соц псих контр

План:

Социальная психология .

Этапы становления социальной психологии

3. Становление современной социальной психологии за рубежом

4.  Основные методы истории психологии.

5. Предмет истории психологии и ее основные задачи.

6. Методы социально-психологического исследования.  Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

По своей природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две основные (мировые) школы. Это психологическая-социальная психология и социологическая-социальная психология. Психологическую-социальную психологию — интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.

Социологическую-социальную психологию – интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии. Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а с другой-ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можно считать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознания роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.

Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и законы стали доступными человеческому уму. Основными задачами истории психологии можно выделить:

Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;

Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;

Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки;

Изучение роли личности и индивидуального пути ее развития.

Этапы становления социальной психологии.

а) Донаучный. На заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. В различных системах древних воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу как регуляторы общественных отношений. Эти знания составляли первоначальную основу сведенийсоциально-психологических явлениях.

б) Философский. В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских взглядов. В античности эти вопросы рассматривал Аристотель, Платон; в новое время Руссо, Гегель, Гоббс, Локк, происходит постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и практическое (прикладное).

в) Феноменологический. Это период, который предшествует становлению социальной психологии как науки (середина XIX века). Он связан:

- с развитием языкознания,

- с накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии,

- с успехами и потребностями криминологии,

- становлением массового производства и развитием городов.

В это время собирается материал для науки. Ученые не проводили экспериментов, не обрабатывали материал количественно. Они собирали, сравнивали и анализировали этнографические, исторические, языковые материалы.  На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психологических явлений (поведение толпы, подражание, коллективный народный дух и т.д.). Для их изучения разрабатываются специфические способы и приемы исследования.

1859г. – зарождение эмпирической описательной социальной психологии. Х. Штейнталь и М. Лацаурус начали издавать журнал (на немецком языке) «Психология народов и языкознание» по этнической психологии и языкознанию. В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.

1) Психология народов – сер. XIX в., Германия. Коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества, т.е. признано существование сверхиндивидуальной души, подчиненной сверхиндивидуальной целостности — народу, нации. Теоретический источник — учение Гегеля о народном духе, идеализм Гербарта.

Создатели этой теории Лацаурус, Штейнталь. В статье «Вводное рассуждение о психологии народов» они писали, что «главная сила истории – это народ, или дух целого», который выражает себя в искусстве, языке, религии, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание является продуктом коллективного сознания, звеном психической связи. Задача социальной психологии – познать психически сущность духа народа и открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

2) Психология масс – II половина XIX в. Франция. Вопросы о взаимоотношении личности и общества решаются с индивидуальных позиций — примат личности. Источник – теория подражания Тарда (человек подражает обществу). Создатели С. Сигеле, Г.Лебон. Противопоставлялась масса и элита общества, где масса – любое скопление людей. Человек в массе обезличивается, господствуют импульсные реакции, чувства преобладают над интеллектом, он подвержен разным влияниям, утрачивает личную ответственность и не контролирует свои страсти, отсюда – масса всегда по своей природе хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита. Рассматривается единичное поведение массы в ситуации паники и распространяется на все массовидные явления.

3) Теория инстинктов социального поведения – середина XIX в. Шотландия. Создатель Макдугалл. Причиной социального поведения являются врожденные инстинкты, они обуславливают стремление к цели, свойственное животному и человеку. Примат личности. Репертуар инстинктов возникает как наследственно закрепленные каналы для разрядки нервной энергии. Всё, что происходит в сознании находится в прямой зависимости от бессознательного. Внутреннее выражение инстинктов – эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями систематична и определенна. Выделяется 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

1. инстинкт борьбы – гнев, страх

2. бегство – самосохранение

3. воспроизведение рода – ревность, женская робость

4. приобретение – собственности

5. строительства – созидания

6. стадный – принадлежности

Из инстинктов выводятся все социальные учреждения, семья, торговля, общественные процессы, война.

г) Научный. Начинается в 20-е гг. XX в. Характеризуется применением экспериментального метода для изучения личности и группы, а также техникой получения и количественной обработки данных. Начало этого этапа связано с работами В. Мёде, Р. Олпорта, В.М. Бехтерева, которые перешли к системе экспериментального изучения социально-психологических явлений в группе (в основном 7-10 человек).

В. Мёде выявил разницу в способности выносить боль в одиночку и в группе, в устойчивости и силе внимания, в счете, в звукоразличениях. Установил:

- есть различные типы людей относительно влияния на них группы («+», « — » , нейтральное);

- в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере моторики, эмоций, воли;

- в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психологической сфере.

Р. Олпорт – испытуемые выполняли задания в изолированной комнате и в общей. Они умножали числа, зачеркивали определенные буквы, различали вес, запах и т.д.

Результаты исследований:

- суждения о философских текстах выше по качеству в изолированныхусловиях, чем в группе;

- увеличение личных моментов в ассоциациях в изолированных условиях; — в оценке запаха и цвета группа сглаживает крайности суждений.

Таким образом были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления) в условиях изоляции и в присутствии группы.

В.М. Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым) экспериментально установили: 

группа способствует:

а) увеличению объема знаний,

б) исправлению ошибок,

в) смягчению отношения к проступку;

группа позволяет выдержать более сильные раздражители;

группа дает общие сдвиги в показателях.

Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

4 . Становление современной социальной психологии за рубежом.

В широком смысле западные специалисты определяют социальную психологию как науку, изучающую (взаимо) зависимость поведения людей, определяемую фактором их взаимоотношений и взаимодействий. Поведенческая взаимозависимость означает, что поведение индивида изучается одновременно и как причина, и как результат поведения других людей. Причём другие люди могут быть в реальном контакте с данным индивидом, существовать в его воображении или просто предполагаться конкретной ситуацией.

Современная социальная психология возникла в начале 20в. Годом её рождения можно считать 1908г., когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии: “Введение в социальную психологию” английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса “Социальная психология”.

Начало научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США в 20-е годы 20в. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. В развитии психологии выделились три школы – психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология.

До 60-х годов социальная психология активно использовала методологию экспериментальной психологии и первоначальная задача “социализации” психологии редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение, что привело к кризису 1960-1970гг. В результате преодоления этого кризиса произошла либерализация социальной психологии, она освободилась от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы много больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а так же изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений – бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений – необихевиоризма (Г. Олпорт и др.), неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Адлер и др.), теории поля и групповой динамики (К. Левин, Г. Келли и др.); социометрии (Дж. Морено, Дж. Крисуэл и др.);трансактивной психологии(Э. Кентрил, В. Иттельсон и др.); гуманистической психологии( К. Роджерс и др.); когнитивистские теории, а так же интеракционизма (Г. Мид, Т. Сарбин и др.), который представляет социологический источник в развитии социальной психологии.

Социальная психология занимается изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:

1.  процессы актрибуции;

2.  групповые процессы;

3.  оказание помощи;

4.  аттракция и аффилиация;

5.  агрессия;

6.  преступления;

7.  установки и их изучение;

8.  социальное познание;

9.  социальное развитие личности(социализация);

10.  кросскультурные исследования.

Традиционно социальная психология разделяется на три или четыре области исследования:

·  изучение индивидуального социального поведения;

·  изучение диадического социального взаимодействия и процессов общения;

·  изучение малых групп и психологическое изучение социальных проблем.

В изучении индивидуального социального поведения важны как когнитивные, так и мотивационные факторы.

Когнитивные факторы изучались в социальной психологии двумя различными путями: как изучение влияния различных социальных факторов на процессы восприятия любых объектов и как изучение непосредственного восприятия человека человеком (социальной перцепции), чему уделялось значительно большее внимание.

Мотивационные аспекты индивидуального социального поведения более часто изучались в связи с процессами диадического взаимодействия. Анализ повседневных взаимодействий вскрывает две базовые переменные: переменную доминирования, статуса или власти в противовес подчиненному поведению и переменную положительного социального поведения (аттракция, привязанность, любовь, оказание помощи) в противовес негативному социальному поведению (агрессия)[1].

Основные методы истории психологии.

Методы истории психологии безусловно отличаются от методов науки психологии. Здесь невозможно применить ни один метод психической науки. Собственные методы истории психологии могут быть позаимствованы из таких смежных дисциплин, как истории, науковедения, социологии и т.д., поскольку они входят в контекст науки психологии, конкретной исторической ситуации и культуры.

Рассматривая источники истории психологии (архивные материалы, труды ученых, анализ историко-социологических материалов и художественной литературы), были выделены несколько групп методов истории психологии:

Организационные методы, т.е. методы планирования историко-психологического исследования:

Сравнительно-сопоставительный метод;

Структурно-аналитический метод:

Генетический методж

Методы, основанные на сборе и интерпретации фактов логического материала:

Анализ продуктов деятельности;

Категориально-понятийный анализ;

Методы исторического анализа трудов и материалов:

Методы исторической реконструкции;

Проблемологический анализ;

Методы, основанные на тематических знаниях:

Тематический анализ;

Метод библиотричного анализа;

Метод источниковедческого анализа;

Метод интервью;

Биографический метод.

Все вышеперечисленные методы истории психологии применялись в различных учениях: материалистическом учении в античной психологии, идеалистическом учении Платона и Сократа, учении Аристотеля о душе, учении античных врачей и т.д.

Предмет истории психологии и ее основные задачи.

Предмет истории психологии заключается в изучении становления конкретного представления о психике на различных этапах развития научных знаний. Поскольку история психологии выделяется в качестве особой независимой области знаний, то ей присущ собственный предмет. Как непосредственный компонент культуры, история психологии возникает и развивается во все времена в разных странах мира. История психологии описывает и поясняет факты и законы, которые открывались человеческому уму. Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной. Так, научная деятельность имеет трехаспектную целостную систему:

Рассмотрение и изучение души – в данном случае душа выступает в качестве объяснительного принципа о всем происходящем с живыми существами;

Рассмотрение и изучение сознания – сознание выполняет две функции. Во-первых, является объектом изучения. Во-вторых, выступает в качестве объяснительного принципа;

Рассмотрение и изучение поведения – рассматривается в качестве последнего нового предмета. Его появление повлекло исчезновение объекта изучения, и.е. психики и сознания. Современный этап развития характеризуется тесной взаимосвязью между поведением и сознанием, а также самой деятельностью.

Предмет истории психологии имеет следующие задачи:

Анализ возникновения и развития научных знаний о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;

Анализ междисциплинарных связей с науками, от которых зависят всевозможные достижения психологии;

Зарождение знаний от культурных, социальных и идеологических влияний;

Изучение, анализ и развитие роли личности при становлении науки.

Социально-психологическое исследование — вид научного ис­следования, проводимого в целях установления психологических закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы, а также психологиче­скими характеристиками этих групп (Г.М. Андреева). Его специ­фика объясняется:

- использованием данных как об открытом поведении и дея­тельности индивидов в группах, так и характеристик их сознания (представлений, мнений, установок, ценностей);

- социальным контекстом, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

- неустойчивостью и постоянным изменением социально-пси­хологических явлений;

- обусловленной культурой относительностью социально-психо­логических закономерностей;

- связью с реальными конкретными объектами (индивидами и группами).

Источниками информации в социальной психологии принято считать:

- характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

- характеристики индивидуального и группового сознания;

- характеристики продуктов материальной и духовной челове­ческой деятельности;

- отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Методы, применяемые для сбора эмпирических данных, являют­ся междисциплинарными и используются не только в социальной психологии, но и в других науках. Весь набор методов обычно под­разделяют на методы сбора информации и ее обработки. Суще­ствуют и другие классификации методов, такие как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты).

Метод наблюдения используется в целях сбора предваритель­ного материала, а также для контроля полученных эмпирических данных. Выделяют стандартизированную и нестандартизиро­ванную техники наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) виды наблюдения. Включенное наблюде­ние предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой груп­пой. Наблюдатель является ее полноправным членом. Невключен­ное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимо­действия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ, ценнос­тей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе и интер­претации данных. Кроме того, серьезные проблемы возникают в связи с трудоемкостью и организационной сложностью данного метода. По условию организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в условиях экспери­мента). Основными недостатками метода принято считать:

а) высокий уровень субъективизма при сборе данных, привне­сенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительно­сти, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);

б) преимущественно качественную интерпретацию результатов наблюдения;

в) относительную ограниченность в обобщении результатов ис­следования.

Метод анализа документов является разновидностью анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют лю­бую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тек­сте, на магнитных или фотоносителях (В.А. Ядов). Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).

Метод опроса находит широкое применение в социально-пси­хологических исследованиях. Его суть заключается в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных (опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (рес­пондентом); и заочный опрос — анкетирование, предназначенное для само­стоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респонден­тами).

Основные виды интервью в социально-психологическом ис­следовании: стандартизированное и нестандартизированное. В первом случае предполагается наличие стандартных формулиро­вок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьи­рованием. Интервьюер руководствуется лишь общим планом опро­са, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Основное преимущество анкетирования связывают с возмож­ностью массового охвата респондентов и его доступностью. Хотя информация, получаемая анкетированием, как правило, менее глубо­кая по сравнению с данными интервью.

Метод социометрии относится к инструментарию собственно социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как ее члена. Область измерения в социометрической технике — диагностика межличностных и межгрупповых отношений. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы.

Метод групповой оценки личности — способ получения ха­рактеристики человека в конкретной группе на основе опроса ее членов. Метод позво­ляет оценить наличие и степень выраженности (развития) психо­логических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми.

Тесты — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормати­вы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии (Г.М. Андреева).

Эксперимент имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках, и исследование, направленное на выявление причинно-следственных связей. Метод эксперимента предполагает организованное исследователем взаимо­действие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией в целях установления закономерностей этого взаимодействия.

Моделирование предполагает конструирование второй реальнос­ти (модели), обеспечивающей возможность выяснить соотношения некоторых сторон объекта, прогнозировать его дальнейшее развитие.

Методы обучения и развития личности (или группы) призва­ны реализовать социально-психологический потенциал межлич­ностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения знаний, навыков и умений. Эти методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особеннос­тей членов группы или самой группы в целом.

 Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:1)период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);

2)период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)

3)период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20е г. 20в.) и её современного развития.

По такой периодизации трудно судить о том, как возникло и накоплялось социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:

· Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);

· Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);

· Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);

Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.

Б.Д. Парыгин рассматривая историю возникновения социально-психологической теории, выделяет

1. эмпирические предпосылки социальной психологии, к которым относит:

· стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;

· ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;

· опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;

· опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;

· культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;

На этом основании можно сделать вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не только стихийного, а то и неосознанного опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;

2. философские истоки и предпосылки социально-психологической теории:

· идеи Платона (который, по мнению американского социального психолога Г. Олпорта, как раз и был родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведения масс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

· идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;

· социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся, а работах Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо;

· концепция социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;

· философско-антропологическое объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности, данное Фейербахом;

· теория исторического развития, развернутая в работах Гегеля;

· научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов- В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева;

· социально-психологический анализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского;

Социальная психология, по мнению амер.социопсихолога С. Серожента, была подготовлена четырьмя школами:

· школой социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо);

· школой социальной антропологии (Вундт, Штейнталь);

· школой английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и т.д.);

· школой ранней социологии.

Признавая значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя, однако, не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в становление социальной психологии, а именно:

-антропологию

-археологию

-этнографию

-общую психологию

-психиатрию

-биологию




Предыдущий:

Следующий: