соц образ№1

Основные направления социального образования за рубежом

В зарубежной системе социального образования (Франция, Швейцария, Австрия и др.) в качестве перспективного направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выделена социально-культурная деятельность. Специалистов данного направления именуют как специалист-аниматор в сфере социальной работы.

Составной частью подготовки специалистов по социальной работе является социально-культурная анимация. Окончание школ социально-культурной анимации позволяет выпускникам работать в смежных областях. В немецкой Швейцарии на учебу принимаются студенты, имеющие опыт работы в сфере социально-культурной анимации. Подготовка приобретает характер «сопровождения профессии.

В Австрии для подготовки кадров работников с молодежью существует специальная школа для обучения руководителей досуговыми центрами молодежи. Школа сотрудничает с молодежными общественными организациями, представители которых входят в контролирующий орган школы, влияющий на выработку содержания и форм подготовки.

В Великобритании действует Общенациональная организация по обучению специалистов, работающих с молодежью, которая обеспечивает им доступ к Высшим курсам, с последующим присвоением степени. Содержание программ подготовки направлено на овладение теорией межличностного общения, формирование умений создавать и поддерживать межличностные отношения, работать в команде, на развитие организаторских и аналитических способностей, стремления постоянно развивать и повышать знания и навыки профессиональной деятельности.

Система подготовки специалистов по социальной работе во Франции предусматривает «специальную программу подготовки теоретиков — ученых, которые должны пройти все уровни обучения и иметь опыт социальной работы. Содержание программы направлено на формирование навыков исследовательской работы в сфере социальной работы».

Таким образом, профессиональная подготовка за рубежом имеет ряд особенностей: осуществляется в образовательных учреждениях с привлечением к процессу обучения ресурсов общественных организаций; она носит характер «сопровождения профессии», то есть будущие специалисты совмещают теоретическую подготовку и профессиональную деятельность; среди основных направлений деятельности будущих специалистов социальной сферы выделяют коммуникативное, социально-культурное, научно-исследовательское.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в зарубежной системе социального образования довольно мощно представлен практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке, что находит выражение в целенаправленной подготовке специалистов по социальной работе в общественных организациях. Этот опыт может быть учтен в отечественном социальном образовании при разработке специализаций и организации курсов повышения квалификации для специалистов по социальной работе.

Теоретические основы социального образования в вузе

В последнее время стало складываться более сложное и дифференцированное понимание высшего социального образования. Это связано, с одной стороны, с возникновением и становлением в российском обществе сферы социальной защиты населения и специфической профессиональной деятельности. С другой стороны, обществоведение в целом, социальная философия, социология в частности, все больше внимания стали уделять вычленению и изучению социальной сферы как особой области общественной жизни. Появилась потребность в разработке социально ориентированных теорий и подготовке специалистов в рамках таких классических областей знания, как, например, психология, медицина, педагогика. В этом контексте высшее социальное образование все больше стало отождествляться с теорией и практикой в области социальной сферы.

Cоциальное образование, как часть системы профессионального образования, рассматривается в работах российских ученых и специалистов С.И.Григорьева, М.В.Гурьяновой, Л.Г.Гусляковой, В.И.Жукова, И.Г.Зайнышева, П.Д.Павленок, Л.В.Топчий, Е.И.Холостовой, Н.Б.Шмелевой и др. и зарубежных (J.Adams, W.Coupar, M.Richmond, A.Salomon, М.Доэл, С. Шардлоу, М.Саппси др.) ученых и специалистов.

Термин социальное образование, впервые появившийся в начале 1990-х годов в работах В.И.Жукова, С.И.Григорьева и других ученых, в настоящее время используется достаточно широко и в научной литературе, и в деловом общении в сфере образования. Тем не менее, до сих пор многие ученые и практики образования его не принимают, вкладывая в термин «социальное образование» различный смысл.

Анализ научной литературы позволяет констатировать, что понятие «социальное образование» рассматривается учеными в двух аспектах. Первый аспект заключается в профессиональной подготовке социальных кадров (социальных работников и педагогов, социологов, психологов и др.). Второй – включает в себя социальное образование каждого человека в течение всей его жизни (непрерывность и преемственность получения образования социальной направленности).

Сегодня социальное образование трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле «социальное образование» понимается как овладение основами социальной культуры, умение жить в обществе. В узком смысле сводят к социологическому или к подготовке социальных кадров для учреждений социальной сферы.

Социальное образование как составляющая профессионального образования в области социальной работы, основывается на принципах государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также на следующих принципах:

1) непрерывность и преемственность процесса образования;

2) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

3) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

4) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Таким образом, социальное образование – это составная часть профессионального образования в области социальной работы, часть социальной сферы, выполняющая на профессиональной основе функции обучения и воспитания, а также просвещения людей и часть непрерывного образования взрослых, включающего формальное и неформальное образование.

В системе социального образования субъектом обучения становится человек, с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом. Субъектом социального образования предстает студент (обучающийся) познающий, интерпретирующий, подвергающий сомнению, смысл определений, версий и доктрин и таким образом, получающий знания.

Рассматривая социальное образование как новую дисциплину, В.И.Жуков раскрывает ее содержание как «набор теорий, социальных технологий, описанный опыт политических модернизаций, изложение вариантов экономических преобразований и модели социального развития, колоссальный потенциал компаративного анализа совокупного опыта развития цивилизации»ёё.

В.И. Жуков выделяет четыре функции социального образования, которые определяют содержание. По его мнению, три из этих функций – профессиональная, духово – нравственная и культурная рассчитаны на человека, четвертая – гуманитарная – на гуманизацию всего общества.

Содержание социального образования существенно модернизируется на современном этапе, повышается уровень его культуры, возможности его обогащения.

Содержание социального образования упорядочивается в рамках его организационной структуры, характеризуемой рядом организационных аспектов. Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, которые определяют основные требования к содержанию и реализации образовательных программ, учебных планов, учебников, методических пособий и дидактического материала.

Организационным основанием развития социального образования является существование профильных учреждений, выполняющих соответственно образовательные функции и услуги. Развитие социального образования в России сегодня опирается на систему профильных высших учебных заведений.

Педагогическая сущность процесса социального образования предполагает рассмотрение средств обучения и воспитания. В самом общем смысле это – элементы окружающей среды, которые оказывают воздействие и проявляют себя на разных уровнях.

Пространство социального образования динамично и многомерно.

Многомерность социального образования заключается в том, что включает несколько направлений и включает три компонента – содержательный, организационный и управленческий. Система социального образования разрабатывается на основе государственной политики в области образования и выражает социальный заказ общества, работодателей, работников социальной сферы, студентов. Так как социальный заказ изменяется, должна изменяться и система, что обуславливает ее динамичность.

Формирование социального компонента единого мирового образовательного пространства предполагает, кроме гармонизации образовательных стандартов и научных подходов к учебной и исследовательской деятельности, разработку общих требований к специализациям социальных работников; содержания и объема производственной практики; развитие системы дистанционного образования; внедрение в учебный процесс передовых технологий.

Социальное образование носит непрерывный характер, имеет устойчивую структуру, обладающую всеми признаками субординации по объему знаний, умений и навыков.

Социальное образование существует на субъектно-объектном уровнях как многомерное социальное и педагогическое явление.

Социальное образование как собственно педагогическое явление представляет собой особую функционирующую и развивающуюся социальную систему, имеющую нормативно – регулятивное назначение и обеспечивающую целенаправленное – в интересах общества, государства и личности – систематизированное наследование социокультурного опыта человечества.

Все стороны социального образования значимы и диалектически взаимосвязаны.




Предыдущий:

Следующий: