соц. пед.

Социальный педагог

Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.





соц пед

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие алкоголизма. Особенности подросткового 5

алкоголизма

Глава 2. Особенности работы социального педагога 7

с подростками, склонными к употреблению алкоголя

Заключение 12

Список литературы 14

Введение

Проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране.

Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. Хочется привести данные детской подростковой службы наркологического диспансера: «Употребление алкоголя и наркотических веществ возросло в 2 раза за последние 5 лет.» Как правило, первую каплю алкоголя получают в 11-14 лет, а затем потребление алкоголя колеблется от 1 раза в неделю до 3 раз в месяц». Диагноз «детский алкоголизм» поставлен не многим, но число эпизодически употребляющих с каждым годом растёт [14.43]. Поэтому необходимо организовать деятельность по оказанию помощи школьникам в предупреждении и преодолении проблемы алкоголизации. Эту функцию в школе выполняют классный руководитель, воспитатель, психолог и социальный педагог.

Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве — все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

В связи с актуальностью проблемы:

Цель исследования — изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди школьников, как одного из направлений работы социального педагога.

Для решения данной цели были реализованы следующие задачи:

1. Определение понятия «алкоголизм».

2. Рассмотрены особенности подросткового алкоголизма.

3. Изучены содержание и особенности работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя.

Гипотезой исследования является предположение, что социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизации среди школьников приводит к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков среди школьников.

Объектом исследования служит проблема алкоголизации среди школьников.

Предметом же исследования является изучение социально-педагогической деятельности как одного из направлений работы социального педагога по решению данной проблемы.

Глава 1. Понятие алкоголизма. Особенности подросткового алкоголизма

Одной из глобальных задач, стоящих пред человечеством, является преодоление пьянства и алкоголизма.

С медицинской точки зрения алкоголизм – это заболевание, характеризующееся психофизической зависимостью от алкоголя, в основе которой лежит включение алкоголя в обменные процессы организма[15.24].

Если рассматривать алкоголизм с социальной стороны, то это форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением человека к алкоголю и последующей деградацией личности [1.51]. Особенность алкоголизма, как формы отклоняющегося поведения, является взаимосвязь с другими социальными отклонениями (преступность, правонарушения, аморальное поведение, самоубийства).

В настоящее время повышается рост потребления алкогольной продукции среди детей и подростков. Ранний алкоголизм формируется в возрасте от 13-18 лет, но первое употребление алкогольной продукции обычно приходится на более ранний возраст.

Потребление спиртных напитков, несет за собой большую опасность для молодого поколения. В первую очередь алкоголь наносит непоправимый вред здоровью подростка. Злоупотребление алкоголем способствует развитию психических заболеваний, а также является одной из причин смертности подростков. Даже в малых дозах, употребление алкоголя может нанести серьезные последствия, а частое потребление оказывает губительное влияние на ребенка. При регулярном употреблении спиртного у подростка может произойти не только задержка развития высших форм мышления, выработка этических и нравственных понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Так называемой второй «мишенью» для алкоголя является печень. Он нарушает структуру клеток печени. При постоянном употреблении алкогольной продукции развивается – цирроз печени. Помимо этого он пагубно влияет на половые клетки, что вызывает бесплодие и патологии у ребенка.

Пьянство среди подростков тесно связанно с девиантным поведением. Алкоголь резко ослабляет процесс самоконтроля. Связь пьянства и преступности проявляется в нескольких отношениях:

— подростки, в большинстве случаев совершают преступления в нетрезвом состоянии;

- наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления;

-мотивом для преступления часто служит добыча спиртного или средств для его приобретения;

- пьянство способствует созданию криминальных ситуаций; пьянство может являться способом вовлечения подростков в преступную деятельность, организаторами которой являются взрослые.

Последствия детского алкоголизма очень плачевны. Алкоголь разрушает психику и здоровье ребенка, приводит к социальной дезадаптации и в дальнейшем толкает на преступления.

Глава 2. Особенности работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению; алкоголя;

деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации[6.39].

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, – реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения [6.53].

Центральное место в деятельности социального педагога детьми, склонными к употребления алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – это признак взрослости и возмужания.

Заключение

Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае — научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а так же путём организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодёжи с отклоняющимся поведением, как говорилось выше, является возврат их к норме.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было свободного времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя это признак взрослости и возмужания. Если рассмотреть этот вопрос в динамике, независимо от хронологической даты, то выходит, что огромное количество подростков относятся к алкоголю положительно лишь для того, чтобы выглядеть взрослее и с каждым поколением их становится всё больше. Это пугает, ведь если так и будет продолжаться, то в конечном итоге приведёт к исчезновению здорового населения на генном уровне.

Список литературы

А.Б.Фомин. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. Педагогическое общество России, 2003.

А.В.Гоголева. Аддиктивное поведение и его профилактики. Изд-во «НПО МОДЭК», 2003

А.В. Мартыненко. Здоровье молодежи. Советское здравоохранение

А.Ю. Егоров. Рано начинающийся алкоголизм. М.2002

В.В.Савченков. Употребления алкоголя подростками. М.Психология,2000

В.Н.Наумчик. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент., 2005

Г.М.Панина. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход, 2001

Д.Д. Еникеева. Как предупредить алкоголизм у подростков. Изд-во «Академия», 2001

И.А.Алексеева. Дети риска. Изд-во «Питер», 2002

Л.Б. Шпейдер. Девиантное поведение детей и подростков. Изд-во «Трикста», 2005

М.И. Рожков. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением. Изд-во «Владос», 2001

С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях. Изд-во «Информреклама», 2005

Ф.Г. Углов. Потребление алкоголя – социальная проблема. Изд-во «Соратник», 2001

Ф.Э. Шереги Алкоголизация молодежи: состояние и тенденции. Статья. http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=80&id=1

Э.Е. Бехтель. Дозонологические формы злоупотребления алкоголем. Медицина. Социальная педагогика. Изд-во «Владос», 2002




Предыдущий:

Следующий: