сказка методика Гуткиной

Методика Н.И.Гуткиной «Сказка»

Цель: определение психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал. (см. Приложение 2). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит  к экспериментатору  и  просит дочитать  сказку,  то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.

Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

ПРИЛОЖЕНИЯ 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к методике по определению доминирования

познавательного или игрового мотивов

Сказка

ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ * 

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.  Мороз расхвастался:

-   Я   самый   сильный в лесу.    Любого одолею,    заморожу,    в сосульку превращу.

-   Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? — говорит заяц.

-   Нет, одолею!

- Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

- Давай, согласился заяц. **

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит –

Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьям лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с-горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

- Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

** Чтение прерывается после слов: «Давай, — согласился заяц».

III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  БЕСЕДА  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА»

 /разработана Н.И.Гуткиной

Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями «внутренней позиции школьника», выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность «внутренней позиции школьника» своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика,  а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности /письмо, чтение, решение примеров и т.д./. Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности — игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.

Беседа состоит из 12 вопросов /см. Приложение 3-а, Ключевыми являютcя вопросы 2-8, 10-12.

Вопросы № I и № 9 не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на  вопрос № 2 -несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы г научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают; ‘Что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., т.е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса, ребенка.

Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос 16 о любимых книгах.

Ответ на вопросы 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе ii 10 и наоборот.

Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика,    объясняя   это желанием учиться /вопрос .№11/ и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью /вопрос Ж2/. Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность /+/ или несформированность /-/ «внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак «.  В Приложении 3-6 даны примеры возможных ответов на ключевые вопросы в случае сформированной и несформированной «внутренней позиций школьника.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3-а

Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» 

1.      Ты хочешь идти в школу?

2.      Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3.      Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду?

4.      Почему?

5.      Ты любишь, когда тебе читают книжки?

6.      Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

7.      Какие у тебя любимые книжки?

8.      Почему ты хочешь идти в школу?

9.      Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее?

10.  Тебе нравятся школьные принадлежности?

11.  Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

12.  Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

13.  В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3-б

Примеры сформированной «внутренней позиции школьника» 

Мальчик (7 лет 3 месяца)

3. Математика.

7. Чтобы получить образование.

10. Не устроит. Я не хочу быть глупым.

11. Учеником, как в школе. Задают уроки.

12. Урок. Когда мы в саду играем в школу, там нет вообще перемены.

Девочка (6 лет 4 месяца)

7. В школе много учатся.

10.   Нет,   некому заниматься.

11.   Ученицей,  потому что ученица учится.

12.   Урок.   Я бы больше научилась.

Примеры несформированной ’‘внутренней позиции школьника» 

Девочка (7 лет 6 месяцев)

7.   В школе интересно,  потому что не надо спать.

11.   Учителем.   Учитель задает вопросы.

12.   Перемена.    Можно что-нибудь поделать, а на уроке только занимаешься.

Девочка (6_ лет 9 месяцев)

1.   Нет.

2.   Да.

7. Не хочу идти в школу.

10.  Устроит. Хорошо играть со школьными принадлежностями.

11.  Учителем.  Учителем легче быть, чем учеником. Учитель задает вопросы, а ученик должен отвечать.

12.  Перемена. Потому что можно больше играть.

Девочка (6 лет 4 месяца)

2.   Да.

6.   У меня любимых книжек нет.   Есть любимые куклы.

3.    Бросаю и начинаю сначала.

10.   Да,  потому что дома школа — это интересно.

11.   Ученицей.     Нет,   скорее всего учительницей,   потому что учитель учит.

12.   Перемена,  потому что на перемене играют.




Предыдущий:

Следующий: