитета.

Подготовка любого публичного выступления содержит следующие позиции:

- МЫСЛИ. У выступающего должны быть собственные соображения по теме выступления. Только пересказ информации авторитетных авторов воспринимается слушателями тяжело. Выступать рекомендуется только в том случае, если есть что сказать и оратор хорошо знает свой предмет.

-СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ. Иногда выступающему кажется, что ссылки на собственный опыт не очень убедительны и автор ссылается на общепринятые авторитеты в данной области. Но оратор не учитывает, что дистанция между этим авторитетом и слушателями может быть настолько велика, что слушатели себя с этим авторитетом никак не ассоциируют. Ссылка на собственный опыт более эффективна, так как выступающий в этом случае воспринимается как человек из среды слушателей и его опыт в этом случае усваивается быстрее.

- КОНКРЕТИКА. Если выступающий говорит о каких-то общих проблемах, он должен их иллюстрировать конкретными примерами из жизни. Общие положения проблемы должны замыкаться на конкретные вопросы жизнедеятельности.

ПРОВЕДЕНИЕ:

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПИСЕЙ. У многих, выступающих публично возникает вопрос, можно ли использовать при этом записи. Существует зависимость восприятия материала слушателями от того, читается ли заранее написанный текст или происходит его пересказ.

Когда мы пишем, мы излагаем материал большими, длинными сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. На слух это воспринимается довольно тяжело. При чтении материала по заранее подготовленному тексту, слушатели усваивают, как правило до 12% услышанного. При пересказе усваивается до 20% информации. При чтении лекции или публичном выступлении с использованием наглядных пособий степень усвоения материала повышается до 30%. [3].

Пересказ более эффективен в связи с тем, что речь в этом случае более динамична, предложения более короткие, имеют больше глаголов. Примерно в такой форме происходит процесс мышления и степень усвоения материала с этом случае выше.

ЕСТЕСТВЕННОСТЬ:

При публичном выступлении необходима жестикуляция. Оратор. который стоит по стойке «смирно» воспринимается довольно тяжело. Но эта жестикуляция должна быть естественной. Некоторые выступающие перемещаются по аудитории. Уследить за ними в этом случае бывает довольно трудно. Поэтому рекомендуется отходить от своего первоначального положения на расстояние не более 1 метра.

- АКЦЕНТЫ, ТОН, ТЕМП РЕЧИ, ПАУЗЫ.

Начало выстулений: осторожно с юмором, не начинать с извинений, возбудить любопытство

КОНЕЦ ВЫСТУПЛЕНИЯ

- ВЫВОДЫ. Закончить выступление необходимо, подведя некоторые итоги и сделав выводы.

- ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ. В рамках той или иной схемы публичного выступления может быть призыв к действию, но это не обязательный элемент выступления.

- КОМПЛИМЕНТ. Рекомендуется закончить выступление комплиментом аудитории. Вспомните интервью любого артиста по радио или телевидению. Он , как правило, говорит о том, что именно в этом городе самая хорошая, внимательная, интеллигентная и т.д. публика.

Это артист говорит в каждом городе, где он выступает. Таким образом он старается расположить публику к себе.

-ЯСНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

-сравнение , — рисунки, — примеры, — внешний вид оратора, размещение слушателей, тишина, жестикуляция и др.

Заключение.

12.Имидж и его слагаемые. Принципы и процесс создания имиджа. Формула воздействия имиджа.

Имидж- это образ человека, отражает самого себя. Имидж фирмы- мнение о фирме в целом.

Функции имиджа: ценностная ( человек приобретает в себе мажорное настроение).технологические(функция межличностной адаптации).

Типы имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, корпаративный.

Отракция( привлечь)-отражает умение нравится другим, или процесс формирования привлекательности какого то человека для воспринимающего.

Асортивность - уверенное поведение и умение постоять за себя в межличностном отношениях.

Фастинация - восхищение, увлечение специально организованное вербальное поведение человека с целью формирования доверия через голос, доброжелательный взгляд.

Технология формирования имиджа:

1.Стартовый этап

2.создание имиджа

3.комунникации

4.отработка поведенческой техники

5.изучение законов и техники здорового образа жизни

6.совершенствование профессионализма

13.Таймменеджмент, способы и техники управления собственным временным ресурсом.

Ритм, в котором живет большинство из нас, вряд ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени, аврал и жесткий цейтнот являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому. Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идет о личной эффективности. Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. Поэтому, чтобы не стать жертвой стресса или, еще хуже, синдрома хронической усталости, займемся управлением временем или тайм-менеджментом. Все успешные люди очень продуктивны. Они много работают и много успевают, а это не одно и то же. Под продуктивностью, в первую очередь, подразумевается результат, а не процесс. Если Вы намерены повысить свою производительность, твердо решите сделать это. Люди тратят время впустую, потому что они так и не решили повысить свою производительность. Те, кто добился успеха в своей жизни, много времени посвящают планированию. Ежедневное планирование просто необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем.

Правило 6 «П» гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели. Самое главное — определить главное. Задача тайм-менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности. После определения важного дела оцените последствия в случае его выполнения или невыполнения. Важная задача имеет серьезные последствия, если не будет выполнена в срок. Для расстановки приоритетов хорошо подходит метод АБВГД. Это очень простой способ планирования, и заключается он в том, чтобы каждой задаче в списке дел присвоить приоритет ее выполнения. Закон принудительной эффективности Основной секрет управления временем заключается в сосредоточенности и целенаправленности. Начните с решения первоочередных задач и делайте все последовательно, то есть что-то одно в определенный период времени. Бросая дело и возвращаясь к нему снова и снова, Вы снижаете свою эффективность в 5 раз. Все дела можно разделить на 4 группы: Срочные и важные; Важные, но не срочные; Срочные, но не важные; Не срочные и не важные. Что значит «съесть лягушку»? Старая притча гласит: если первым делом с утра Вы должны съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это самое плохое, что может случиться с Вами за весь день. Брайан Трейси, успешный бизнес-консультант, сравнивает лягушку с самым неприятным и важным делом, которое следует сегодня сделать. Откладывая его, Вы создаете лишнее эмоциональное напряжение и нежелательные последствия. Нужно действовать без лишних раздумий и промедлений — просто взять и сделать. Это даст Вам заряд бодрости на целый день. 3 вопроса для Вашей эффективности: Какие дела самые важные и ценные? Что могу делать я и только я, что значительно улучшит положение? Как использовать свое время с наибольшей пользой?

14. Понятие стресса, его содержание, причины и последствия. Понятие стрессоустойчивости. «Психическое выгорание» руководителей.

Стресс это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Симптомы стресса:

Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

• Плохой, беспокойный сон.

• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Если вы находитесь в стрессовом состоянии, это означает одно: ваш организм среагировал на какой-либо внешний раздражитель.

Виды стресса

В некоторых случаях определение «стресс» употребляют для обозначения самого раздражителя. Например, физического – это сильный холод или невыносимая жара, понижение или повышение атмосферного давления. Под химическим стрессом понимают воздействие всяческих токсичных веществ. Психическими стрессами могут быть как сильные отрицательные, так и положительные эмоции. Травмы, вирусные заболевания, мышечные перегрузки – это биологические стрессы.Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает. Например к внешним причинам можно отнести беспокойство по какому-либо поводу (смена работы, смерть родственника). К внутренним причинам стресса относят жизненные ценности и убеждения. Сюда же входит и личная самооценка человека. Выгорание психическое — психическое состояние, характеризующееся возникновением хронической усталости и эмоционального равнодушия, вызванных собственной работой, и объединяющее в себе эмоциональную опустошенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является; концепция выгорания Maslach и Jackon которые определили психическое выгорание как синдром, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации, и редукции, личных достижений, возникающий у индивидов; работающих с людьми. Первоначально к лицам, потенциально подверженным выгоранию, относили социальных работников, врачей, юристов и педагогов. Выгорание данных специалистов объяснялось специфическими особенностями так называемых «помогающих профессий». Структура психического выгорания у руководителей складывается из эмоционального истощения. Основными ингибиторами психического выгорания руководителей выступают карьерный рост и симптомокомплекс личностных качеств «уверенность в себе», складывающийся из эмоциональной стабильности, решительности и социальной активности, уверенной адекватности.

Руководители с высокой организованностью личностных качеств в меньшей степени эмоционально истощены, умеренно деперсонализированные менеджеры отличаются наибольшей организованностью личностных качеств. Способность личности противостоять выгоранию-выступает залогом успешности деятельности управленческого типа. В наибольшей степени защищенными от выгорания являются руководители:

- находящиеся на более высоком уровне управления,

- в возрасте до 27 лет, в возрасте от 35 до 45 лет и старше 55 лет,

- имеющие детей,

- готовые к нечастому изменению мест своей работы,

- обладающие собственным организационным пространством,

- удовлетворенные содержанием своей работы, межличностными отношениями в коллективе, организацией потоков информации и степенью собственной ответственности.

15. Способы избегания стресса и техники снятия стрессового напряжения.

Способы преодоления и предотвращения стресса. Три основные – древние, как мир, но заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи.

I Здоровье – физическое и неэтическое – связано с мироощущением, “настроем” и образом жизни. То, как мы думаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет наше здоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь.

II Человек ответственен за свою жизнь и свое здоровье. Понимание именно этой ответственности может очень многое изменить в жизни. Оздоравливаясь, вы дарите радость жизни и окружающим.

III Сохранение или обретение здоровья неосуществимо без соразмерности ваших возможностей и притязаний. Как сказал Станислав Ежи Лец, “поднимайся над собой, но не теряй себя из виду!”

Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

Можно ли избежать стресса? Нет, этого практически невозможно, да и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуаций нередко трудно отказаться, даже если такая возможность и существует. Разве откажется спортсмен от участия в трудных соревнованиях? А какой фронтовик откажется от волнующей встречи с однополчанами? “Стресс не следует избегать”, — советует Г. Селье, поскольку “полная свобода от стресса означает смерть”.

Управление стрессом имеет множество форм: расслабляющее дыхание, медитация, и техника мышечного расслабления, диета, проявление эмоций, физические упражнения, здоровые отношения, осознание что причины стресса лежат внутри а не снаружи, умение радоваться жизни, релаксация, контроль над ситуацией, глубокое дыхание.

16. Понятие конфликта, его необходимые и достаточные условия. Структура и динамика конфликта.

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Основными структурными элементами конфликта есть:

стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон-конфликта.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

Избегание — уход от конфликтной ситуации.

Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Соперничество — активное противостояние другой стороне.

Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта. Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс). Предмет конфликта — объективно имеющаяся или кажущуюся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости). Это именно та противоречивость, которая является причиной возникновения конфликта .

Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.

Позиции сторон конфликта — это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Структура конфликта: Основными элементами конфликтного взаимодействия являются: 1) объект конфликта, 2) участники конфликта, 3) социальная среда, условия конфликта, 4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

17. Причины и функции конфликтов. Классификация конфликтов.

Конфликт (лат. conflictus)столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.. По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

18. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликта. Специфика поведения личности в конфликте.

Психологические особенности. Люди все разные, и даже особенности их различны. Люди отличаются ростом и доходами, возрастом и по здоровью, но одни из самых интересных – это внутренние, психологические особенности людей. Это характер — например, волевой и смелый.

Это темперамент — например, живой и сильный. Это способности: например, цепкое внимание, музыкальный слух, художественная одаренность, хорошая память, быстрое мышление, богатое воображение. Это интересы и склонности: например, склонность заботиться о чистоте или порядке, интерес к музыке или наукам. Это избирательность нашего внимания и памяти, это творческий характер нашего мышления, это особенные, уникальные чувства каждого из нас.К сожалению, психологические особенности могут быть и негативными: обидчивость, забывчивость, плаксивость, раздражительность, легко может растеряться или разозлиться. Склонность спорить и возражать, склонность к азартным играм, интерес к подглядыванию и подслушиванию, интерес к сплетням или кошмарам. Усиливаясь, такие особенности становятся уже проблемами К числу индивидуально-психологических особенностей человека можно отнести свойства темперамента (являются врожденными), которые оказывают существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяют его поступки, его индивидуальность.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. В современной психологии используют классификацию темпераментов, принадлежащую немецкому философу И. Канту. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же “можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический”. Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Меланхолический темперамент человек обычно живёт сложной и напряжённой внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, зависит. Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, не сдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Дословный перевод слова «конфликтоген» — «рождающий конфликты». Конфликтогеном может являться любой предмет, вещь, идея, взгляд, выявляющие различия, отношения, слова, действия (или бездействие), могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Позиция руководителя, которому приходится решать две противоположные по своей направленности стратегические задачи: развивать организацию и сохранять ее устойчивость (стабильность), является одним из главных объективных конфликтогенов.

Большинство конфликтогенных действий можно отнести к одному из типов: стремление к превосходству — снисходительное отношение и тон, но с оттенком доброжелательности; хвастовство; категоричность; безапелляционность; навязывание своих советов; подшучивание; перебивание собеседника; повышение голоса; проявления агрессивности — она может быть как характерной для человека, так и ситуативной, т. е. реакцией на сложившиеся обстоятельства; проявления эгоизма. Эгоизм — это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием личных интересов над интересами окружающих; нарушение правил. Нарушение дисциплины, правил этики, внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, дорожного движения и т. д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов; открытое недоверие ; неблагоприятное стечение обстоятельств ; перебивание собеседника, принижение его значимости ; подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу ; устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту ; заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного ; постоянное навязывание своей точки зрения ; неискренность в суждениях ; резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное окончание ; неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

19.Внутриличностный конфликт: специфика, факторы и способы разрешения.

Внутриличностный конфликт это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения. Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов: Истерический — характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих. Обессивно - психастенический — характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением.

Неврастенический — характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе. В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы: конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде. Преодалением внутриличностного конфликта является восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутриличностным конфликтам по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных конфликтов: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

20.Межличностные конфликты, их специфика и методы разрешения.

Конфликт (лат. conflictus)столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

К.Томас выделил 5 способов поведения в конфликте: 1.Подавление – реализация своих интересов за счёт интересов других; 2.Подчинение – одна из сторон жертвует своими интересами; 3.Избегание — уход от конфликта; 4.Компромисс — стиль частичных уступок(снижает остроту конфликта); 5.Сотрудничество — решение полностью устраивающее обе стороны; требует умения сдерживать эмоции, выслушивать другую сторону, правильно излагать суть своих интересов.

5 основных способов разрешения межличностных конфликтов:

Избегание, уклонение

Принуждение (противоборство)

Сглаживание (уступчивость)

Компромисс, сотрудничество

Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:

координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи.

конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение.

Метод управления в межличностных конфликтах:а) Уклонение — этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Как отмечают Роберт Блэйк и Джейн Мутон, один из способов разрешения конфликта — это «не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы». б) Сглаживание и др.




Предыдущий:

Следующий: