псих.соц.работы

Введение

Актуальность. В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.

Резкие изменения в политической и социально-экономической структуре нашего государства выдвинули новые требования в системе воспитания подрастающего поколения. Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменении социально-психологического климата в семье. Экономические сложности, возникающие у взрослых, неуверенность в завтрашнем дне, бытовая неустроенность, снижение нравственного и морального уровня общества становятся причинами семейной дисгармонии. Все чаще мы видим примеры равнодушия, кощунства, безнравственности, душевной глухоты. Но это лишь морально-этическая сторона рассматриваемого нами вопроса, есть еще и практическая. Проблемы эмпатии в настоящее время разрабатываются для решения таких практических задач: как облегчение взаимодействия людей в группе, эффективность управления различными социальными группами, усовершенствование техники психотерапии, адаптация ребенка к миру взрослых.

Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием «эмпатия».

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие «эмпатия» как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».

Эмпатия как коммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности студента.

1. История становления понятия эмпатии

В современной психологии всякое проявление эмоциональной активности ребенка, по существу являющееся сопереживанием, сочувствием, внутренним содействием, рассматривается в рамках единой проблемы эмпатии.

Эмпатию принято трактовать либо как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого. Как правило, в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образ искусства, антропоморфизированные наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии относят и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и к явлениям чувственного познания, а иногда обнаруживают в эмпатии признаки и того, и другого.

История становления понятия эмпатии восходит к этическому понятию симпатии (А. Смит, Спенсер, Шопенгауэр) и понятию вчувствования (Фишер, Лотце, Липпс).

Понятие симпатии существовало еще в древнегреческой философии и трактовалось у стоиков как духовная объективная общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. В этических системах Смита (1895), Спенсера (1876), Шопенгауэра (1896) симпатия понимается как естественное свойство человеческой души сочувствовать, сострадать другому человеку, регулирующее взаимоотношения между людьми, как основе совести, справедливости и альтруизма.

Теория симпатии наиболее полно и последовательно была разработана Шелером (1926). Для него симпатия не только соучастие в эмоциональной жизни другого, разделение его чувств. Это интенциональный акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. В акте симпатии реализуются потенциальные возможности человека, на каком бы уровне не осуществлялась симпатия — на органическом или духовном. В соответствии с уровнями соучастия Шелер разработал классификацию форм симпатии от низших (подражание, вчувствование) к высшим, вплоть до космического чувства.

Помимо теории симпатии проблема эмпатии в значительной мере связана с теорией вчувствования, разработанной в эстетике и психологии Липпса (1907).По Липпсу вчувствование — это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Индивид осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое «Я». Вчувствование есть как бы усвоение воспринятого предмета: в процессе восприятия через проекцию индивид постигает общность между собой и предметом, и в результате предмет «возникает сам собой», «сам себя вызывает благодаря такой деятельности».

Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем собственные переживания. Наблюдая мимику чужого лица, субъект подражает ей инстинктивно, подражание мимике вызывает соответствующее ей чувство, уже знакомое субъекту. Происходит «вчувствование аффекта». Таким образом, всякий акт познания (включая объекты природы, искусства) сводится к самопознанию через объективацию своего «Я».

Как Липпс, так и исследователи симпатии показали, что и вчувствование, и симпатия направлены на познание внутреннего мира других людей, предполагают наличие собственного опыта переживаний, которые по-разному осуществляются в процессе вчувствования и симпатии, соотнесение этого опыта с воспринимаемым эмоциональным состоянием другого.

Понятие эмпатии было введено в психологию в 1903 году Титчером для обозначения процесса вчувствования (1909). Если симпатия обозначает соучастие в переживаниях другого (syn + pathos — чувствовать «с»), то эмпатия подразумевает направленность на внутренний мир другого человека (en + pathos -чувствовать «в»).

Современными исследователями эмпатия рассматривается и как эмоциональное явление, и как процесс понимания, и как вчувствование в другого, в его мысли и переживания.

Значительная часть психологов, изучающих эмпатию в лабораторном эксперименте, понимают эмпатию как эмоциональный ответ на переживания другого (Стотлэнд, 1971; Бергер, 1962; Хэнер, 1960), разделение чувств другого на любом аффективном уровне (Мехребиэн и Эпстейн, 1972), способность разделять и облегчать переживания других людей (Л. Мерфи, 1973; Ленроу, 1965).

Отражая наиболее распространенное толкование эмпатии, Шибутани (1969) определяет эмпатию как понимание аффективных ориентации другого, соучастие в его переживаниях.

В других концепциях эмпатия рассматривается как осмысление внутренней жизни человека, не сопровождающееся переживаниями (В.М. Банщиков, В.Ю. Завьялов, У.П. Короленко, 1975), то есть как чисто интеллектуальный процесс, или понимание.

Однако психологами Даймонд и Бронфебреннер, исследующими эмпатию как понимание, была показана связь этого процесса с эмоциональными сторонами личности. В их трактовке эмпатия — это социальная сензитивность или социальный инсайт, то есть способность индивида распознавать мысли и чувства другого человека. Эти исследователи строят свои эксперименты на предиктивном типе эмпатии. Их интересует, как незнакомые люди предсказывают ответы друг друга в специально организованной ситуации. По словам Даймонд, эмпатия осуществляется в данном случае как «интеллектуальная репродукция внутреннего мира человека».

Несмотря на то, что Даймонд и Бронфенбреннер рассматривают эмпатию как когнитивную способность понимать людей, среди выделенных ими свойств, ведущими оказались свойства, облегчающие процесс понимания, связанные с эмоциональностью и мотивацией. «Понимающие» по Даймонд и Бронфебреннер оказались так же и эмпатийными, то есть сочувствующими, общительными, помогающими и т.д.

Рядом авторов были выделены признаки понимания индивидом другого человека как когнитивного процесса, отличного от эмпатии. Для Мид (1934) этот процесс означает представление установок другого, его позиций, принятие его роли. По мнению Кули (1922) чувства недостаточно, чтобы понять другого; «надо достичь широкого ранга мысли». Г. Олпорт (1961) выделил ряд процессов, необходимых для понимания: распознавание и воспроизведение сенсорных знаков, интуиция, мышление по аналогии, умозаключение.

По модели Флейвелла (1974), для понимания свойств другого человека необходимо знание о существовании этих свойств, умение использовать эти знания, способность к умозаключению о его свойствах, осознание потребностей другого, а так же умение представить и предсказать опыт другого человека. Питере (1974) подчеркивает роль опыта общения человека для адекватного понимания им других людей.

Разнобой трактовок эмпатии как когнитивного и эмоционального явлений в значительной степени вызван тем, что и процесс понимания, и эмпатия связаны как с теми, так и с другими сторонами познания. Оба эти процесса являются на только разными способами познания внутреннего мира человека, но и имеют различную структуру и функцию в поведении. Если понимание — это процесс интеллектуального анализа индивидом поведения другого человека, то эмпатия — это процесс эмоционального соучастия в переживаниях других людей.

2. Феномен эмпатии в современной психологии

Эмпатический процесс, так или иначе, выступает во всех трактовках как отклик одного субъекта на чувства и переживания другого. Но как бы не казалось данное понятие, универсально объединяющим определенные эмоциональные состояния личности, некоторые зарубежные авторы разделяют сопереживание и сочувствие как различные способы эмоционального реагирования: слияние с объектом, отождествление своих чувств с его переживаниями или соучастие в переживаниях другого при сохранении независимых чувств субъекта.

В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по следующим направлениям: определение качественной природы эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.Б. Карамуратова, М.М. Муканов, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов, Н.И. Сарджвеладзе и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Выговская, О.В. Дашкевич, С.А. Ершов, Г.Ф. Михальченко, В.А. Микаелян, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова, О.П. Санникова, И.М. Юсупов и др.); исследование процессуального характера эмпатии (В.С. Агеев, С.Б. Борисенко, А.Г. Ковалев, М.И. Пашукова, Л.П. Стрелкова и др.).

Отечественные психологи неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи с этим в работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.

С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма».

Д.Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации. В связи с этим Д.Б. Эльконин отмечал влияние эмпатии на формирование когнитивной и эмоциональной децентрации ребенка в процессе преодоления «познавательного эгоцентризма».

П.М. Якобсон указывает на два вида проявления чувств: первый основывается на сопереживании и зависит от умения человека «входить в иллюзорную, воображаемую ситуацию», второй – основывается на реальных ситуациях, «имеющих жизненную основу».

Т.П. Гаврилова выделяет два вида эмпатийных переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия – альтруистические.

Кроме того, Т.П. Гаврилова считает сопереживание более простой формой эмпатии, а сочувствие – более сложной. Проведя серию экспериментов по методике проективного типа, она установила, что сопереживание характерно для младшего школьного возраста, а сочувствие – для подростков.

Критикуя положения выдвинутые Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожец, А.З. Неверович и ряд других сотрудников института дошкольного воспитания АПН ССР выдвинули свои положения об особенностях развития эмпатического процесса, они полагают, что сопереживание и сочувствие являются звеньями одной единой эмпатической цепи и обладает свойством однонаправленности (а именно — от сопереживания к сочувствию). К этому выводу они пришли на основе анализа данных, полученных при восприятии детьми-дошкольниками художественного произведения, когда испытуемые были поставлены в определенные условия, требующие от них перехода от переживания к проявлению сочувствия и даже содействия.

Как показали результаты экспериментов создававшиеся при проведении их условия не всегда стимулировали испытуемых на проявление не только содействия персонажам сказки, но и просто сочувствия им. Наблюдались факты, когда даже при очень сильном сопереживании дети не проявляли готовности к сочувствию тому или иному персонажу.

Они вызывали у испытуемых сочувствие к персонажем, выражающееся более или менее определенно у разных детей. Однако многие из испытуемых, даже при наличии явного сочувствия персонажам сказки, не проявляли никакого содействия тем, кому они сочувствовали: импульс к содействию был, вероятно, на столько слаб, что не реализовался в содействии.

Было предположено, что повторно инициированное взрослым переживание на основе возникшего сочувствия сможет вызвать не только появление импульса к содействию, но и, возможно, его реализацию. С этой целью были проведены повторные игры-драматизации с испытуемыми, позволявшие как бы проигрывать роли именно положительного персонажа, моделировать повторную и более полную идентификацию их с положительным героем на фоне пережитого и выраженного сочувствия ему, появившегося в играх-беседах с персонажами. Все это побуждало испытуемых стремиться к разрешению той или иной драматической ситуации, к выходу из нее путем оказания содействия персонажу (иначе говоря, импульс к содействию реализовался здесь в реальном поступке оказания помощи и т.д.)

Однако импульс к содействию может превратиться в мимолетный порыв и не реализоваться. В этом случае основной причиной неосуществления такого прорыва может быть отсутствие у ребенка (в его опыте) развитых способов сочувствовать и содействовать другим.

Как уже подчеркивалось, эта динамика — однонаправленный процесс. И то, что в исследовании Т.П.Гавриловой утверждается, что он разнонаправленный, объясняется тем, что наблюдающий часто сталкивается в жизни не с законченными и полными эмпатийными процессами, а с их укороченными модификациями, выступающими в виде оборванных на каком-то звене эмпатийных цепочек. Чем изначально короче эта цепочка, тем дальше стоит эмпатийный процесс от своего конечного звена — реального содействия другому, что собственно и является результатом эмпатийного процесса.

3. Виды и функции эмпатии

В целом, эмпатия — это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят:

способность эмоционально реагировать на переживания другого,

способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого,

способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.

Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать:

1) модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. Согласно данному критерию различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию. К. Роджерс, Труакс определили обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способность передавать партнёру понимание его переживания или внутренней ситуации. Киф и Баррет-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания на доступном языке, вербально или невербально.

2) генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);

3) критерий диспозиционности эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);

4) критерий уровня развития эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии).

Один из примеров использования первого основания для выделения видов эмпатии, содержится в работе А. П. Сопикова. По его мнению, существует три вида эмпатии:

1) эмоциональная, если доминирует эмоциональность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;

2) познавательная, если доминирует информативность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;

3) поведенческая если доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь расчет на его ответную эмпатию.

В свою очередь, В. В. Бойко различает следующие этапы эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии:

1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому интенсивной аналитической переработки информации о нем;

2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;

3) интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.

Существует еще один критерий определения форм эмпатии — это направление эмпатических переживаний. Данный показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.

Кроме того, Л. П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего Я во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие — личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения.

Т. П. Гаврилова обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания, — для подростков. Чаще выражается сочувствие, чем сопереживание.

В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом.

Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему.

Названные виды эмпатии рождают разное поведение по отношению к другому и его нуждам. В случае личностного дискомфорта или дистресса человек предпринимает усилия, направленные на преодоление своего негативного состояния.

Заключение

Источником эмпатии является двойное противоречие в эмоциональном мире человека между собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица. Содержанием же процесса эмпатии является встреча двух людей, двух миров, двух душ. Противоречие между данными разнонаправленными явлениями рождает насущную потребность в восстановлении комфорта чувств у человека через проявление эмпатии.

Структура эмпатии состоит из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Каждый из компонентов имеет свои показатели сформированности. Они определяют проявление эмпатии на разных уровнях ее развития.

При изучении содержательной стороны эмпатии ученые акцентируют внимание на разных аспектах ее формирования:

эмпатия рассматривается как качество личности и как процесс;

исследуются уровни развития эмпатии;

изучаются этапы ее становления;

отрабатываются механизмы формирования эмпатии;

определяются факторы эмпатийного процесса.

Таким образом, налицо широкая палитра взглядов и мнений.

Общим же элементом признается идентификация с другим, которая помогает понять, «предсказать» другого в результате «вчувствования».

Различия же в употреблении термина эмпатии чаще связаны с тем, на каком аспекте делается акцент: на идентификации с аффективным (эмоциональным), когнитивным (познавательным) или коммуникативным (поведенческим) аспектом. Эмпатия может формироваться при условии общей положительной установки его на других людей. Предпосылками для воспитания эмпатии являются развитость эмоциональной идентификации, качество восприятия эмоционального конфликта (личностная рефлексия), стабильность альтруистических форм поведения. Проявление эмпатии тесно связано с определенным уровнем развития нравственного сознания человека.

В межличностном общении эмпатия выполняет:

1) коммуникативные, регулятивные эмотивные, социально-перцептивные функции в процессе общения;

2) эмпатия опосредует личностное развитие участников общения — снимает эмоциональный дистресс, помогает субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адаптироваться к партнеру по взаимодействию;

3) способствует подтверждению, самораскрытию, поддержке и облегчению страданий объекта эмпатии;

4) эмпатия может выполнять функцию сдерживания агрессии личности, если она имеет высокий уровень развития (например, просоциальная эмпатия). Если же уровень развития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен в эмоциональном отклике на переживания других, не способен прогнозировать действия другого и распознавать его эмоциональные состояния, то эмпатия теряет функцию предотвращения агрессии. В этом случае она бессильна.

Таким образом, эмпатия в современной психологической науке является объектом пристального изучения ученых. Данное психическое явление рассматривается и как процесс, и как состояние, и как психическое свойство. При этом эмпатия с одной стороны выступает как условие продуктивной профессиональной деятельности в тех областях, где объектом деятельности выступает другой человек, а с другой стороны, она предстает как объект формирования.

Список литературы

Басов Н.Ф., Басова В.М., Бессонова О.Н. и др., Основы социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. – М. : Академия, 2007. – 288 с.

Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). М., «Когито-центр», 2005.

Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток : Дальневосточный университет, 2004. – 85 с.

Лазарева, Л.П. Психология социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Лазарева. – Хабаровск: ДВГУПС, 2002. – 87 с.

Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

Клиническая психология в социальной работе: учебное пособие / под ред. Б. А. Маршинина. — М. : Академия, 2002. – 400 с.

Психология социальной работы : учеб. пособие / под ред. М.А. Гулиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2010. — 382 с.

Теория социальной работы: Учебник / Е.И. Холостова. — Москва: Юристъ, 2001. – 216 с.




Предыдущий:

Следующий: