соц антропология

Вопросы.

Формирование социальной антропологии (СА) как науки.

научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. Первоначально антропология как естественная наука акцентировала внимание на биологическую природу человека т.е антропология возникает как биологическая наука.Первоначально социальная антропология исследовала представления о человеке как общественном существе, сложившихся в так называемых «примитивных» обществах. К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии. Большой вклад в развитие социальной антропологии внес известный представитель структурализма Клод Леви-Стросс. Становление социальной антропологии как научной дисциплины в первую очередь связано с именами антропологов А. Рэдклиффа-Брауна и Бронислава Малиновского. В Советском Союзе социальная антропология долгое время не существовала как отдельная наука, предмет её исследования изучался в различных смежных дисциплинах, главным образом — в этнографии. В начале девяностых наука получила своё самостоятельное развитие в России, она преподаётся на социологических факультетах университетов. Близкий к ней спектр вопросов изучается наукой этнологией (этнографией), преподающейся на исторических факультетах.

Предмет СА.

Социальная антропология — Ее предметом являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Предметом изучения антропологии является многообразие человека во времени и пространстве. Окружение изучается в функциональных и символических аспектах. это   наука,   предметным   полем   которой выступает   разнообразие   жизненного   опыта   и   социально   обусловленных поведенческих практик человека в различных социальных группах, обществах и культурах. Наличие даже в самом названии двух взаимосвязанных частей – социальной   и   антропологической   –   делает   основной   задачей   социальной антропологии выявление роли социальных факторов в процессе формирования и нормального функционирования отдельного индивида. 

СА в системе наук.

От   социологии   социальная   антропология   заимствует   внимание   к фактологической стороне социальных явлений, а от социальной философии — стремление   не   описать,   а   объяснить   те   феномены,   с   которыми   сталкивается человек   в   своей   повседневной   жизни,   причем   выявить   социальную обусловленность   данных   феноменов. Современная антропология имеет свое структурное деление на биологическую (естественнонаучную), социальную и культурную антропологии. Культурная антропология содержит в свою очередь такой раздел, как психологическая антропология.

СА и этнография.

Для социальной антропологии принципиально важна связь с этнографией. В 70-80-ых в развитии российской антропологии встал вопрос о разделении предметов антропологии, этнологии и этнографии. В итоге, этнография имеет предметом полевые исследования этнических культур и народов (даёт богатейший эмпирический материал); этнология – это теоретическое обобщение полевых исследований с целью построения теории этнических групп; социальная антропология сопоставляет данные о разных этнокультурах с целью выявления общего и особенного их функционирования и воспроизводства (ключевым является проблема универсальности).

СА и фольклор.

Тем не менее несколько слов о фольклоре. Не будем вдаваться здесь в чрезвычайно сложную историю этого термина; известно, что в общих чертах он означает изыскания (касающиеся и общества наблюдателя), при которых прибегают к тем же методам обследования и способам наблюдения, что и при изучении очень отдаленных обществ. Здесь нет необходимости рассматривать причины данного положения вещей. Однако вне зависимости от того, объясняются ли они архаичностью изучаемых явлений (впрочем, очень отдаленных если не в пространстве, то во времени)* либо коллективным и бессознательным характером некоторых форм социальной и духовной деятельности во всем обществе, включая наше, фольклорные изыскания, разумеется, относятся как по предмету исследования, так и по своему методу (и, конечно, по тому и другому признакам одновременно) к антропологии. Если же в некоторых странах, особенно в скандинавских, и предпочитают частичное отделение этой области от антропологии, то это потому, что там проблемами антропологии стали заниматься сравнительно поздно, в то время как их очень рано начали интересовать вопросы, касающиеся их собственных традиций. Таким образом, они эволюционировали от специального к общему, в то время как во Франции, например, верх одержало обратное движение: вначале теоретически обсуждалась человеческая природа, а к фактам для обоснования или ограничения умозрительных построений обратились позже. Наиболее благоприятное положение, разумеется, складывается, когда две точки зрения возникают и развиваются одновременно, как это имеет место в Германии и англосаксонских странах (причем каждый раз по разным причинам). Именно этим и объясняется исторический прогресс в данных странах, которму немало способствовали антропологические исследования.

Методы СА.

Универсализм. Культура каждого народа — универсальный источник знаний

про человека. Принцип универсализма основан на равенстве людей, одинаковой ценности

для общества каждой личности и культуры каждого народа. Ни одна культура, ни один

народ не хуже и не лучше другого.

Холизм. Концепция, по которой существование человека рассматривается как

целостное и сложное явление, в рамках концепции холизма учитываются биологические

и культурные аспектысуществования человека.

Интеграция. Принцип интеграции определяет как взаимодействуют разные

аспекты культурной жизни. Антропологи рассматривают различные аспекты жизни в их

взаимосвязи (экономика, тип и способы ведения хозяйства, социальная структура

общества, половозрастная стратификация, религия, искусства и прочие элементы

взаимозависимыи не могут существовать и развиваться в изоляции).

Адаптация. Люди, их жизнь и культура тесно связаны с окружающей средой,

природными и климатическими условиями, социальной средой обитания : физическая,

биотическая и социальная среда. Адаптация — способы, при помощи которых люди

приспосабливаются к различным условиямжизни.

Культурный релятивизм. Принцип предполагает рассмотрение и понимание

поведения и взглядов людей с точки зрения их собственных традиций и представлений.

Понятие культуры в СА.

Антропологи пользуются общим дезаксиологическим определением культуры. К культуре антропологи относят все виды, формы и результаты человеческойдеятельности. Аксиология – раздел в философии, учение о ценностях. Дезаксиологическийхарактер означает, что для антрополога все культурыодинаково ценны. Существует несколько подходов и классификаций культуры. 1. Традиционная классификация. В ней культура делится на материальную и духовную

(религиозные верования, искусство, народные знания). При таком традиционном подходе

ускользают некоторые элементыкультуры – семейнаяжизнь, общественные отношения.

2. Современная антропология пользуется другой классификацией, которая

основана на понимании культуры как на совокупности ответов на наиболее

фундаментальные потребности человеческойжизни.

Происхождение человека: проблемы и теории.

Теории происхождения человека

Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования человека. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

Теория креационизма, самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.

Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).

Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Поскольку человек рождается, развивается, реализует себя в окружении и с помощью других людей, в обществе, в более общем плане речь должна идти о совместном происхождении человека и общества, проблеме антропосоциогенеза.

Различают несколько основных подходов к решению проблемы зарождения человека и общества. Исторически первым можно считать мифологический подход, связанный с представлениями о сотворении людей мифологическими божествами (Зевс, Юпитер и т. д.), которые постоянно следят за поведением людей, требуют от них поклонений, вмешиваются в человеческие дела (Троянская война и проч.), вершат правосудие по собственным законам.

На базе мифологии развивался теологический, религиозный подход (христианство, ислам и др.). в соответствии с которым человек появился на свет посредством акта Божественного творения. Он подчиняется законам Божественного мироздания, существует внутри созданной Богом живой природы по ее закономерностям. 

Миф и символ. Символические системы в культуре.

Символ одно из самых многозначных понятий в культурологии. Термином символ в культурологии обозначают условный, вещественный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символами могут выступать простые предметы и вещи, природные процессы, растения, животные, язык. Чаще всего символ указывает на абстрактное, непосредственно невоспринимаемое содержимое, смысловое образование, комплекс представлений, относящихся к религии, политике, науке. В терминах языка раскрывается не только содержание, но и значение символов, показывается их смысл и роль в социокультурном процессе. Символы образуются в процессе взаимного соглашения людей, обучения и используются для коммуникации. Их действие возможно в сообществах, объединенных единством культуры, поскольку смысл их должен быть понятен людям. Оттого что человек наблюдает подобие в своих появлениях и в появлениях окружающей его природы, он не отделяет себя от окружающего, считая свою жизнь и жизнь общества продолжением жизни космоса. Т.о возникает знак, знак на теле человека, означающий и подтверждающий единство и подобие с каким либо природным явлением(татуировки, маски, обереги) Возникший знак не создает вокруг себя определенный ритуал, который имитирует какое либо природное явление – это обряд.

Специфика архаического общества.

Многое в особенностях первобытного мышления объясняется при изучении мифа и ритуала, которые являются господствующими компонентами первобытной культуры. Миф пронизывает всю первобытную жизнь, мифом являются и вещи, и действия, и речь, и боги.

Поскольку сознание первобытного общества оперирует одними повторениями и тождествами, оно ставит знак равенства между тем, что происходит во внешнем мире и в жизни самого общества; переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует. Это и есть то, что мы называем обрядом. Человек есть природа, его жизнь — повторение космических действ. Производство, акты труда, биологические моменты — все интерпретируется космогонически и соответственно воспроизводится в действии.




Предыдущий:

Следующий: