сочинения на лингвистическую тему

Первый раздел тем. Связь грамматики и лексики в русском языке.

Это, на мой взгляд, будет самый простой для подготовки раздел: достаточно

перечитать сочинения прошлого года, что-то заучить из них. У нас на сайте они идут

под заголовком «Сочинения на лингвистическую тему 2012 года».

Второй раздел тем. Лексика.

Сочинения этой группы очень похожи на те, которые выставлены на нашем

сайте, написанные на основе слов К.Г.Паустовского ( их можно найти под заголовком

«Сочинения на лингвистическую тему. 2013 год). Я уже писала, как действовать,

чтобы подготовиться по этому разделу тем. Позволю себе повториться.

Во-первых, помните, что нет предмета в мире, для которого бы не придумал

слова человек. Отыщите интересные два слова в тексте и на их основе стройте

аргументы. На помощь вам может прийти задание В1, оттолкнувшись от которого, вы

можете создать свой аргумент 1 (см. сочинение 3).

Во-вторых, учтите, что при помощи слова человек называет и действие. Здесь

вы можете работать с глаголами. Найдите те, которые помогают выстроить

аргументы, и творите.

В-третьих, при помощи слова человек может у собеседника вызвать различные

переживания: грусть, радость, возмущение…Это тоже возможность для вас привести

новые аргументы (см. сочинение 2).

В-четвертых, обращайте внимание на такие лексические единицы, как

синонимы, антонимы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы и стройте свои

доказательства на их основе (см. сочинение 3).

В-пятых, найдите лексические единицы, созданные на основе переносного

значения слова: олицетворение, метафору, эпитет. И на основе их выстраивайте

аргументы. Здесь вам поможет задание А3, включающие в себя тропы.

Третий раздел тем. Синтаксис.

Рекомендации по написанию сочинений этого типа и шаблоны сочинений

выставим на сайте в ближайшее время. В отборе языкового материала могут помочь

сочинения, выставленные на сайте под заголовком «Сочинения на лингвистическую

тему. 2011 год».

Четвертый раздел тем. Богатство русской речи, точность слова и т. д.

Рекомендации по написанию сочинений этого типа и шаблоны сочинений

выставим на сайте в ближайшее время. В отборе языкового материала могут помочь

сочинения, выставленные на сайте под заголовком «Сочинения на лингвистическую

тему. 2011 год».

Пятый раздел. Темы, стоящие особняком.

Вот это, на мой взгляд, самый трудный и непредсказуемый раздел тем.

Шаблоны всех пяти сочинений уже есть у нас на сайте, и вы их сможете найти под заголовком «Сочинения на лингвистическую тему. 2013 год». Но что еще могут

придумать разработчики тестов? Многое…Поэтому необходимо готовиться к

экзамену на основе кодификатора, прорабатывая возможные варианты сочинений.

Сочинение на ГИА 2013 года

по тесту 1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В.

Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми

язык пользуется, чтобы строить предложения».

1) Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют

предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание,

текст.Приведупримеры из рассказа А.Алексина.

Так, предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект

(«я», «приезжий») и его действия. Каждое пятое слово в предложении относится к высокой лексике (

«отважился», «вторгаться»), позволяя представить нам незнакомца как человека интеллигентного,

обладающего правильной литературной речью.

Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но

стоит употребить все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж —

слова получат единый смысл, превратившись в предложение.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания.

Так, три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем

собой законченную мысль.

Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский,

утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.

______________________________________________________________________

2) Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: «В языке есть…слова. В языке есть…грамматика.

Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». В русском языке есть огромное

количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя

построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста

А.Алексина.

В языке есть такое понятие как синонимы. Это слова, похожие по смыслу, но разные по написанию.

В предложении 52 А.Алексин вместо стилистически нейтрального слова «хорошо» использует просторечное

слово «здорово». Автор этим показывает богатство своего словарного запаса и стилистическое чутьё. Именно

это слово помогает нам, читателям, понять правильнее текст, вникнуть в его содержание.

Огромная роль отводится в построении предложений и знакам препинания. В тексте много

вопросительных предложений. Чтобы мы смогли понять, что мама задаёт вопросы папе, алексин использует

вопросительные по цели высказывания предложения. Это предложения 9 и 11.

Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский,

утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.

по тесту 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В.

Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь

поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют

предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов

создать связное высказывание, текст. Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак

этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало»,

которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы

указанные слова передадим «в распоряжение грамматики».

Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» — в родительный падежи, создадим

словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья». Для выражения эмоций автора в

конце предложения поставим восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского,

получит «величайшее значение».

по тесту 3

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина:

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего,

требованием смысла».

1)Высказывание К. А. Федина я понимаю так. Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в тексте.

Приведу примеры из текста А. Алексина.

Во-первых, рассказчик и все друзья мальчика во дворе восторгаются его мамой, молодой, красивой, сильной.

И никто не «величает» ее по имени-отчеству, а называют, как девчонку, Лелей (имя это женщине диктуется смыслом

рассказа). И отца мальчика никто не называет по этой же причине по имени-отчеству, а именуют так, как зовет его Леля:

« О справедливейший из справедливых!»

Во-вторых, автор интересно и точно использует в тексте слово «судья». Если первый раз, согласно

требованию стиля рассказа, он так называет отца Коли, который был бессменным арбитром волейбольных матчей, то во

второй, согласно требованиям смысла, так величает маму, которая была центром семьи. Только в ее присутствии Коля и

его отец чувствовали себя счастливыми. А как интересно использует Алексин в предложении 17 сравнение! Мужчин

семейства в отсутствии мамы-судьи он сравнивает с пассажирами опаздывающего поезда.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «…точность слова

является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

______________________________________________________________________________

2) Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет

большую роль в тексте. Приведу примеры.

Во-первых, писатель, рассказывая о волейбольных сражениях, согласно требованиям смысла, употребляет

чисто спортивную лексику: «принимать мячи», «волейбольная сетка», «гасить мяч», «судить матчи»…Эти

словосочетания помогают читателю погрузиться в атмосферу игры.

Во- вторых, А. Алексин, восторгаясь игрой волейболистки Лели, использует в предложении 4 ярчайшее

сравнение: «…мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой». Употребленный

автором троп отвечает и стилю рассказа, и требованиям смысла.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «…точность слова

является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (106 слов)

_____________________________________________________________________________

3) Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю

понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.

Так, например, А.Алексин, рассказывая о маме главного героя, использует не стилистически нейтральное слов

«звали», а устаревшее «величали» (предложение 1), показывая тем самым уважительное отношение окружающих к

матери Кольки.

Если отец Кольки был незаменимым судьёй во время дворовых волейбольных матчей, то мама оказывалась

«судьёй» дома (предложение 15). Используя слово «судья» в переносном значении, А.Алексин показывает, насколько

справедливой была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько зависела от её решений гармония в семье.

Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине.

Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.

по тесту 4

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского

лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и

повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а

идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так: если глаголы в изъявительном наклонении

обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и

повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в

виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые,

на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на

их взгляд, полезны.

Таким образом, условное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые,

а не действительные.

по тесту 5

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е.

Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное

для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

1) Смысл высказывания М. Е. Салтыкова-Щедрина я понимаю так: синтаксис, грамматика и знаки

препинания помогают мысли быстрее и доходчивее дойти до читателя.

Это в полной мере проявляется в финале рассказа Т. Устиновой. Использование односоставных

безличных предложений (36,38,39) и лексического повтора слова «больше» позволяет автору показать

безысходность, которая поселилась в душе несчастного мальчика.

Подросток настолько одинок, что и пожалеть его некому. Он сам жалеет себя (предложение 41),

«лежа на куче опавших листьев» и «глядя в…небо», которое кажется мальчику «равнодушным». Однородные

обособленные обстоятельства и эпитет «равнодушное» — все подчинено одной цели: показать, насколько

одинок и несчастен Тимофей!

Вот она, мысль, сформированная «без утайки, во всей полноте» не без помощи синтаксиса,

грамматики и знаков препинания!

____________________________________________________________________________________

2) «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для

себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются»,-писал в 19 веке

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно,

чётко и внятно выразить ту или иную мысль.

Например, одно из предложений текста Т.Устиновой о нелегкой судьбе мальчика по имени Тимофей -

восклицательное (предложение 18). Значит, произносится оно с особой интонацией, предельно эмоционально.

Так автор подчеркивает мысль о том, что Тимофей унижен и оскорблен предложением Маши съесть

мороженое, воспринимает её поступок как подачку.

А потом Маша выходит замуж и уезжает. Перед расставанием она говорит Тимофею, что хотела бы взять его

с собой, но не может. «Ты понимаешь?» (предложение 23) -спрашивает Маша мальчика. Вопросительное по

цели высказывания предложение использовано девушкой для того, чтобы удостовериться, что мальчик

понимает причину предстоящей разлуки.

Таким образом, с высказыванием М.Е.Салтыкова-Щедрина, который считал, что синтаксис, грамматика и

знаки препинания «повинуются» мысли, нельзя не согласиться.

_______________________________________________________________________________________

3) Я согласен с высказыванием Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя

без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и

грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.» Действительно, синтаксис, грамматика и знаки

препинания помогают мысли быстрее и доходчивее дойти до читателя. Докажу это на примере текста Т.

Устиновой.

В предложении 6 автор использует фразеологизм «видеть в розовом свете», это устойчивое

сочетание нам понятно: не замечать плохого, видеть только хорошее. С помощью этого средства

выразительности Устинова смогла донести до нас свою мысль: Тимофею рядом с Машей так хорошо, что

плохого он не замечает.

В тексте много эпитетов, образных определений. С их помощью нам становится понятнее те образы,

о которых пишет автор. В предложении 41 есть эпитет «равнодушное» небо. С помощью этого средства

выразительности Т.Устинова, сопоставив состояние героя и природы, передала настроение Тимофея,

которому одиноко, которого некому пожалеть.

Вот она, мысль, сформированная «без утайки, во всей полноте» не без помощи синтаксиса,

грамматики и знаков препинания! __________________________________________________________________________________

4) Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал: «Мысль формирует себя

без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис,

и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Аргументируя свой ответ, приведу два примера из прочитанного текста. Одним из

элементов синтаксиса является предложение. Оно может быть как простым, так и сложным. Автор

использует сложноподчинённое предложение для того, чтобы раскрыть смысл глагола в главной

части (1). Составляющая часть грамматики – морфология. Использование однородных предложений,

выраженных глаголами помогает перечислить последовательность действий героя (21).

Таким образом, я доказал, что синтаксис и грамматика играют важную роль в

формировании мысли.

по тесту 6

Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет.

Разговаривая, они словно рассказывают о себе. Приведу примеры.

Весь текст, предложенный для анализа, есть диалог, из которого мы составляем представление о

героях. Так, Лис, на мой взгляд, — существо мудрое. Не случайно ему принадлежат выражения, ставшие

афоризмами: «Зорко одно лишь сердце» (предложение 47) и «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

(предложение 52).

Другой персонаж, Маленький принц, очень одинок и неопытен. Но он хочет всему научиться. Об

этом говорит его реплика из их диалога: «А что для этого надо делать?»

Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание из Литературной энциклопедии

справедливо. Действительно, автор «…тематикой и манерой речи…характеризует своих героев».

по тесту 7

Слова К. Г. Паустовского понимаю так: нет во Вселенной предмета, для которого не придумал

человек точных слов. Особенно богат на выражения русский язык, потому что многие слова в нем

используются в прямом и переносном значении, огромно количество синонимов и антонимов, паронимов и

фразеологизмов, сравнений и метафор. Обратимся к тексту.

Так, в предложении 52 говорится о том, что «…погасшее небо плотно прижалось…к волнам».

Перед нами метафора, с помощью которой автор передает сонливость вечерней природы, окружающей Косту,

и навевает грустное настроение.

В предложении 33, 53 и 54 нахожу слова и словосочетания, которые ярко характеризуют

преданного пса. Так, фразеологизм «не отрывала глаз» помогает писателю показать, как верно ждет своего

погибшего хозяина собака. А эпитеты в словосочетаниях «бессменный пост» и «вечное ожидание» придают

тексту особую выразительность, обостряют трагичность описанной ситуации.

Следовательно, прав был русский писатель К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет

таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

по тесту 8

1) Какие языковые единицы я знаю? Это слово, словосочетание, предложение…Именно они, удачно

подобранные, позволяют сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из текста, где главного героя

Косту мы видим глазами его учительницы Евгении Ивановны.

В начале повествования мальчик вызывал у учительницы раздражение, потому что постоянно зевал

на уроках. Как образно при помощи удачно отобранных слов и словосочетаний в предложении 1 автор рисует

этот процесс зевания! Мальчик «зажмуривал глаза», «морщил нос» и « «широко разевал рот»… И это на

уроке! Согласитесь, картина не из приятных.

В финале рассказа Коста раскроется перед учительницей как человек добрый и милосердный. И

автор скажет, что на глазах Евгении Ивановны мальчик «менялся, как веточка багульника». Как удачно

использует Ю.Я. Яковлев это сравнение!

Могу сделать вывод, что прав был русский лингвист Б.Н. Головин, утверждавший, что «… к оценке

достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы

для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»

2) Борис Николаевич Головин утверждал: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с

вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств

различные языковые единицы?» Трудно не согласиться с мнением известного ученого-лингвиста.

Обратимся к тексту рассказа Ю.Яковлева.

Насколько удачно отобраны в нем такие единицы языка, как словосочетание и предложение,

продемонстрирую на примерах, связанных с багульником, принесенным в класс мальчиком. Во-

первых, когда Коста поставил веточки в воду, ребята с насмешкой отнеслись к его затее, а один из

них, явно издеваясь, даже попытался, подмести, «как веником», пол. (Предложение 8). Это

словосочетание очень ярко демонстрирует ироничное отношение учеников к веточкам, да и к Косте.

Во-вторых, в предложении 11 автор уместно использует слово «веник», поставив рядом с ним

лексическую единицу « зацвел». Какой восторг испытали ребята, любуясь «цветами, похожими на

фиалки»! И уже никто не называл веточки багульника, напомнившие всем о наступающей весне,

«веником»…

Могу сделать вывод, что утверждение лингвиста верно.

по тесту 9

1) Оно состоит из тринадцати отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в

начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают

единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания.

Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого

говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово

помогает рассказчику выразить свою неуверенность, предположение о том, что говорит.

Таким образом, прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждающий, что

«…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о

любом предмете».

2) Что такое грамматика? Это раздел науки о языке, изучающий словообразование, морфологию и

синтаксис. Если не создавать новые слова при помощи различных морфем, не склонять существительные и

прилагательные, не спрягать глаголы, не использовать предлоги для связи слов, получится бессмысленный

словесный набор. И только при помощи грамматики этот «словесный набор» в нашей речи обретает

смысловое значение. Приведу примеры из текста В.П.Астафьева.

Так, в предложениях 1 и 2 встречаю грамматическую форму одного и того же слова: «косогор» и

«косогора». В слове «косогор» нулевое окончание указывает на то, что перед нами существительное,

употребленное в именительном или винительном падеже, а в слове «косогора» принадлежность к

родительному падежу выражается при помощи окончания -а. Именно окончание в этих словах является

языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в

словосочетании и предложении.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую

любую мысль, и знаки препинания. В предложении 4 автор использует несколько запятых. Так, первая из них

указывает на наличие однородных сказуемых: «грела», «облизывала». Они помогают автору ярче выразить

мысль о том, какой заботливой матерью была Белогрудка.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждавший:

«…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом

предмете».

По тесту 10

Эту фразу я понимаю так. При помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять

образ всякого человека. Приведу примеры.

Предложение 49 «Что же ты наделал, юный натуралист!», которое плача прокричал Толик,

помогает нам представить и волнение, которое пережил мальчик во время пожара, и его восхищение поступком друга, обгоревшим, но спасшим маленьких цыплят. Толик с уважением смотрел на него, завидовал

Темке …

А завидовал он зря! В предложениях 35 – 38 рассказывается о том, что Толя — тоже герой. Все свои

физические и нравственные силы он направил на спасение друга. И об этом мы узнаем из текста, написанного

доступным и эмоциональным языком.

Таким образом, можно сделать вывод, что прав был русский писатель И. А. Гончаров,

утверждавший, что «…язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил,

умственных и нравственных».

ПО ТЕСТУ 11

Несомненно, эпитеты придают образность и эмоциональность современной речи. Остановлюсь на

ряде примеров.

Во-первых, в предложениях 2,10,26 при помощи эпитетов «гигантский», «величественный»,

«прекрасное»(животное) Э. Сетон-Томпсон рисует нам необыкновенного оленя Песчаных холмов. Все эти

красочные определения относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно описать оленя-

красавца и дают нам возможность увидеть его таким, каким он предстал в то утро перед охотником.

Во-вторых, в предложениях 6,16,25 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями:

«передвигаться бесшумно», «звучал неуверенно, слабо», «заговорило властно и громко» Эти эпитеты

помогают живописно описать действие.

Могу сделать вывод, что прав был лингвист А.А. Зеленецкий: эпитеты позволяют сделать нашу

речь ярче, эмоциональнее, придать образность словам. (103 слова)

ПО ТЕСТУ 12

1) Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло меня на следующие размышления… Читая

художественное произведение, мы реализуем в себе дар творчества, потому что для полноценного восприятия

книги необходимо содружество автора и читателя. Без этого самые великие произведения – всего лишь листы

бумаги с буквами. Созданный писателем мир оживет для нас только тогда, когда мы сами становимся

творцами, почти такими же, как автор произведения. Читая слова и предложения, положенные в основу

речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден

пером писателя. Одним персонажам мы всей душой сочувствуем, даже любим их, поступки других нас

возмущают, скверные черты характера вызывают неприятие. Обратимся к предложенному тексту.

Из слов Таборки о собаке мы можем сделать вывод, что это очень добрый, отзывчивый мальчик.

Только великодушный человек может сказать: «От собаки одна радость» (предложение 35). А с какой

уверенностью в предложении 59 герой говорит о том, что будет делать, когда станет взрослым: «Я буду

защищать собак!»

В предложениях 31,38-39,являющихся репликами героя в диалоге, воссоздается отрицательный образ

отца Таборки и отношение мальчика к нему. Он, ни разу не назвав отца «папой», только задает себе или

собеседнику риторический вопрос: «Чем ему помешала собака?» Одной только фразой в предложении 46 (« А

теперь у меня нет собаки») мальчишка высказывает свое горе и непримиримость по отношению к отцу,

выгнавшему из дома собаку.

Таким образом, могу сделать вывод, что права была лингвист М. Н. Кожина, утверждавшая, что

«…читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

2) Эту фразу лингвиста М.Н. Кожиной я понимаю так: читая слова и предложения, положенные в

основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который

рожден пером писателя. Ю.Яковлев в своем произведении, рассказывая нам историю Таборки, при помощи

реплик героев помогает нам, читателям, представить, какими были этот мальчик и его собеседник.

Речевая ткань произведения позволяет автору показать непримиримость персонажа по отношению к

тому, кто выгнал собаку. Мальчишку буквально сжигает обида и недоумение: «Чем ему помешала собака?»

(предложение 38). Сын именует отца безликим местоимением «он», не хочет даже с ним разговаривать, а

будет только «…отвечать на его вопросы…» (предложение 56).

В речевую ткань текста включены реплики директора в диалоге с Таборкой, которые позволяют нам

понять этого человека. В начале разговора с мальчиком одиночные слова педагога звучат сухо и строго, а в

финале рассказа он, оценив доброту и отзывчивость ребенка, начинает говорить полными предложениями,

проникнутыми добротой и сочувствием. И мы можем сделать вывод, что директор школы – человек с

открытым сердцем.

Следовательно, могу сказать, что права была М.Н.Кожина, утверждавшая, что «…читатель проникает

в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». ПО ТЕСТУ 13

Слово может включаться в предложение, только объединившись с другими словами, обладающими

лексическим и грамматическим значением. Приведу примеры.

Во-первых, в предложении 8 текста К. Осипова нахожу среди слов: «библиотека», «книги», «ум»,

казалось бы, не подходящее по смыслу слово «пища». Но, употребленное автором в переносном

значении («то, что является источником для чего-либо», в данном случае «источником» для

обогащения знаний), оно очень подходит для этого словесного набора и на полных правах

«включается» в предложение.

Во-вторых, предложение 25 текста, состоящее из десяти слов, только тогда становится

синтаксической единицей, когда автор прилагательное согласует с существительным в роде, числе и

падеже, три глагола ставит в прошедшее время и единственное число, фразеологизм «ловил на

лету», являющийся сказуемым, согласует с подлежащим.

Таким образом, могу сделать вывод: права была И. И.Постникова, утверждавшая, что только «

обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими

словами, включаться в предложение».

ПО ТЕСТУ 14

Термин «местоимение» произошел от латинского « pronomen», что означает «вместо имени», то есть

вместо существительного, прилагательного и числительного. Прав был лингвист А.А.Реформатский

в том, что «Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова». Без их

существование местоимений бессмысленно. Обратимся к тексту.

Так, в предложениях 7-8, 19-20 вместо слова «Демосфен» употребляется личное местоимение «он».

Эта замена позволяет авторам книги избежать лексического повтора, делая речь более краткой и

выразительной.

В предложении 20 нахожу относительное местоимение «которой», заменяющее существительное

«выразительность» и используемое для связи частей сложного предложения друг с другом.

Таким образом, могу сделать вывод, что «…местоименные слова – слова вторичные,..заместители»

знаменательным словам, без наличия которых существование местоимений «обесценено».

ПО ТЕСТУ 15

Синтаксис изучает строй связной речи, а значит, именно этот раздел языка помогает решать

функцию общения.

Важным синтаксическим приемом является диалог (форма речи, при которой и происходит

общение), представленный в тексте Л. Пантелеева очень широко. Приведу примеры.

Предложения 39 – 40(«-Я – сержант…- А я – майор…»), являющиеся репликами диалога,

отличаются краткостью высказывания, свойственной разговорной речи.

В репликах диалога нахожу несколько обращений, помогающих в процессе общения обозначить

лицо, которому адресована речь. Например, в предложении 37:

- Товарищ караульный, — сказал командир.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был лингвист А. А. Реформатский: синтаксис,

представленный в этом тексте в форме диалога, обращений, позволяет выполнить коммуникативную

функцию языка.

ПО ТЕСТУ 16

1) Знаки препинания, по выражению А. П. Чехова, — это «ноты при чтении», которые помогают в

восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. В предложенном отрывке

нахожу практически все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак,

восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки.

Самым распространенным знаком в тексте является запятая. Она встречается и в сложном

предложении, и в простом осложненном, и при диалоге… Интересным мне показалось предложение

18, где запятая, во-первых, разделяет повторяющиеся слова «..спасибо, спасибо…», во-вторых, она

выделяет слово-обращение «старик», в-третьих, этот знак присутствует на стыке прямой речи и слов

автора.

Вторым знаком, на который я обратила внимание, стал восклицательный знак. В предложении 11

«Как тяжело после этого просыпаться!» он помогает автору выразить ту гамму отрицательных

чувств, которые испытывает Мересьев после сна, в котором видел себя здоровым.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый знак препинания «имеет своё определённое место

в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».

2) Смысл высказывания лингвиста Светланы Ивановны Львовой понимаю так: каждый

пунктуационный знак имеет свое определенное место, свой «характер» и свое назначение в тексте.

Приведу примеры из текста Б.Полевого.

Так, в бессоюзном сложном предложении (2) встречаю такой пунктуационный знак, как двоеточие,

который не только разделяет два простых предложения в составе сложного, но и указывает на то, что

одно из них поясняет другое.

Предложение 11 текста с восклицательным знаком подчеркивает душевные переживания героя.

Таким образом, права была С.И. Львова, утверждавшая, что «…как и каждая нота, пунктуационный

знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».

3) Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти

чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание голоса. В письменной речи

«носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак». В предложенном для

анализа тексте Б.Н. Полевого этот знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение 20 («Славный малый!») с восклицательным знаком выражает отношение

Гвоздева к Алексею Мересьеву.

Во-вторых, в предложении 21 «Экая силища в этом человеке!» этот знак в конце предложения

используется для выражения восторга, восхищения силой духа безногого летчика.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что права С.И.Львова, утверждавшая, что каждый знак

имеет свой «характер». И восклицательный знак в тексте – яркий тому пример!

ПО ТЕСТУ 17

По мнению французского писателя Николя де Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель

- от слов к мысли». Я согласна с этим высказыванием. Действительно, и автор, и читатель – это два

звена одной цепи. И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без

слов?

По тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно много сказать о нем. Чтобы выразить имитацию устной речи, выразить особое эмоциональное состояние

говорящего, в данном случае женщины-начальницы, автор употребляет в 14-22 предложениях

парцелляцию.

Предложение 42 подтверждает мысль о том, что автор тщательно подбирал слова, чтобы вложить их

в уста медсестры, циничной, жёсткой, оценивающей маленьких брошенных детишек как товар. Как

не возмутиться, ведь она с таким спокойствием говорит о них: «Наши-то беленькие, крепенькие,

правда, больных много…»

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Н. Шамфор. Ведь автор словами рисует образы,

картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы дать возможность нам, читателям, представить

описываемые события, передать свои эмоции, вызвать ответные чувства и переживания.

Чубенко Татьяна Ивановна, учитель МКОУ СОШ № 12 с. Бурукшун Ипатовского

района Ставропольского края

ПО ТЕСТУ 18

1) В русском языке существует множество средств выразительности. Это метафоры, эпитеты,

гиперболы … Авторы используют данные художественные приемы, чтобы «… привлекать особое

внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Приведу примеры из текста.

Так, в предложениях 4,6,7 встречаю лексические повторы: «приговаривая, приговаривая»,

«приговаривала, приговаривала», «гладила… и гладила», — помогающие А.А. Лиханову рассказать,

как долго и упорно ухаживала вахтерша за Пряхиным.

В предложении 5 нахожу метафору «расширенные болью зрачки», которая позволяет читателям ярче

представить болезненное состояние Алексея.

Таким образом, я согласна со словами лингвиста А. И. Горшкова: образность, эмоциональность и

выразительность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию,

восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

2) С детства помню фразу учителя: «Читай выразительно!» Это означало читать «с чувством, с

толком, с расстановкой». В старших классах уже поняла, что выразительность речи – это ее

эмоциональность и образность, которые должны помочь говорящему привлечь слушателя, завоевать

его внимание. Приведу примеры, как «завоевывает внимание» читателя писатель А. Лиханов.

Во-первых, солдат, спрашивая, как он сможет рассчитаться с тетей Груней, шутливо использует

сказочные слова «златом-серебром», которые делают его речь образной, яркой, эмоциональной, чем

и привлекают внимание читателя.

Во-вторых, и речь женщины не уступает в эмоциональности. В предложении 19 тетя Груня,

рассердившись на своего жильца, говорит о том, что люди должны быть милосердны и не

помышлять о расчете, иначе (она употребляет метафору) люди бы «..весь бы мир в магазин

превратили». Фраза этой простой женщины производит на нас сильное впечатление, запоминается.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Александр Иванович Горшков, утверждавший, что

«…выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой

привлекать особое внимание читателя…».

ПО ТЕСТУ 19

1) Несомненно, «устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке»,

ведь устная речь — первичная, а письменная — вторичная, то есть редактированная и

усовершенствованная. В письменной речи преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, причастные и деепричастные обороты. В устной же речи наблюдаются повторы,

неполные, простые предложения, разговорные слова и выражения.

Например, в предложении 1 нахожу причастный оборот «примостившись на заборе», который

говорит о том, что перед нами письменная речь, а не устная.

В предложениях 42 автор использует междометие «Фи!» для изображения того, как свистит мальчик.

В жизни этот свист звучит, несомненно, по-другому, но перенесенный на бумагу и подвергнутый

обработке он в тексте выглядит именно так.

Таким образом, приведенные выше примеры и рассуждения показывают, что устная речь очень

меняется под пером писателя.

2) Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой

речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении

пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания,

которые, участвуя в обработке устной речи, помогают «перенести» эти жесты и мимику на бумагу.

Приведу примеры.

В.Осеева активно использует в тексте такой синтаксический прием «русской недосказанности», как

многоточие. Так, в предложении 18 «Подожди…я ей устрою штуку!» этот знак после слов Левки

может обозначать многое! Возможно, в разговоре мальчик в тот момент что-то показал или

изобразил жестом. Автор же, обработав фразу, поставил многоточие.

В предложении 2 В. Осеева использует неполное предложение «Смотри-ка…рогатка у меня».

Обрабатывая текст, она «выбрасывает» обращение и сказуемое, но читателю все понятно, так как эти

синтаксические единицы заменяет многоточие.

Синтаксис, считаю, значительно помогает писателю обработать « устную фразу, перенесенную на

бумагу».

ПО ТЕСТУ 20

1) Слова имеют способность соединяться по смыслу и грамматически в составе словосочетания.

Приведу примеры из текста А.Лиханова.

В предложении 1 слова «плескаться» и «соцветия», соединившись по смыслу и грамматически при

помощи предлога «в» и окончания -ях зависимого существительного, создали словосочетание

«плещется в соцветиях», которое более четко определяет действие предмета, поскольку зависимое

слово уточняет смысл главного.

В предложении 9 нахожу словосочетание «непонимающие глаза», где два слова проявили

способность, соединившись в составе словосочетания при помощи окончания -ие зависимого

причастия, точнее определять признак предмета.

Таким образом, могу сделать вывод, что права была лингвист И.И. Постникова, утверждавшая, что

«…способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

2) Задумаемся: что стоит за этими словами? Известно, что словосочетание – это соединение двух и

более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая

связь в подчинительных словосочетаниях при согласовании и управлении выражается с помощью

окончаний и предлогов. Проиллюстрировать это языковое явление можно примерами из текста Р.

Фраермана. Все слова в тексте, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и

грамматически. Во- первых, обратимся к словосочетанию «красивого платья» ( предложение 39):

связь между словами здесь выражается при помощи окончания – ого зависимого прилагательного,

которое согласуется с главным словом в родительном падеже, единственном числе. Во-вторых, в

словосочетании «возвращаясь к мысу» (предложение 10) наблюдается тип связи управление: главное

слово, особая глагольная форма деепричастие, требует дательного падежа зависимого

существительного. И эта зависимость выражена не только при помощи окончания –у, но и предлога

«к». Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с

другими словами».

ПО ТЕСТУ 21

Лучший способ узнать человека – послушать, как он говорит, потому что речь отражает его

внутреннее состояние, чувства, культуру поведения. Приведу примеры из текста В. Осеевой.

Так, в предложении 2 вижу реплику Павлика «…подвиньтесь!», обращенную к старику. Мальчик

говорит жестко и сухо, не используя ни уважительного обращения, ни «волшебного слова». Речь

показывает, какой перед нами невоспитанный ребенок.

Но Павлик, овладев «волшебным словом», подаренным стариком, преображается на глазах! В

обращении ребенка к бабушке(предложение 53) меняется все: он использует не только волшебное

«пожалуйста», но и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «кусочек пирожка». Всего

несколько слов! А перед нами уже совсем другой человек!

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был немецкий языковед Георг фон Габеленц:

«…языком человек не только выражает что-либо, но им выражает также и самого себя».

ПО ТЕСТУ 22

Вьетнамская пословица гласит: «Хорошего человека по началу речи узнают», то есть речь

собеседника показывает и его умственное развитие, и черты характера. Приведу примеры из текста

Терри Добсона.

По репликам героя (предложений 13 – 16) можно сделать вывод, что пассажир, вошедший в вагон, —

настоящий хулиган. Он громко кричал, ругался, откровенно провоцируя пассажиров на драку.

Поразительно меняется наш «буян» (предложение 39) после разговора с маленьким старым японцем.

Лицо пассажира постепенно смягчилось, кулаки разжались, голос стих. Со слезами он поведал

старику свою печальную историю. И слова героя уже звучали по-другому. Все пассажиры вагона

увидели, что перед ними несчастный человек.

Прав был Д. С. Лихачев, утверждавший, что, прислушавшись к речи человека, можно узнать и его

моральный облик, и его характер. От себя добавлю: «И его судьбу!»

ПО ТЕСТУ 23

Для воздействия на читателя, для привлечения его внимания авторы художественных текстов

широко используют изобразительно-выразительные единицы языка, привлекают лексические и

синтаксические средства разных стилей, что заставляет читателя «…обратить внимание не только и

не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Обратимся к тексту Л.Н.Андреева.

Автор, повествуя о преображении Кусаки, о счастливых днях, наступивших в ее жизни, в

предложении 30 использует фразеологизм «душою расцвела», который говорит о собачьем счастье

и подчеркивает при помощи устойчивого сочетания то, что она изменилась и внешне, и внутренне.

В предложении 34 рассказывается о том страхе перед злыми людьми, который живет в душе Кусаки.

Он настолько силен, что избавиться от него почти невозможно. Автор, чтобы описать собачью

боязнь, употребляет ярчайшую метафору: страх «не совсем еще выпарился огнем ласк». Этот троп

делает повествование ярче, красочнее.

Таким образом, не просто сказать, а сказать своеобразно о чем-либо помогают писателю

художественные средства выразительности, служащие для придания тексту эмоциональности,

красочности и убедительности.

ПО ТЕСТУ 24

Особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к

живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и

образности русского языка. Приведу примеры из текста В. П. Астафьева.

Образность речи очень часто достигается при употреблении слов в переносном значении. Так, в

предложении 15 автор, утверждая, что у рябинки есть душа, использует олицетворение «услышала,

приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек». Этим примером художник слова наглядно

изображает полюбившееся ему деревце.

Но не только тропы помогают писателю «мыслить образами». Одним из условий мастерства

художника является наблюдательность и его эмоциональность. Вот, подметив, что медуница и

календула исчезли из его огорода, он находит этому объяснение: «худое слово», обращенное к

растениям его тетей (предложение 21), изгнало растения. Как ярко нарисована В.П.Астафьевым

сцена, когда рассказчик просит прощения у оставшегося на огороде единственного цветка!

Таким образом, могу сделать вывод, что специфика языка художественного произведения состоит из

умения писателя не только увидеть, подметить что-то в реальной жизни, но и, подчеркнув

характерные детали, нарисовать образ, используя и тропы, и особенности словообразования, и

эмоциональность лексики.

По тесту 25

Напишите — сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и

публициста Н.Г.Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения

между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его

образе жизни».

Слова, свидетельствующие о знаниях и образе жизни народа, соединяются друг с другом в речи

посредством определенных логических отношений, образуя словосочетания и предложения.

Приведу примеры из текста А. С. Баркова.

Так, в простом предложении 3 все слова согласованы между собой по смыслу и грамматически.

Сказуемое «проспать» стоит в форме глагола второго лица, единственного числа. Дополнение,

выраженное именем существительным «красота», и определение, выраженное местоимением «вся»,

логическиупотреблены в форме винительного падежа, единственного числа, женского рода. А вот

слово «соня», являющееся обращением, как и положено по правилам синтаксиса, стоит в

именительном падеже.

Одним из примеров богатства лексикона в этом тексте считаю использование автором в

предложении 34 не словосочетания «березовый лес» или« серебряные березы», а «серебряный

березняк», включающее в себя просторечное слово «березняк» и эпитет «серебряный», которое

отражает любовь народа к белоствольным красавицам.

Таким образом, не могу не согласиться с высказыванием Н.Г.Чернышевского, который утверждал,

что «…правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона

соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

По тесту 26

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.

Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем

известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях

и чувствах».

Обычным, всем известным словом в речи никого не удивишь. А вот когда за дело берется писатель-

мастер, оно приобретает «столько оттенков смысла», открывает новые мысли и чувства. Обращаюсь

к тексту В.П.Катаева, в котором рассказывается об «уроке» овладения словом, данном И.Буниным. В предложение 14 известный писатель предлагает своему юному собеседнику описать вьющийся

куст. И тут же дает ему пример, как это сделать. И.Бунин, используя олицетворение, говорит, что эти

красные цветы хотят «заглянуть» в комнату, « посмотреть»… Казалось бы, обычные слова! А перед

нами этот вьющийся куст предстает ярко и красочно.

Автор воспринял урок известного писателя. В предложении 28 он, рассуждая о поэзии, говорит, что

ему не надо ее, поэзию, « выковыривать»! Слово явно несет на себе печать просторечия, но почему-

то не вызывает ни раздражения, ни усмешки. И все потому, что писатель придал ему не известное

значение «ковыряя, вынуть», а значение « разыскивать», «искать».

Таким образом, на примере этого текста убеждаюсь: сколько оттенков смысла скрывается и

открывается в каждом обыденном слове, когда оно попадает в руки писателя-мастера!

По тесту 27

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания советского поэта М. В.

Исаковского: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно

правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас

грамматика».

Чему учит нас грамматика? Знанию форм слов, их значений, правильному правописанию,

соединению слов в словосочетания и предложения. Обратимся к тексту Ю.Т. Грибова.

Например, в предложении 6 слово «природа» требует, чтобы прилагательные «вечный» и

«неизменный» встали в краткую форму единственного числа и женского рода.Помогает им в этом

окончание –а-. Именно оно в этих словах является языковым средством, служащим для выражения

грамматического значения и способствующим связи слов в предложении.

Знания грамматики лежат в основе грамотного письма. Так, в предложении 2 автор использует слово

«медленно», в котором человек, не знающий правила, мог бы сделать ошибку. Но ,помня, что в

наречиях пишется столько –н-, сколько в полном прилагательном, мы напишем в этом случае –нн-.

Могу сделать вывод, что прав был советский поэт М. В. Исаковский, утверждавший, что знания

грамматики помогают нам грамотно писать слова, «правильно сочетать их в предложении».

По тесту 28

Напишите — сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста М.

В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово,

словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая

выполняет свою работу».

Как М. В.Панов всю языковую систему сравнивает с многоэтажным зданием, так я представляю ее

наподобие матрешки: самая маленькая куколка – звук, затем кукла-морфема, потом слово и так

далее. Но каждая из них «занимает свое место», решает свою функцию в речи. Приведу примеры из

текста Ю.В.Сергеева.

Во-первых, остановлюсь на звуке, фонетической единице. В предложении 26 автор использует слово

«Стеньки» (Разина). Представим, что при наборе текста не обозначили мягкость согласного звука

«н», и получилось бы, что герой Гриничка пел песни об удалой …Стенке…Можем сделать вывод:

якобы пропущенный по чьей-то вине в этом предложении мягкий знак изменил не только слово, но и

смысл предложения.

Во-вторых, обращусь к кукле-морфеме в моей матрешке. Так, в предложении 18 автор использует не

однокоренные слова: «сказка» и «сказ», а разные лексические единицы, которые, благодаря одной

только морфеме (суффиксу- к-), приобретают свое смысловое значение.

Следовательно, всякий житель моей языковой матрешки не только занимает свое место в речевой

системе, но и играет строго определенную роль.

По тесту 29 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Николаевича

Толстого: «Русский язык…богат глаголами и существительными, разнообразен формами,

выражающими оттенки чувств и мыслей».

1) Глагол и существительное — самые богатые по смыслу и формам части речи в русском языке. Если

существительным является каждое второе слово в нашей речи, то без глагола рассказать о каком-

либо событии практически невозможно. Приведу примеры из текста Л. Улицкой.

Чтобы назвать главного героя рассказа, автор использует контекстные синонимы: Виктор Юльевич

Шенгели, классный руководитель, учитель, литератор. И лишь существительное «учитель», которое

появляется в рассказе неоднократно, выражает чувства ребят, влюбленных в своего наставника, на

которого все хотели походить, которому все хотели подражать.

Отношение учителя к детям, его чувства ярко проявляются в предложении 18, где говорится, как

Виктора Юльевича «волновало ощущение очень тонкой власти» над детьми, волновало потому, что

он научил их «думать и чувствовать»! Всего два глагола! А в них то, к чему стремится, о чем

мечтает всякий учитель!

Таким образом, прав был Л. Н. Толстой, утверждавший: «…русский язык…богат глаголами и

существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

2) Я поддерживаю мнение Льва Николаевича Толстого, что «…русский язык…богат глаголами и

существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Найду

подтверждения в тексте Л. Е. Улицкой.

Глаголы и существительные – основные составляющие нашего языка, которые помогают выразить

разнообразные чувства. Во-первых, в предложении 15 автор использует глагольную форму

«пихаясь», которая образовалась от глагола «пихаться», что обозначает «толкать других или друг

друга». В данном контексте это разговорное слово имеет особый оттенок: дети так были влюблены

в учителя, заворожены его рассказом, что после звонка не спешили выходить из класса, «пихаясь», а

сидели, внимательно слушая преподавателя. Во-вторых, обратимся к предложению 18, в котором

интересно использовано существительное «власть». Оно не обозначает здесь «политическое

господство», «лиц, облеченных правительственными полномочиями», власть над ребятами проявлял

учитель, которого дети, обожая, слушали внимательно.

Таким образом, могу сделать вывод, что Л. Н. Толстой был прав.

По тесту 30

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста

Георгия Владимировича Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а

грамматика – как они думают».

1) Фразу Г. Степанова я понимаю так. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика

позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из текста Ф. Искандера.

Так, в предложении 3 из ряда синонимов, которыми можно назвать ленивого ученика, автор

употребляет просторечное слово «лоботряс», обозначающее «бездельник, лентяй». Слово это звучит

в тексте весьма уместно.

Интересно это предложение и с точки зрения грамматики. В нем используются однородные члены

(«не лентяй, не лоботряс, не хулиган…»), позволяющие ярче описать речевую ситуацию.

Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что

«…словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

2) Данное высказывание состоит из двух частей. Под словом «словарь» лингвист подразумевал

лексику, которую используют люди в речи, а под словом «грамматика» — раздел науки о языке,

позволяющий создать связное высказывание. В зависимости от содержания речи, ее стиля, можно

сказать, в какой социальной среде происходит действие в рассказе Ф. Искандера.

В тексте нахожу слова, свойственные школьной лексике: «урок», «домашнее задание», « журнал»…

Делаю вывод: герои отрывка – школьники и учитель, и эти слова характерны их речи.

Интересен рассказ и с точки зрения грамматики. В тексте неоднократно встречаю диалог, который

носит характер вопросно-ответной формы (предложение 10-11) и отличается богатством и

разнообразием интонации.

Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ

грамматики помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

По тесту 31

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского философа

Поля Рикера: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».

Известный французский философ Поль Рикер утверждал: «Язык – это то, благодаря чему, с

помощью чего мы выражаем себя и вещи».

Мне кажется, философ имел в виду, что язык позволяет человеку выразить себя, а собеседникам

составить мнение о нем. По речи говорящего можно судить о его профессионализме, культуре,

интеллигентности, интеллектуальном уровне. Обратимся к тексту Л. Захаровой. Во-первых, учитель

Елена Михайловна, оценив конфликтную ситуацию в 7 «А» классе, придерживаясь «педагогической

этики», заступаясь за коллегу, призывает ребят ничего не «делать сгоряча», чтобы не наломать дров

(предложение 22). Во-вторых, можно сделать вывод, что этот учитель – человек совестливый и

любящий детей. Вспомним, как Елена Михайловна вечером винила себя«как старшего товарища»,

что не помогла детям разрешить проблемную ситуацию (предложения 41 – 42).

Таким образом, предложенное для анализа высказывание Поля Рикера считаю справедливым.

По тесту 32

1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника

русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся

ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с

детства».

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями,

фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в

тексте.

В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом». Он выступает в роли

синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание

в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть

синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует

бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного

средства языка.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что

«…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной

речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». 2) Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова,

понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку»,

«плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально, они с речью мамы,

бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в

обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать

волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У

него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое

преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех

учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи,

являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

3) Я полностью согласна с высказыванием, взятым из учебника русского языка: «Фразеологизмы –

неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не

замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Ярким подтверждением этому является

текст Альберта Анатольевича Лиханова.

Допустим, А. А. Лиханов написал, что учительница плакала, столкнувшись с «недетской детской

бранью» и дикой дракой первоклассников. Это будет звучать обычно. А если представим, что она

«завыла в полный голос», то сразу увидим печальную картину, а именно бессилие, страх учителя

перед возникшей проблемой.

Почему же учительница, повзрослев и набравшись опыта, перестала плакать, сталкиваясь с

проблемными ситуациями? Она просто поняла, что «слезами горю не поможешь» и только упорной

работой можно искоренить детские недостатки. Точно и выразительно помогают употреблённые в

тексте фразеологизмы: «надо браться за дело, закатав рукава», не бояться «признать ошибку»,

«тяжкий грех валить» «с больной головы на здоровую».

Таким образом, могу уверенно сказать, что если речь можно сравнить с тканью мышления, то

фразеологизмы — это её драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую

расцветку и блеск. Их по праву можно назвать жемчужными россыпями.




Предыдущий:

Следующий: