соц аспекты инф

Оглавление

Введение3

Глава I Предмет и актуальные проблемы социальной информатики5

1.1 Исторические аспекты становления социальной информатики5

1.2 Информационные ресурсы как форма представления знаний7

1.3 Информатика: тенденция развития и современные взгляды на предмет информатики8

1.4 Социальная информатика как учебный предмет в базовом курсе10

Глава II Методическая система обучения основам социальной информатики учащихся14

2.1 Особенности методической системы обучения основам социальной информатики в школе14

2.2 Методические разработки21

2.3 Система задач для обучения учащихся теме «Основы социальной информатики»26

Заключение33

Список литературы34

Введение

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. Цель современной школы развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Этой цели невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности.

Предмет «Информатика и ИКТ» занимает важную роль в формировании универсальных (метапредметных) умений школьников. Именно информатика дает учащимся универсальный метод познания всех процессов и явлений любой природы — информационный анализ. Круг проблем, решаемые при помощи информационного анализа, расширяется с появлением новой вычислительной техники и программного обеспечения. Математическое моделирование процессов и явлений в различных областях науки и техники, включённое в курс информатики, является одним из основных способов получения новых знаний и технологических решений. Умение работать с базами данных и поисковыми системами позволяет быстро находить необходимую информацию и подвергать её дальнейшей обработке.

Для достижения указанных задач в школьном курсе информатики необходимо уделять больше внимания основам социальной информатики, формировать знания, помогающие школьникам осуществлять информационную деятельность, работать, преобразовывать, передавать и хранить социально значимую информацию, понимать процессы, протекающие в обществе.

В то же время в школьном курсе информатики недостаточно уделяется внимание изучению аспектов социальной информатики, отсутствует система задач для методической поддержки данного направления. Поэтому необходимо рассмотреть возможности выстраивания методической системы обучения основам социальной информатики в курсе информатики для основной школы. Этим определяется проблема и актуальность темы исследования.

Объект исследования является процесс обучения информатике учащихся основной школы в условиях формирующегося информационного общества.

Цель курсовой работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся 9 класса по теме «Социальная информатика».

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать исторические аспекты становления социальной информатики в условиях информатизации общества.

2. Выявить психолого-педагогические особенности учащихся 9 класа.

3. Определить возможности развития школьного курса информатики за счет вопросов социальной информатики.

4. Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Социальная информатика» учащимися основной школы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и глосария.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, учебников, учебных пособий по информатике и информационным технологиям, логико-дидактический анализ различных разделов школьных учебников по информатике, обобщение опытов учителей.

Глава I Предмет и актуальные проблемы социальной информатики

1.1 Исторические аспекты становления социальной информатики

В 80-х годах XX века возникло новое научное направление – «Социальная информатика». Это направление выросло на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии. В то же время социальная информатика является предметной областью информатики как фундаментальной науки.

Наиболее важными тенденциями развития информатики, которые в последние годы становятся все более заметными, являются следующие:

1. В области научной методологии происходит философское переосмысление роли информации и информационных процессов в развитии природы и общества. При этом растет понимание общенаучного значения информационного подхода как фундаментального метода научного познания.

2. В области теоретической информатики наиболее перспективными представляются исследования общих свойств информации как одного из проявлений реальности, изучение принципов информационного взаимодействия в природе и обществе, а также основных закономерностей реализации информационных процессов в различных информационных средах.

Такие исследования в последние годы все более активно проводятся российскими учеными, и можно ожидать, что в результате этих исследований будет, наконец, сформирована общая теория информации, которая и станет теоретической базой для дальнейшего развития информатики как фундаментальной науки.

Необходимость создания этой теории становится все более очевидной, а ее основные положения, безусловно, будут использоваться как в естественных, так и в гуманитарных науках, которые в последние годы все чаще сталкиваются с информационными проблемами, но все еще не имеют достаточно удовлетворительных научных объяснений удивительного по своей многогранности феномена информации.

3. В области развития средств информатизации прогнозируется дальнейший рост массового производства и распространения персональных ЭВМ, встраиваемых микропроцессоров, а также создания глобальных и региональных сетей обмена информацией. Достаточно указать на стремительное развитие сети ИНТЕРНЕТ, которая уже насчитывает десятки миллионов пользователей и сегодня фактически представляет собою глобальную мировую информационную систему.

Общей тенденцией развития средств информационной техники и информационных систем различного назначения (радио и телефонной связи, видеосистем и устройств, кино, фото, измерительной и копировальной аппаратуры, издательской техники и т. п.) стал ее массовый перевод на цифровую элементную базу, использование компьютерного микропрограммирования и цифровых методов передачи и хранения информации. При этом границы между аналоговой и цифровой информационной техникой быстро размываются, продвигаясь в сторону последней. В ближайшие годы эта тенденция, по всей вероятности, не только сохранится, но и будет нарастать.

Таким образом, арсенал создаваемых человеком технических средств, которые в ближайшем будущем необходимо будет рассматривать как средства информатизации, быстро расширяется.

4. В области информационных технологий ожидается существенное расширение их функциональных возможностей по обработке и использованию изображений, речевой информации, полнотекстовых документов, результатов научных измерений и массового мониторинга. Новое развитие получат электронные библиотеки текстовой, аудио и видеоинформации, а также электронные полнотекстовые архивы.

Продолжаются поиски эффективных методов формализованного представления знаний, в том числе нечетких и плохо формализуемых, а также методов их использования при автоматизированном решении сложных задач в различных сферах социальной практики. Одновременно с этим бурно развиваются информационные технологии решения задач ситуационного управления, а также информационные технологии для поддержки принятия управленческих решений.

Социальная информатика рассматривает следующие аспекты:

закономерности и проблемы становления информационного общества;

информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;

развитие личности в информационном обществе;

информационная культура;

информационная безопасность.

1.2 Информационные ресурсы как форма представления знаний

Понятие информационного ресурса является одним из наиболее важных не только для социальной информатики, но и для информатики в целом, как фундаментальной науки. Этот термин стал все более широко использоваться в отечественной научной литературе после выхода в свет хорошо известной специалистам монографии Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования». Однако в мировой научной литературе понятие информационного ресурса все еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что оно является одним из ключевых в проблеме информатизации общества.

Трудность здесь заключается в том, что понятие информационного ресурса тесным образом связано с таким фундаментальными, но еще недостаточно четко определенными понятиями, как «знания», «информация», «информационный процесс», «когнитивный процесс». Поэтому одной из важнейших проблем дальнейших научных исследований в области социальной информатики является проблема раскрытия сущности информационного ресурса как формы представления знаний, его роли в социальных процессах, а также определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов в обществе.

Для решения этой проблемы, по-видимому, потребуется не только новое понимание информационных процессов в обществе, но и новые подходы к пониманию процессов формирования знаний.

«Информационный ресурс — это знания, представленные в проектной форме», — такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение, предложено профессором Ю.М. Каныгиным в работе. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей — членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей. Эти важные факторы будут проанализированы нами при рассмотрении других проблем информатизации общества и, в частности, проблемы интеллектуализации общества.

1.3 Информатика: тенденция развития и современные взгляды на предмет информатики

Информатика — достаточно новая научная дисциплина. Своим появлением она обязана развитию глобального процесса информатизации общества, который, в свою очередь, является проявлением общей закономерности развития цивилизации.

Как наука информатика переживает сейчас период своего бурного развития. Зародившись в недрах науки о процессах управления — кибернетики, информатика сегодня быстро расширяет свою предметную область. Буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи вычислительной техники информатика превращается в фундаментальную науку об информации и информационных процессах не только в технических системах, но также в природе и обществе.

Можно вполне обоснованно утверждать, что информатика сегодня — это одна из стратегически важных и перспективных «точек роста» мировой науки. Вокруг нее формируется целый комплекс новых направлений научных исследований, находящихся на стыках информатики с другими науками. К их числу относится социальная информатика (наука о процессах информатизации общества), биологическая информатика (наука об информационных процессах в биологических системах), социальная когнитология (наука о развитии интеллектуального потенциала общества). Таким образом, в современном понимании информатика представляет собой комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер. Информационная деятельность является важнейшим средством реализации социальной активности человека в современном мире.

Умение работать с информацией, находить нужные в данный момент сведения, во многом определяет профессиональную успешность человека.

Отечественная промышленность испытывает огромную потребность в высококвалифицированных специалистах и, прежде всего, в специалистах занятых в наукоёмких областях, где применяются инновационные технологии.

Всё чаще работодатели предъявляют к соискателям работы повышенные требования в области компьютерных технологий и это не только знание ПК на пользовательском уровне, но и умение работать на профессиональном уровне во многих пакетах специализированного программного обеспечения. Специалисты, владеющие информационными технологиями, имеют более высокий рейтинг на рынке труда.

1.4 Социальная информатика как учебный предмет в базовом курсе

Социальная информатика является характерным примером нового междисциплинарного научного направления, которое формируется на стыке ряда естественных и гуманитарных наук под воздействием интегративных факторов, обусловленных возникшей в последние годы социальной необходимостью формирования научной базы новой постиндустриальной цивилизации — информационного общества.

Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (в естественных и искусственных системах). Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе — на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации. Социальная информатика — это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия. Впервые понятие «социальная информатика» было предложено А.В. Соколовым и А.И. Манкевичем в 1971 году. Один из основоположников социальной информатики академик А.Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества.

Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру:

1 уровень — теоретико-методологический (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе);

2 уровень — средний (социальный «срез» экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации);

3 уровень — эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).

На блок-схеме изображена структура социальной информатики как научного знания (социальная информатика в широком смысле слова):

Разработка методической системы обучения социальной информатики

Научное направление исследований, получившее название социальная информатика, привлекает к себе сегодня внимание как ученых из области естественных наук, так и специалистов в области гуманитарного знания. Все большее признание получает социальная информатика и в сфере образования России. За прошедший период созданы и успешно функционируют специализированные кафедры социальной информатики в МГУ им. М.В. Ломоносова, в Московском государственном социальном университете, в Военно-политической академии.

В системе общего среднего образования «Социальная информатика» представлена как один из разделов предмета информатика и информационные технологии в профильном и углубленном обучении.

В государственном стандарте базового уровня общего образования прописан обязательный минимум содержания обучения информатике по этому разделу:

Уровень А (гуманитарно-филологический и химико-биологический профиль). Включает следующее:

Информационное общество

Информационные ресурсы общества

Правовые и этические нормы информационной деятельности

Информационное пространство

Информационная безопасность

Уровень В (физико-математический, технологический и социально-экономический профиль)

Информационное общество

Информационные ресурсы общества и социальные коммуникации.

Социальные информационные технологии: реклама, маркетинг, public relation.

Правовые и этические нормы информационной деятельности.

Информационная безопасность.

В области социальной информатики выпускники средних общеобразовательных учреждений должны:

Исходя из уровня А:

иметь представление о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации;

знать о юридических, этических нормах работы с информацией и программными продуктами;

иметь представление об информационной безопасности общества и личности.

Уровень В

иметь представление о роли информатики и информационных технологий в развитии цивилизации, об информационной инфраструктуре общества;

иметь представление об информационных ресурсах общества, социальных информационных технологиях;

знать о юридических, этических нормах работы с информацией и программными технологиями;

иметь представление об информационной безопасности общества и личности.

Изучение информатики в виде обязательного курса в средней и высшей школе началось сравнительно недавно — в течение последних десяти лет. Вначале этот курс был введен в программу подготовки студентов университетов и технических вузов развитых стран, а затем стал быстро распространяться и в системе школьного образования.

Глава II Методическая система обучения основам социальной информатики учащихся

2.1 Особенности методической системы обучения основам социальной информатики в школе

Основные содержательные линии общеобразовательного базового курса расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Методические рекомендации к изучению курса.

1. Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. По многим темам курса учителю достаточно провести краткое установочное занятие, после чего, в качестве домашнего задания предложить ученикам самостоятельно подробно изучить соответствующие параграфы учебника. В качестве контрольных материалов следует использовать вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно. При наличии у ученика возможности работать на домашнем компьютере, ему можно рекомендовать использовать компьютер для выполнения домашнего задания (оформлять тексты в текстовом редакторе, расчеты производить с помощью электронных таблиц).

2. В некоторых практических работах распределение заданий между учениками должно носить индивидуальный характер. В ряде работ имеются задания повышенной сложности (задания со звездочками), задания творческого содержания. Предлагать их ученикам учитель должен выборочно. Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика. Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать креативного, творческого уровня обученности. Выполнение практических заданий теоретического характера (измерение информации, представление информации и др.) следует осуществлять с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций). Желательно, чтобы для каждого ученика на ПК в школьном компьютерном классе существовала индивидуальная папка, в которой собираются все выполненные им задания и, таким образом, формируется его рабочий архив.

3. Учителю следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также (при наличии такой возможности), резерв домашнего компьютера.

Чтобы процесс обучения выступал как целостная система, любая методическая система должна включать такие взаимосвязанные компоненты, как цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения.

Основные цели и задачи темы «Социальная информатика»

Глава предполагает изучение:

роли и места социальной информатики в современной системе научного знания, предмет изучения и основные направления дальнейшего развития данной дисциплины;

закономерностей развития процесса информатизации общества, основных черт информационного общества, проблем, связанных с информатизацией общества;

видов информационных ресурсов общества, средств и методов их эффективного использования;

новых возможностей человека в информационном обществе и возникающих при этом проблем.

Цель:

Исследование информационного потенциала общества, его структуры, динамики развития, закономерностей формирования и эффективности использования.

Исследование закономерностей развития информационного общества как очередной исторически неизбежной ступени развития цивилизации, его особенностей и проблем.

Исследование новых возможностей и проблем личности в информационном обществе.

Образовательные задачи:

иметь представление о роли информатики и информационных технологий в развитии цивилизации, об информационной инфраструктуре общества;

иметь представление об информационных ресурсах общества, социальных информационных технологиях;

знать о юридических, этических нормах работы с информацией и программными технологиями;

иметь представление об информационной безопасности общества и личности.

Развивающие задачи:

Закономерностей развития процесса информатизации общества, основных черт информационного общества, проблем, связанных с информатизацией;

Основных видов информационных ресурсов общества, средств и методов их эффективного использования, стратегической роли для дальнейшего социально — экономического, научно-технического и духовного развития;

Основных черт и особенностей уже формирующегося в развитых странах постиндустриального общества, а также основных проблем и тенденций его становления;

Новых возможностей человека в информационном обществе и возникающих при этом проблем.

Усвоенные знания позволят учащемуся свободно ориентироваться в структуре основных социально-экономических, научно-технических и культурологических проблем, связанных с глобальной информатизацией общества, самостоятельно оценить и выработать собственное мнение о возможных последствиях развития процесса информатизации общества, о перспективах развития науки, культуры, информационных коммуникаций.

Воспитательные задачи:

Знать о такой важной составляющей определения информации как смысл;

Информационная культура и информационная безопасность личности;

Воспитание дисциплинированности, этические нормы поведения в компьютерных сетях;

знать о юридических, этических нормах работы с информацией и программными продуктами;

Диагностируемые цели:

получить представление о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации, об информационной инфраструктуре общества;

иметь представление об информационных ресурсах общества, социальных информационных технологиях: рекламе, маркетинге.

получить представление об юридических, этических нормах работы с информацией и программными технологиями;

получают представления об информационной безопасности общества и личности;

Требования к учащемуся предъявляются следующие:

иметь представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества;

иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;

иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;

уметь обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.

Рассмотрев основные цели курса «Социальная информатика» рассмотрим основные принципы воспитания и обучения.

Принципы воспитания:

Принцип всестороннего развития личности. Основной целью этого принципа является подготовка всестороннего развития. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, образование и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие. Поэтому реализация общей цели воспитания требует решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания.

Принцип единства мировоззрения и морали. Содержательная направленность воспитания в обучении социальной информатике определяется формированием мировоззрения и морали. Формирование мировоззрения и морали — центральная задача воспитания.

Принципы обучения:

Принцип научности. Под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам: соответствие содержания образования уровню современной науки, создающие у учащихся верные представления об общих методах научного познания, показ важнейших закономерностей процесса познания.

Принцип оптимальности как один из принципов научной организации педагогического труда, предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех компонентов обучения. Этот принцип опирается также на дидактическое положение о необходимости выделять в деятельности главное ключевое звено.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Во избежание фрагментарности в демонстрации функциональных особенностей системы и для того, чтобы представить целостный характер методической системы, иллюстрация содержательных возможностей системы осуществляется в рамках нескольких тем, последовательность изучения которых дает возможность наглядно представить системный характер процесса формирования социально значимых качеств школьников, а также глубже проникнуть в природу изучаемых явлений и увидеть их перспективы.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Принцип точности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

На основе выше изложенных целей и принципов для темы «Основы социальной информатики», содержание будет включать разделы науки социальной информатики:

1. § Информационные ресурсы общества. Роль информации в развитии общества. Информационные ресурсы общества. Информационные услуги.

2. § Информационное общество. Становление и развития информационного общества. Информатизации как глобальный процесс.

3. § Правовое регулирование в информационной сфере. Для общего понимания ценности информационной сферы, говорится о мерах правового регулирования действующей в Российской федерации, приведены законы.

4. § Проблема информационной безопасности. Проблемы защиты прав личности, общества и государства на конфиденциальность определенных видов информации.

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников.

2.2 Методические разработки

Одним из важных аспектов социализации учащихся является обучение их способам получения полезной информации из Интернета и способам взаимодействия с организациями, муниципальными органами власти, социальными службами, правительственными органами посредством использования коммуникационных технологий.

 К сожалению, подростки предпочитают досуговое общение в Интернете, и большинство даже не подозревает о наличии других познавательных ресурсов, которые помогут им приобрести профессиональные знания, адаптироваться в современном обществе, получить ответы на многие жизненно важные вопросы.

Интернет открывает широкие возможности для социализации учащихся путём использования ресурсов с сайтов исполнительных органов власти при организации практических работ на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Мне было интересно разработать и внедрить в практику преподавания ряд уроков:

Урок «Компьютер в выборе профессии» предполагает знакомство с образовательными сайтами и сайтами образовательных учреждений. На уроке учащиеся знакомятся с применением информационных технологий в современных профессиях, с профессиограммой будущего специалиста в области компьютерных технологий, узнают о возможностях использования коммуникационных технологий для получения информации о состоянии рынка труда, об образовательных учреждениях и профессиях. Урок носит профориентационный характер и способствует выбору профессионально-образовательного маршрута.

Урок «Поиск информации в компьютерных сетях»

Тема: «Поиск информации в компьютерных сетях».

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 9

Ключевые слова: информатика, открытый урок, конспект, презентация, поиск информации, интернет, компьютерная сеть, поисковая система, поисковый сервер, язык запросов.

Цель урока:

формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие  навыков групповой работы, сотрудничества;

развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, медиапроэктор.

План урока:

Организационный момент. (1 мин)

Актуализация знаний. (5 мин)

Изложение нового материала. (15 мин)

Физминутка. (1 мин)

Практическая работа. (16 мин)

Домашнее задание (1 мин)

Итог урока. (5 мин)

Ход урока:

Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Поиск информации в компьютерных сетях». Сегодня на уроке мы познакомимся с поисковыми системами, со способами поиска информации в Интернете и будем учиться эффективно искать нужную для нас информацию.

Актуализация знаний.

– Но для успешного достижения нашей цели давайте ответим на несколько вопросов из изученных вами ранее тем (фронтальный опрос).

Содержание опроса:

Что называется компьютерной сетью?

Назовите виды компьютерных сетей.

Что такое Интернет?

Что называется Web-страницей, Web-сайтом?

Что представляет собой гиперссылка?

Какую функцию выполняет Web-сервер?

Что называется Web-браузером?

Из чего состоит адрес сайта? Что означает http?

Как расшифровывается WWW?

– Говорят, что в Интернете есть все. Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится все сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.

Изложение нового материала.

– Существует три способа поиска информации в Интерне:

Использование поисковых серверов.

Указание адреса страницы.

Передвижение по гиперссылкам.

– Остановимся на каждом из них подробнее, но сначала разберемся, что такое поисковая система.

– Поисковая система (сервер) — программно-аппаратный комплекс, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс системы.

Программной частью поисковой системы является поисковая машина (поисковый движок) — комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы информации в Интернете. 

Ученица заранее готовит сообщение.

– Итак, рассмотрим способ с использованием поисковых систем.

Основной алгоритм поиска следующий: введите ключевые слова в поле запроса (например, расписание поездов), нажмите кнопку Найти.

После нажатия кнопки Найти, поисковая система выведет список ссылок на документы, наиболее точно соответствующие запросу.

– Второй способ — указание адреса страницы.

– Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

– Третий способ передвижение по гиперссылкам — наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

– Группа ключевых слов, сформированная по определенным правилам – с помощью языка запросов, называется запросом к поисковому серверу. Языки запросов к разным поисковым серверам очень похожи. Рассмотрим правила формирования запросов на примере поисковой системы Яndex. Знание языка запросов дает возможность решать сложные поисковые задачи.

Учащимся раздаются карточки «Синтаксис языка запросов». Учитель комментирует.

– А, сейчас давайте посмотрим видеоролик «Ищем информацию в Интернете».

Просмотр видеоролика (http://www.pc-shporgalka.com/read-article124.html).

– Ребята, для вас Аня подготовила памятки «Советы эффективного поиска».

Аня раздает памятки.

Физминутка.

Учитель проводит зарядку для глаз.

Практическая работа.

– Ребята, сейчас мы будем учиться быстро и эффективно искать нужную нам информацию в Интернете. Мы с вами проделали подготовительную работу: разбились на группы (2-3 человека), создали Google аккаунт и подготовили документ совместного доступа.

Вы должны быстро найти ответ на вопрос, который будет проецироваться на слайде. В документ совместного доступа вы заносите название команды и ответ на вопрос. Как только в этом документе появится ответ, остальные команды прекращают поиск. Команда, которая ответила на вопрос поясняет, какой запрос был задан поисковой системе. Затем будет задан следующий вопрос.

Домашнее задание

– Послушайте домашнее задание. Я вам предлагаю совместно создать коллекцию ссылок по подготовке к экзаменам в нашем документе совместного доступа на вкладке «Домашнее задание».

Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

Оценивание ребят за практическую работу.

Использованные источники и литература:

Информатика-9. Учебник для 9 класса. Угринович Н. Д. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009; Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

http://www.pc-shporgalka.com/read-article124.html

http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Конкурсы_ДОПИNG_09-10

http://old-kubok.yandex.ru/5/stat-q.html

http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B0_Gmail

http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B_Google

2.3 Система задач для обучения учащихся теме «Основы социальной информатики»

Целью создания системы задач является закрепление, углубление и контроль знаний и умений, полученных во время изучения темы «Основы социальной информатики» учащимися средних общеобразовательных заведений. Туда включены контрольные вопросы по данной теме, упражнения для самостоятельного выполнения в тетрадях и задания для работы за компьютером в классе, после объяснения нового материала, тесты, диктанты. Данная система задач сгруппирована по темам параграфов. Задания для проверки знаний выполнены в различных формах: устные ответы на вопросы, письменные ответы на вопросы, тестирование, защита проектов. В каждом блоке представлены тестовые задания и диктанты по каждой теме параграфа.

§ 1. Информационная культура

Контрольные вопросы

1. Что такое информационная культура?

2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?

3. Какие факторы способствуют развитию информационной культуры?

4. Назовите составляющие информационной культуры?

Упражнение №1

Продолжите предложение.

Информационная культура человека заключается в..

· его умения пользоваться бытовыми приборами;

· его умение работать с информацией;

· его умение определять количество потребляемой информации;

· его умения и потребности работать с информацией, средствами информационный и коммуникационных технологий

· наличие у него среднего образования.

Упражнение №2

Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

Задание №1 для работы за компьютером.

С помощью системы Интернет и программы Microsoft PowerPoint создайте свой проект, в котором будет отражена информация по теме «Информационная культура человека». Данная презентация может состоять из любого количества слайдов (от 2 до 5) После просмотра презентации мы должны понять, в чем заключается информационная культура человека.

Задание №2 для работы за компьютером.

С помощью системы Интернет, найдите иллюстрации из любых источников, которые составлены безграмотно, с несоблюдением норм информационной культуры. Найденную информацию скопируйте в программу Microsoft Office Word с помощью операции Print Screen и дайте комментарий, почему в данном сообщении отсутствует информационная культура.

Данная рассылка не содержит приветствия и пропагандирует распространение нелегальных дисков.

Диктант

Диктант состоит из утверждений, на которые следует ответить да или нет, соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке.

1. Информационная культура человека заключается в его умении работать с большим объемом информации.

2. Процесс формирования информационной культуры закончится после окончания высшего учебного заведения.

3. Информационная культура является продуктом разнообразных способностей человека.

4. Информационной культуры личности это потребности человека самостоятельно запрашивать недостающую информацию по средствам коммуникационных технологий.

5. Информационная культура человека проявляется в умении извлекать и использовать информация из разных источников.

6. Информационная культура важна для каждого человека.

Тест по теме «Информационная культура»

1. Совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают исторически достигнутый уровень развития. Отражает:

1) культуру человека

2) культуру общества

2. Определение. Информационная культура это:

1) умение общаться со сверстниками на понятном им языке

2) область культуры, связанная с работой информации в обществе и формированием информационных качеств личности, этических норм и правил

3) умение отправлять и принимать сообщения через мобильный телефон и знание основ ЭВМ

3. Информационная культура человека проявляется в.

1) умение пользоваться всемирной сетью ИНТЕРНЕТ

2) умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных носителей, и уметь ее эффективно использовать

4. Информационная культура важна для каждого человека.

1) Потому что, информационная культура красит каждого человека и делает его сильнее и умнее

2) Потому что, она формирует навыки работы с информационными и коммуникационными технологиями, и учит получать недостающие знания и различных источников

5. Составляющие информационной культуры.

1) культура чтения познавательной литературы

2) культура поиска новой информации

3) умение работать в коллективе

4) умение работать с компьютером

§ 2. Информационные ресурсы

Контрольные вопросы

1. Какие бывают ресурсы?

2. Что такое информационные ресурсы?

3. Какими свойствами обладают информационные ресурсы по сравнению с другими?

4. Почему информационные ресурсы можно назвать товарами?

Упражнение №1

Из предложенного списка выберите те ресурсы, которые являются для вас информационными.

· Денежные средства на обед в школе.

· Домашняя библиотека.

· Набор видеофильмов.

· Диски с программами и рефератами.

· Телефонный справочник.

· Набор канцелярских товаров.

· Каталог учебной или художественной литературы.

Упражнение №2

Перечислите основные информационные ресурсы, с которыми вам приходится встречаться на уроках информатики, в кабинете информатики.

Задание №1 для работы за компьютером

Используя возможности Интернета и программы Microsoft Office Excel , создайте базу информационных ресурсов по теме, которая вам наиболее интересна.

Задание №2 для работы за компьютером

Используя возможности Интернета и программы Microsoft Office Excel, составьте сравнительную характеристику следующих видов ресурсов:

Материальные – Энергетические

Материальные – Природные

Диктант

Диктант состоит из утверждений, на которые следует ответить да

или нет, соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке.

1. Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования.

2. Примером природных ресурсов является руда.

3. Примером материальных ресурсов являются полуфабрикаты.

4. Знания позволяют экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально- экономические отношения.

5. Информационные ресурсы реализуются как что-то материальное после их использования.

6. Значимость информационных ресурсов возрастает.

Тест по теме: «Информационные ресурсы»

1. Ресурсом является.

1) некоторые материалы, хранящиеся в хранилищах;

2) запас или источник некоторых средств;

2. Традиционными видами общественных ресурсов являются.

1) личностные;

2) коллективные;

3) финансовые;

4) глобальные;

3. Значимость информационных ресурсов возрастает.

1) информационные ресурсы растут в цене;

2) информационные ресурсы исчезают с планеты;

3) информационные ресурсы становятся товарами;

4. Информационными ресурсами являются.

1) сырье, полученное из недр земли, имеющее большое значение для развития страны;

2) отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

5. К энергетическим ресурсам относятся

1) электростанция;

2) электроэнергия;

3) торф;

4) кислород;

6. К трудовым ресурсам можно отнести.

1) людей обладающих уникальными возможностями;

2) трудолюбивых граждан;

3) людей имеющих денежные средства;

4) людей обладающих профессиональными знаниями.

§ 3. Информационное общество

Контрольные вопросы

1. Дайте определение информационной революции?

2. Назовите основные этапы в информационном развитии общества?

3. Что является главным ресурсом информационного общества?

4. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены проблемы социальной информатики, а также разработан. В первой части работы были выявлены главные особенности социальной информатики как одной из важнейших направлений инновационной деятельности в сфере образования, выделены его основные цели и задачи. Показана значимость информатизации общества для развития системы образования. Рассмотрен исторический аспект становления социальной информатики.

Во второй части данной работы, опираясь на теоретические результаты. Описано реализация методической системы обучения основам социальной информатики в рамках курса информатики для основной школы. Предложен один из вариантов реализации темы «Основы социальной информатики». Был предложен конспект урока «Поиск информации в компьютерных сетях» и система задач для обучения учащихся теме «Основы социальной информатики». Положительные результаты исследования обеспечили достижение поставленной цели исследования.

Список литературы

О.Э. Згадзай, С.Я.Казанцев, А.В.Филиппов. Социальная информатика. Учебник. – М.: ИМЦЙ ГУК МВД Росси, 2008. – 348 с.

Основы социальной информатики. В 2-х томах: краткий курс в таблицах, схемах и примерах. Учебник / Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г.- М.: Приор, 2007.- 144 с., 166 с.

Социальная информатика. Учебное пособие под ред. проф. Минаева. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 2009. – 48 с.

Социальная информатика: Учебное пособие для вузов (Гриф МО РФ) / Под ред.проф. Х.А.Андриашина, проф. С.Я.Казанцева – М.:Юнити-Дана, 2008.- 463 с.

Социальная информатика: Учебник/ Каймин В.А.,2-е изд. перераб. И доп.- М: Инфра-М., 2006.- 272 с.

Социальная информатика: Учебник/ Под ред. Н.В.Макаровой, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.- 768 с.

Социальная информатика: Учебник для вузов/ Острейковский В.А., М: Высшая школа, 2006.- 511 с.

Социальная информатика: Учебник для вузов / Козырев А.А.- СПб: издательство Михайлова В.А., 2006.- 511 с.

Социальная информатика / Турецкий В.Я. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Инфра-М, 2006.- 560 с.

Фундаментальные основы информатики: социальная информатика.: Учебное пособие для вузов / Колин К.К. – М.: Академ.проект: Деловая книга Екатеринбург, 2008.- 350 с.




Предыдущий:

Следующий: