соц потребит и соц культ (1)

3 Розничная торговля и общественное питание

Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.

Внутренняя торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство производят примерно 15,0 % валового внутреннего продукта; еще больше их доля в общей численности занятых в экономике Беларуси — почти 19 %.

Розничная торговля — одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.

Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности.

Управление государственной торговлей осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительски кооперации — Белорусский республиканский союз потребительских обществ. Они проводят в жизнь государственную политику в сфере торговли и общественного питания, осуществляют контроль за исполнением законодательства о торговле рекламной деятельности. Торговые предприятия и организации действуют также в системе ряда других министерств и ведомств (Министерства обороны, Белорусской железной дороги и др.), местных исполнительных и распорядительных органов,

Торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.

Показатели, характеризующие торговлю в РБ:

1. Объема розничного товарооборота.

2. Число объектов розничной сети.

3. Розничный товарооборот по формам собственности.

Развитие и состояние розничной торговли анализируются с использовашем ряда показателей. Важнейшим среди них является объел розничного товарооборота, который в значительной степени отражает и уровень жизни населения.

Государственными органами и субъектами хозяйствования принимались меры по устранению негативных явлений на потребительском рынке. В рамках программы импортозамещения в 2010 г. организовано производство новых товаров: бытовой химии, микроволновых печей, строительных материалов, ионизаторов и увлажнителей воздуха и др. В соответствии с заданием Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. реализовано 8 из 9 проектов в организациях, подведомственных Министерству торговли. В рамках контроля качества продукции проводится работа по предотвращению поступления на рынок недоброкачественных товаров, сертификации, государственной гигиенической регистрации, осуществляется государственный надзор за реализацией продукции. Увеличилось число объектов торговли, активно применяющих систему «покупательской лояльности» — скидки, дисконты и т.д.

Необходимо совершенствование каналов товародвижения путем развития электронной торговли, формирования системы оптово-логистических центров, создания крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии, в том числе торгово-промышленных холдингов, распределительных центров. Целесообразно использование активных форм торговли (ярмарок, выставок-продаж, распродаж товаров по сниженным ценам, рекламных акций с вручением покупателям призов и подарков), внемагазинных продаж товаров (торговля по образцам, в том числе через интернет-магазины, на аукционах, разносная, развозная и др.)

Построение розничной торговой сети осуществляется с учетом многих факторов: климатических, демографических, экономических и социальных. Поэтому торговая сеть включает в себя предприятия, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и многими другими признаками.

Важнейший признак классификации предприятий розничной торговой сети — организация торгового обслуживания. В зависимости от этого розничная торговая сеть подразделяется на стационарную, полу стационарную, передвижную и посылочную.

Стационарная торговая сеть наиболее развитая. Через свои магазины она реализует до 85% товаров народного потребления. Размещаются магазины в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах жилых или административных зданий. Преимущества стационарной торговой сети очевидны: в ней широкий ассортимент товаров; можно применять прогрессивные формы продажи и дополнительного обслуживания покупателей; есть условия для хранения продуктов и сохранности товарно-материальных ценностей; есть возможность готовить товар к продаже, сортировать его и обрабатывать; можно применять механизацию и автоматизацию торгово-технологических процессов; бесспорны и широкие возможности по обеспечению более высокой культуры обслуживания и созданию благоприятных условий труда для работников торговли.

К недостаткам стационарной торговой сети относят определенную удаленность ее от обслуживаемого населения.

Полустационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную — палатки, ларьки, киоски, павильоны. К ней относят и автоматы. Эти предприятия имеют, как правило, одно рабочее место и максимально приближены к покупателю.

Преимущество полустационарной торговой сети в ее большой подвижности, способности быстро развертываться и перемещаться. Для ее организации не нужно значительных материальных вложений — строительство и эксплуатация не требуют больших затрат. Удельный вес ее в товарообороте примерно 15%. Характерная черта нынешнего состояния мелкорозничной сети — ее бурный рост в связи с переходом к рыночным отношениям.

Недостатки полустационарной сети следующие: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, отсутствие удобств в работе продавцов, трудоемкость торгово-технологического процесса.

Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где нет магазинов, палаток, ларьков. Она подразделяется на развозную и разносную.

Развозная торговля организуется через автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины. Радиус обслуживания — до десятков, а вагонов-магазинов — до сотен километров. Преимущественное развитие автомагазины получили в потребительской кооперации.

Разносная торговля применяется для обслуживания в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров.

Посылочная торговля может осуществляться как специализированными базами, так и отдельными предприятиями розничной торговли — универмагами, книжными магазинами.

На внутреннем рынке страны наблюдаются вместе с тем и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдельным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественная продукция по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживает конкуренцию с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. В связи с этим на предприятиях розничной торговли растут запасы мехов и меховых изделий, часов, шелковых тканей, одежды, белья и т.д. Многие предприятия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров, так как торговые склады, оптовые базы забиты нереализованной продукцией. В целом в республике снижается прибыльность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.

В перспективе развитие розничной торговли будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественной продукции, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.

Важнейшее перспективное направление развития розничной торговли — улучшение качественной структуры товарооборота. Повышение доли продаж непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота может быть достигнуто за счет ускоренных темпов производства и продажи технически сложной высококачественной радио- и электроаппаратуры, транспортных средств, мебели, строительных материалов и других товаров хозяйственного назначения.

Общественное питание — отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.). Кроме государственных и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы общественно организованного питания населения, в том числе в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха, санаториях, на турбазах.

Показатели, характеризующие общественное питание в РБ:

1. Удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте.

2. Число объектов общественного питания.

3. Товарооборот общественного питания (в сопоставимых ценах) в расчете на 1 жителя республики.

4. Развитие общедоступных объектов общественного питания.

Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в отрасли позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.

Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Изменения связаны с увеличением финансовой самостоятельности этих предприятий, совершенствованием методов хозяйствования, появлением стимулов к повышению конкурентоспособности.

Для повышения рентабельности в отрасли предусматривается создание сети предприятий быстрого питания с высокой окупаемостью, использующих лучшие традиции белорусской кухни. В ближайшее время планируется открыть более 200 таких предприятий.

Проблемы и перспективы развития общественного питание изложены в программных документах по внутренней торговле и потребительской кооперации. В них намечается восстановление и расширение сети предприятий при высших и средних учебных заведениях, промышленных предприятиях, организациях.

Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в отрасли позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.

Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Изменения связаны с увеличением финансовой самостоятельности этих предприятий, совершенствованием методов хозяйствования, появлением стимулов к повышению конкурентоспособности.

Для повышения рентабельности в отрасли предусматривается создание сети предприятий быстрого питания с высокой окупаемостью, использующих лучшие традиции белорусской кухни. В ближайшее время планируется открыть более 200 таких предприятий.

Проблемы и перспективы развития общественного питание изложены в программных документах по внутренней торговле и потребительской кооперации. В них намечается восстановление и расширение сети предприятий при высших и средних учебных заведениях, промышленных предприятиях, организациях.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. ЖКХ в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека — комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьезные проблемы и противоречия, как негативные социальные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и т.д.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию). Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Показатели, характеризующие работу ЖКХ в РБ:

Роль жилищного хозяйства в 2007 году определяется следующими показателями: 2,7 % ВВП, коммунального хозяйства — 2,1 %.

численность занятых в ЖКХ в 2007 составляет 5,5 % от общей численности, которая выросла по сравнению с 1990 годом в 1,6 раза.

Отпущено воды всем потребителям за год – с 2005-2009 годы этот показатель ежегодно снижается и в 2009 году он составил 541,5 млн. м3.

Количество источников теплоснабжения — с 2005-2009 годы этот показатель ежегодно снижается и в 2009 году он составил 5014 единиц.

Суммарная мощность источников теплоснабжения — с 2007-2009 годы этот показатель ежегодно снижается и в 2009 году он составил 57085 Гкал/ч.

Современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства обусловлено ухудшением качества подземных вод при недостаточной мощности сооружений подготовки и очистки питьевой воды и характеризуется низкой обеспеченностью населенных пунктов системами сбора и очистки поверхностного стока, нерациональным использованием воды, низкой обеспеченностью приборами учета воды и высоким удельным водопотреблением населения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной является проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Предприятия санитарной очистки ежегодно обрабатывают около 10 млн м3 твердых бытовых отходов, основная масса которых вывозится на 163 полигона общей площадью около 900 га. Предприятиями саночистки охвачено свыше 80 % городских населенных пунктов республики. Осуществляется определенная работа по совершенствованию процесса саночистки городов. Отраслевым предприятием «Техноресурс» разработана концепция переработки твердых бытовых отходов. Разработана технология их технической переработки, в том числе и совместно с осадком сточных вод. Усовершенствованная технология позволит уменьшить масштабы строительства перерабатывающих заводов примерно в 1,8—2 раза, энергопотребление — в 1,5-1,8 раза по сравнению с предприятиями-аналогами, действующими сегодня в СНГ.

Транспорт – одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь  всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются  такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4, структуре  инвестиций в основной капитал – 11,5%.

 В транспортном комплексе трудится 7,2% занятых в экономике. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6% производимой электроэнергии, 66% бензина, 52% дизельного топлива.

Транспорт как вид хозяйственной  деятельности подразделяется на транспорт  общего и необщего пользования. По характеру выполняемой  работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Транспорт общего пользования  подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью  потоков разнообразных грузов и  пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния. В Республике Беларусь грузооборот  железнодорожного транспорта в 2009г. составил 41,2 млрд. т/км (86% всех выполняемых в республике грузовых перевозок без учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот – 15,6 млрд. пассажиро-км (почти 49,9% пассажирских перевозок).

Техническое оснащение БЖД  в основном соответствует Евростандарту.

Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

 Грузовой автомобильный  транспорт перевозит 48,9% всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.

Разрабатывается новая Государственная  программа «Дороги Беларуси»  на 2006 – 2015гг. Внутренний водный транспорт. Удельный вес в перевозке грузов и пассажиров за последние годы значительно сократился: в 2009г. им перевезено 0,1 % грузов, пассажирские перевозки водным транспортом в 2010 году составляют 0,095% перевезенных всеми видами транспорта. Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом  на иностранных судах через порты  России, Балтии, Украины, на которые  имеется выход национальной железнодорожной  сети в прямом сообщении.

Воздушный транспорт. Этот вид  транспорта осуществляет перевозки  пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч).

Он используется, прежде всего, для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся  и срочных грузов на большие расстояния.

Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться  в межгосударственных и международных  перевозках пассажиров на дальние и  сверхдальние расстояния.

Трубопроводный транспорт  осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых  грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.

Различают магистральный  и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному  транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к  местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт  используется для транспортировки  грузов в пределах производственного  предприятия для продолжения  технологического процесса.

 В Беларуси действует  следующая система магистральных  газопроводов, по которой осуществляется  транзит российского природного  газа: Торжок – Минск – Ивацевичи;  Ивацевичи  – Долина; Кобрин  – Брест – государственная  граница; Волковыск – государственная  граница; Торжок – Долина; Ивацевичи  – Вильнюс – Рига; Минск –  Вильнюс; Минск – Гомель.

Нефтепроводный транспорт  – наиболее

эффективный вид транспортировки  сырой нефти; представляет собой  комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. В Беларуси действуют три  магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное  топливо и бензин: Унеча – Полоцк, Унеча – западная граница, Новополоцк – Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с  нефтепроводами и выполняют в  основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.

Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь. Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание). Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему – проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют П8 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Создана служба ускоренной международной доставки почты «Экспресс – почта» (1991г.). На перевозке почты и периодических изданий задействовано более 100 вагонов, около 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты. Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

Телефонная связь.

 на 04.07.2012 абонентская база стационарной телефонной сети «Белтелеком» составила порядка 4,175 млн клиентов [1]

 телефонной связью обеспечено 100% городов и 99% сельских населённых пунктов в республике[2].

 на 01.01.2012 число автоматических телефонных станций — более 4 тыс. с ёмкостью свыше 4,2 млн. номеров[2].

 на 19.12.2011 абонентская база стационарной телефонной сети «Белтелеком» составила порядка 4,177 млн клиентов [3] (увеличение с 27.01.2011 на 67 тыс[4] с 4,11 млн клиентов.)

 на 01.01.2011 количество основных телефонных аппаратов (стационарная связь) в Республике Беларусь составило до 3 974,1 тыс.[5].

 на 11.02.2011 монтированная емкость номеров на телефонных станциях для подключения к сетям фиксированной телефонной связи составила не менее 4 млн номеров[6].

Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет – услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте. Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений – телеграмм или фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи – документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, используется также при передаче данных. Наиболее крупные телеграфы функционируют в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. В Минске работает центр коммутации извещений емкостью 480 каналов с пропускной способностью три и более телеграмм за секунду. Создана разветвленная сеть абонентского телеграфа (телетайпов), прямых соединений и передач и данных. Из других средств документальной связи используются телекс и телефаксные аппараты, сеть передачи данных с пакетной коммутацией БелПак и электронный почтамт. Вместе с тем телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другими видами электронной связи, количество отправленных телеграмм за 1991 – 2003 гг. резко сократилось с 10,6 до 1,4 млн. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам СВЯЗИ относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БЕЛСЕЛ», которое с 1993г. интенсивно развивает телекоммуникационные услуги, а в 2003г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma – 2000.

На телекоммуникационном рынке Беларуси основными операторами сотовой связи являются два предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные телесистемы» (МТС). Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.

Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как электронная почта, международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи.

Для развития и модернизации материально-технической базы отрасли связь предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи; внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвязи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи; строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.

4.6 Комплекс социально-культурны отраслей

Комплекс социально-культурных отраслей – совокупность видов деятельности, задачами которых является оказание населению социально-значимых услуг образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др.

Образование - отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования и др.

Образование делится на основное и дополнительное.

Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.

Управление отраслью осуществляют Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Отрасль здравоохранение имеет следующие структурные подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.

Физическая культура — составная часть общей культуры, сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности.

Спорт — социально-культурная деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях.

Физическая культура как социальный институт включает следующие формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную.

Базовая физическая культура входит в систему образования и воспитания, обеспечивает формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, оптимального уровня разносторонней физической подготовки; является составной частью учебного процесса в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Спортивная физическая культура предусматривает подготовку и участие спортсменов в соревнованиях. В отличие от спорта в нее включаются только те спортивные виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью и направлены на физическое совершенствование человека.

Профессионально-прикладная физическая культура используется с целью формирования двигательных умений и навыков, которые содействуют освоению профессии, развитию профессиональных качеств и устойчивости к вредным факторам труда.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура ориентирована на использование физических упражнений как средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных при болезни, травме и др.; включена в санаторно-курортное лечение (лечебная гимнастика, дозирования ходьба).

Рекреационная физическая культура включает занятия финскими упражнениями в свободное время, в том числе игры, аэробику, шейпинг, туристические походы, путешествия и др.

Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, а система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебнo-тренировочных занятий. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.

Массовый спорт охватывает практически все социальные группы населения, лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей.

Резервный спорт использует систему отбора и подготовки юных спортсменов, детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва.

Спорт высших достижений включает спорт рекордный и зрелищно-коммерческий. Организатором рекордного спорта выступает государство, оно создает условия для подготовки высококлассных спортсменов и команд, использует их достижения для формирования престижа страны на международной арене.

На этой основе рекордный спорт соединяется с государственной политикой. Зрелищно-коммерческий спорт преследует цели получения прибыли от организации спортивного зрелища. В данном случае спорт приобретает черты шоу-бизнеса.

В Беларуси наиболее массовыми видами спорта являются: баскетбол, биатлон, борьба, водные лыжи, волейбол, гандбол, гимнастика, городки, легкая атлетика, лыжный спорт, настольный теннис, плавание, стрелковый спорт, теннис, фехтование, футбол, хоккей, шахматы, шашки и др. Действует более 30 спортивных ассоциаций, около 60 спортивных клубов, объединений и союзов, более 90 федераций по отдельным видам спорта.

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта предусматривает:

- вовлечение граждан в занятия физической культурой и спортом;

- учет интересов граждан при разработке и реализации

- государственных и местных программ развития физической культуры и спорта;

— поддержку физической культуры и спорта;

- взаимодействие государственных органов с Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь, Паралимпийским комитетом Республики Беларусь, национальными федерациями (союзами, ассоциациями) по виду (видам) спорта, иными организациями физической культуры и спорта.

Финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций физической культуры и спорта и иных источников, не запрещенных законодательством.

Граждане имеют право на занятия физической культурой и спортом. Для обеспечения этого права функционирует государственная система детских дошкольных учреждений, учебных заведений, детско-юношеских спортивных школ, добровольных физкультурно-оздоровительных и спортивных объединений граждан по месту жительства, учебы, работы, в местах массового отдыха, учреждений и предприятий по оказанию платных физкультурных услуг.

Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

Туристский потенциал Беларуси базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы страны, уникальности историко-культурного наследия и состоит из более чем 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Кроме того, Беларусь имеет выгодное географическое положение. Говорят, что человеку, который захочет побывать в географическом центре Европы, надо просто купить билет до Минска – столицы Республики Беларусь.

Сегодня, как и много веков назад, велико транзитное значение Беларуси для передвижения людей, капитала, товаров и услуг на путях между Западной Европой и Россией, Скандинавией и Азией постоянно возрастает.

В целях развития въездного туризма и в целом отрасли за последние годы в Беларуси разработано и принято 13 нормативно-правовых документов, основным из которых является Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы. Главные задачи программы – создание необходимой инфраструктуры в туристских зонах, эффективное и рациональное использование природных ресурсов и историко-культурного наследия, развитие внутреннего и въездного туризма.

В целях развития агро- и экотуризма Главой государства 2 июня 2006 года подписан Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», явившийся нормативно-правовой основой для функционирования этой отрасли туризма.

В связи с расширением гаммы оказываемых иностранным туристам услуг, разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регулирующие прием и обслуживание иностранных туристов, организацию и проведение охоты и спортивной рыбной ловли для иностранцев, определяющие стандарты обслуживания в гостиничном комплексе, регулирующие проблему открытости границ.

Беларусь имеет исключительно богатый природный и историко-культурный потенциал, благоприятный для международного туризма.

Не только столица республики, но и областные и провинциальные города отличаются истинно белорусскими гостеприимством и уютом. К услугам туристов 258 гостиниц, 8 туристско-оздоровительных комплексов, 8 турбаз, более 3 тыс. ресторанов, кафе, баров, свыше 200 крупных спортивных сооружений.

Исходя из пожеланий туристов белорусскими туроператорами разрабатываются самые разнообразные маршруты по стране.

В настоящее время с целью рационального использования национальных святынь и наиболее ценных природных комплексов перестраивается организационная структура сферы туризма как важного средства отдыха и оздоровления людей, а также как потенциального источника пополнения государственного бюджета. Создаются условия по привлечению инвестиций в эту отрасль.

Большая работа проводится по строительству и реконструкции туристских объектов, созданию необходимых условий для работы туристских предприятий, рекламно-информационному сопровождению туристских возможностей страны.

К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Вклад культуры и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0,5 % в структуре ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения.

Национальная культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры.

Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

- художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);

- культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);

- клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);

- массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

Государственное регулирование и управление культурной деятельностью осуществляют различные государственные структуры. Ведущим звеном в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия и подчиняется непосредственно правительству страны.

Законом «О культуре в Республике Беларусь» (1991, в ред. 2004 г.) закреплены основные цели и приоритеты в отрасли. Государственная политика основывается на признании культуры в качестве одного из основных факторов самобытности белорусского народа, других национальных сообществ, которые проживают в Беларуси, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодежи. Приоритетным направлением государственной политики в отрасли является сохранение и распространение белорусской национальной культуры и языка.

В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.

Стимулирует развитие культуры в стране деятельность Фон да Президента Республики Беларусь по поддержке культуры искусства. Ежегодно Министерством культуры за счет централизованных средств и грантов Фонда приобретается значительная часть произведений изобразительного, декоративно-прикладного, драматического и музыкального искусства белорусских авторов. С целью финансовой поддержки реализации творческих проектов деятелям культуры и искусства, творческой молодежи ежегодно присуждаются государственные стипендии.

Организации (учреждения, предприятия) культуры делятся: по содержанию деятельности — на культурно-просветительные и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности на государственные и частные. Некоммерческие организации создаются в форме учреждений, общественных объединений, фондов и ассоциаций (союзов). Коммерческие организации формируются в хозяйственных товариществах и обществах, творческих кооперативах и унитарных предприятиях. Сохраняются традиции разделения организаций культуры на государственные и ведомственные.

В подотрасль «Искусство» включаются театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения.

Библиотечное дело — это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.

Библиотеки — наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений, осуществляющих сбор и обеспечивающих сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей. Они делятся на государственные и частные. К первым относятся библиотеки, основанные государственными органами и государственными юридическими лицами; ко вторым — негосударственными физическими или юридическими лицами. По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные и сельские библиотеки.

Национальная библиотека Беларуси является главной универсальной научной библиотекой, носителем общечеловеческих духовных ценностей, сокровищницей культурных достижений народа, его национальной памятью. Ее книжный фонд составляет 7,5 млн экз., или 10,1 % библиотечного фонда страны. По назначению библиотеки могут быть публичными и специальными. К публичным (массовым) относятся общедоступные библиотеки, имеющие универсальные фонды и удовлетворяющие массовые запросы. Более 90 % из них находится в ведении Министерства культуры. Система публичных библиотек Беларуси включает 4656 организаций (в городах — 994, сельской местности — 3662). На протяжении 1991 — 2004 гг. она сократилась на 25,4 %, преимущественно в сельской местности. Часть небольших сельских библиотек реорганизована в клубы-библиотеки, остальные закрыты.

В организациях и учреждениях системы образования, других министерств и ведомств функционируют научные, учебные, технические и другие специальные библиотеки. Их финансирование осуществляется за счет средств соответствующей организации или учреждения. Учет таких библиотек осуществляется путем проведения переписи.

Библиотечные фонды в настоящее время включают не только традиционные текстовые и графические материалы (книги, журналы, газеты), но также аудио- и видеоматериалы.

Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом вещественные и изобразительные предметы, в том числе произведения искусства, а также письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги). Одной из главных характеристик музеев является размер музейных фондов, который в настоящее время составил более 2,6 млн единиц. Самым крупным музейным фондом обладают Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Витебский областной краеведческий музей.

Музеи содействуют изучению и осмыслению истории и культуры Беларуси, воспитанию национального самосознания граждан, приобщению их к национальному и общечеловеческому наследию. В этой связи следует ожидать, что при более благоприятных социально-экономических условиях развитие музейной сети страны будет продолжаться.

Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей личности. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения.

В Республике Беларусь получили развитие многообразные по типам и видам клубные учреждения: дворцы (дома) культуры, клубы, центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремесел, молодежные культурные центры, центры национальных культур и др. Более 90 % клубных учреждений находится в ведении Министерства культуры и состоит на полном бюджетном финансировании.

Киноискусство. Кино — наиболее популярный и массовый вид искусства, значение которого в жизни многих поколений людей очень велико. Его производство базируется на современных методах с широким использованием последних достижений науки и техники. Кинохозяйство в целом — сложный экономический комплекс, характеризующийся переплетением специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов. В республике создана техническая база кинопроизводства, функционирует национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование.

Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета Беларуси.

Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг отрасли для всего населения. Особое внимание предполагается уделить развитию библиотек и клубов, которые являются наиболее массовыми культурно-просветительными учреждениями, расширению библиотечных фондов, сохранению и использованию историко-культурного наследия Беларуси. Предусматривается открытие новых учреждений культуры, соответствующих требованиям времени.




Предыдущий:

Следующий: