соц бихев

Развитие идей социального бихевиоризма в западной социальной психологии и социологии

В 60-е гг. ХХ века сформировалось особое направление бихевиоризма — социальный бихевиоризм (или необихевиоризм), новизной которого было то, что человек может приобретать опыт не только на своих собственных ошибках, но также изучая и анализируя ошибки других людей, сопутствующие той или иной форме поведения.

Попыткой объединения бихевиоризма с психоанализом стала теория фрустрации и агрессии Н. Миллера и Дж. Долларда. В соответствии с новой теорией они предположили, что наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации, и наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Особую роль в теории отводится проблеме подражания как объекта инструментального научения. Суть: подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает.

Согласно теории Дж. Долларда сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность. Соответственно, все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте. В настоящее время это широко распространенное мнение считается спорным, так как воспитание и развитие ребёнка не мыслимо без фрустрационных ситуаций.

Разделяя мнение по поводу основных принципов научения с Дж. Доллардом канадский психолог А. Бандура сформулировал собственную теорию социального научениясогласно которой люди способны к самостоятельному мышлению и саморегуляции, а собственно научение поведению происходит посредством наблюдения за другими людьми. В соответствии с теорией научения поведение человека осуществляется на основе трех регуляторных систем: предшествующих стимулов, обратной связи, поступающей от реакции на стимулы, и когнитивных процессов. Особое внимание он уделял таким сигналам, как поведение других людей. В качестве подкреплений в межличностных отношениях выступают внимание, отвержение, одобрение или выговор, а индивиды «склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста — человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими». Кроме того, на поведение человека производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Таким образом, постулаты данной теории находят отражение и сегодня в том, как люди наблюдая за позиционированием в СМИ звезд российской и зарубежной эстрады, а также наиболее активных и видных политических и общественных представителей общества пытаются копировать их поведение манеры и стиль одежды. Мы также разделяем мнение А. Бандуры о том, что лишь немногие люди способны прожить в условиях полной социальной изоляции.

А. Бандурой также были проведены серьёзные исследования такого понятия, как эффективность личности,которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы. Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии и готовы справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Причём, они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах. А люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит. Также, люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Таким образом, теория научения А. Бандуры базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия на основе детального анализа поведения индивида в группе. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно А. Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения.

Аналогично теории А. Бандуры, Дж. Роттер полагал, что все люди воспринимают себя существами, обладающими сознанием, способными влиять на те переживания, которые воздействуют на нашу жизнь. И внешние раздражители, и обеспечиваемое ими подкрепление могут оказывать влияние на человеческое поведение, но сущность и степень этого влияния определяются когнитивными факторами. В соответствии с концепцией «локуса контроля», которую сегодня теоретики гуманитарных наук считают «одной из самых широко изучаемых концепций в психологии и в других социальных науках» «некоторые люди верят, что подкрепление зависит от их поведения; про таких людей говорят, что у них имеется внутренний локус контроля. Другие верят, что подкрепление определяется только внешними факторами; эти люди имеют внешний локус контроля поведения». Исследования Дж. Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля оказываются более здоровыми физически и душевно; получают лучшие оценки при обучении и считают, что в жизни у них имеется более широкий выбор возможностей; обладают хорошими социальными навыками, пользуются популярностью и имеют более высокий уровень самооценки, чем люди с внешним локусом контроля. Кроме того, работы Дж. Роттера предполагают, что локус контроля личности закладывается в детстве на основе того, как родители или воспитатели обращаются с ребенком.

Вопросами своеобразия человеческой обусловленности занимался не менее известный по сравнению с А. Бандурой американский ученый Дж. Мид. Так, исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Дж. Мида к мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими, в общении с которыми он принимает разные «ролевые» позиции. Таким образом, его личность является как бы объединением различных ролей, которые он на себя принимает. Большое значение, как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила.

Теория Дж. Мида называется также и теорией ожидания, в силу того, что по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ожидают только отличных отметок, играет по-другому, чем ребенок, которого «сдали» в школу только по тому, что это надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Теория взаимодействия исходов, ведущими представителями которой являются Дж. Тибо и Г. Келли возникла в 1959 г. Основное внимание они сосредоточили на взаимодействии людей и взаимном обмене вознаграждениями и наказаниями. В основе подхода они усмотрели теорему: всякое межличностное отношение есть взаимодействие, основанное на выгоде, от которой зависит продолжение и позитивная оценка их отношений. В основе любого отношения — затраты и выгоды, получаемые каждым индивидом от взаимодействия — поэтому, взаимодействие будет повторяться, пока выгоды превосходят затраты. Авторы объясняли социальные отношения в терминах вознаграждений и потерь. Результат каждого взаимодействия оценивается человеком с точки зрения получаемых вознаграждений и понесенных потерь.

Попытка применения принципов психологического бихевиоризма в социологии была также предпринята Дж. Болдуином, который исследовал соотношение между влиянием поведения действующего субъекта на среду и влиянием среды на последующее поведение субъекта.

Наделяя индивида качествами первичного актера Дж. Хоманс в 1961 году разработал теорию социального поведения, девиз которой — «Верните человека в социологический анализ!». Он также утверждал, что: «Все вновь возникшие социальные явления можно легко объяснить исходя из психологических предпосылок», где при объяснении социального мира психологии отводится наиболее важная роль. В соответствии с теорией социального поведения Дж. Хоманс усматривал задачу социологии в следующем:

. Социология должна быть аналитической теорией, фундаментальными положениями которой являются психологические феномены. Объект социологии — индивидуальное поведение или интеракция между индивидами.

. Социология связана, прежде всего, с проблемами человеческого поведения, соответствующие тем или иным психологическим положениям.

. Социальные структуры, институты и т. п. есть также нечто иное, как сочетание индивидуальных характеров поведения. Институты тоже есть человеческое поведение, а потому их следует объяснять характеристиками человеческого поведения.

. Поведение является социальным тогда, когда между индивидами происходит процесс «действия-реакции». Социальные факты вызывают индивидуальные реакции, которые, в свою очередь, ведут к новым социальным фактам; однако решающим фактором является поведение, а не социальный факт.

Интересуясь двусторонним обменом, Дж. Хоманс доказывал, что основой обмена является именно личный интерес, основанный на сочетании экономических и психологических потребностей. Взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями) происходит в процессе контакта людей друг с другом. При этом, каждый участник социального отношения — обмена ожидает пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издержками — справедливого обмена издержек и вознаграждений (правило «распределенной справедливости»). Чем с большим ущербом для индивида нарушается указанное правило, тем с большей вероятностью он будет демонстрировать эмоциональное поведение, называемое гневом. В то же время получение вознаграждения, не пропорционального вкладу, приводит к возникновению чувства вины. В результате элементарное социальное поведение строится в соответствии с матрицей выигрышей и потерь, а окружающие люди служат стимулами, поскольку своим поведением награждают или наказывают индивида. В целом, теория Дж. Хоманса показала значение роли элементарных процессов социального взаимодействия в общественной жизни, макросоциальных структурах и институтах.

Таким образом, направление социального бихевиоризма на Западе включает в себя множество теорий, среди которых: теория фрустрации и агрессии (Н. Миллер и Дж. Доллард); теория социального научения (А. Бандура, Ф. Петермана); концепция локуса контроля» Дж. Роттера; теория ожидания Дж. Мида; теория взаимодействия исходов (Дж. Тибо и Г. Келли); теория элементарного социального поведения (Дж. Хоманс).

Глава 2. Социальный бихевиоризм в российской социологии

.1 Истоки бихевиоризма

Развитие в ХХ веке российского позитивизма и неопозитивизма привело к отпочкованию от него поведенческой науки. Проблемами инстинктов и поведения занимались в России социобиологи и социальные бихевиористы. Среди этих исследователей такие имена как: И. М. Сеченов, И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, К. М. Тахтарев, А. С. Звоницкая, П. А. Сорокин и др.

Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева.

Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849 -1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъявления безусловного стимула (мяса) и условного стимула (звук камертона) можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию (слюноотделение), вначале возникавшую только на безусловный стимул. Слюноотделение в ответ на звук камертона рассматривалось как условная реакция.

Основной идеей «павловского научения» было описание о том, что организм устанавливает связи между разными стимулами, в котором нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну). Безусловный стимул — стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. Безусловные рефлексы — врожденные рефлексы, например безусловный раздражитель, пища вызывает безусловный реакцию — слюноотделение. При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.

С 1910 года В. М. Бехтерев также как и И. П. Павлов стал интересоваться вопросами рефлекторной природы человеческой психики. В своей книге «Основы общей рефлексологии» (1923) учёный доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению В. М. Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

В рамках рефлексологической теории В. М. Бехтерев утверждал, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения данной теории являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Рефлексологическая теория также выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

Немало внимания В. М. Бехтерев уделял вопросам памяти. С целью выявления поставленных им перед собой целей он провёл ряд экспериментов со своими студентами. В первом опыте он предъявлял испытуемым на протяжении 10 секунд набор различных картинок. Затем они должны были вспомнить их детали, установить сходство и различие, выразить свое отношение к событиям на картинке. Во втором опыте студенты должны были вносить свои предложения по проекту памятника, оценить длительность временного интервала (1,5 секунды). При этом сначала учитывались показатели каждого испытуемого, а затем в дискуссии и голосовании предлагалось, чтобы испытуемые внесли дополнения и изменения в свои прежние показания. В результате экспериментов оказалось: в процессе группового обсуждения увеличивается объем знаний его участников, исправляются ошибки и неточности, смягчается отношение к проступку. В присутствии других людей человек способен выдержать более сильные раздражители (снижается болевой порог чувствительности).

В основу науки о поведении также были положены теоретические разработки И. М. Сеченова. Применив хорошо известное слово «рефлекс», учёный придал ему совершенно новый смысл: рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Слово «машина» было метафорой. Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы. Они должны быть без остаточно поняты из устройства и работы «машины — тела». При этом, он выделял три основных звена рефлекса: начальное звено — внешний толчок — раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг (второе звено), а оттуда отражается (слово «рефлекс» и означает «отражение») по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, — третье, завершающее звено). Результатом рефлекторной работы является сокращение мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются «обратно» в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, происходит переход от поведенческого уровня к психическому, на базе которого возникают психические процессы.

Таким образом, истоками социального бихевиоризма в России стали научные изыскания И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева в основе которых — идея применения области психической деятельности на основе внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией).




Предыдущий:

Следующий: