соц проектирование

Социальное проектирование школьников

ПРУТЧЕНКОВ А. С., доктор педагогических наук,

главный научный сотрудник Государственного

НИИ семьи и воспитания Российской Академии

образования, профессор ЛПК и ПРО МФ РФ,

вице-президент, председатель Конституционного

совета МООДиМ «Новая цивилизация»

Проект — это предметное представление идеи в виде конкретных образов, мысленных моделей.

Модель — это описание, которое отражает реальность на уровне абстракции, когда любой мысленный образ (изображение, описание какого-либо объекта или процесса) используется в качестве «заменителя» реально существующего (объекта или процесса).

Проектирование — это процесс описания ограниченных во времени целенаправленных изменений системы (или ее отдельных элементов) с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и спецификой организации деятельности.

Таким образом, социальное проектированиеесть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.

Типология проектов:

СтроительныеНаучно-технические

ОборонныеЭкономические

ТехнологическиеКосмические

ОбразовательныеЭкологические

Социальные

Социальный проект — это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т. д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий (с. 35)/.

Основы предлагаемого типа социального проектирования силами старшеклассников:

*опора на учение о единстве теории и социальной практики;

*признание ведущей роли деятельности в формировании общественных отношений и развитии отдельной личности;

*понимание наличия объективной гармоничной взаимосвязи всех природных явлений и общества и человека.

Цель социального проектирования:

привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Курс социальное проектирование для школьников

Основные задачи социального проектирования:

а) повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

б) формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

в) закрепление навыков командной работы;

г) совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. д.).

Главное — реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.

Социальный проект, подготовленный и реализуемый силами школьников, по своей природе — инициативный.

Школьники — инициаторы социального проекта сами (с. 36)/:

1.Выявляют одну из актуальных социальных проблем местного сообщества.

2.Формулируют цели и задачи работы над решением данной проблемы.

3.Проводят первичную подготовку плана и необходимых материалов для реализации проекта.

Далее:

а) сами завершают разработку проекта;

б) обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и (или) поддержать проект;

в) сами реализуют свой проект.

Технология разработки социального проекта:

Шаг № 1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

Шаг № 2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

Шаг №3. Определение целей и задач социального проекта.

Шаг № 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

Шаг № 5. Составление детального плана работы.

Шаг № 6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

Шаг № 8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Шаг № 9. Составление бюджета проекта.

Шаг № 10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

Шаг № 11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

Шаг № 12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов № 1 и 12 — это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников.

Дальнейшие шаги с № 13 до № 19— это реализация разработанного социального проекта силами самой инициативной группы школьников:

Шаг № 13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

Шаг № 14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

Шаг № 15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами (с. 37)/.

Шаг № 16. Получение необходимых ресурсов.

Шаг № 17. Проведение плановых мероприятий.

Шаг № 18. Контроль и оценка выполнения плана.

Шаг № 19. Корректировка реализации проекта.

Два последних шага № 20 и № 21 — это подведение итогов работы над социальным проектом.

Шаг № 20. Анализ результатов работы по проекту.

Шаг № 21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.

Ожидаемые результаты

Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры личности.

Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6.Изменение общественного мнения, увеличение числа жителей, готовыхлично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Типичные ошибки:

а) Отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников.

б) Переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы.

в) Провозглашение «красивой» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны школьников, то есть доведения до практических результатов.

г) Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта (с. 38)/.




Предыдущий:

Следующий: