соц работа

В самом общем виде СРБ представляет собой сложное общественное явление, и включает в себя:

А) СРБ как проф. Деятельность

Б) СРБ как практическая реализация философии прав челавека

В) нравственно-гуманничстический характер СРБ

Г) СРБ как наука

Д) СРБ как учебная дисциплина

Е) СРБ в поисках нового качества соц.политики

2. Профессионализм-способность человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Этапы профессионализма:

Адаптация человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, психологии, технологий профессии; длится 1-2года с момента начала работы

Самоактуализация человека в профессии: осознание им своих проф.возможностей, начало саморазвития посредством профессии

Свободное владение человеком профессии,гармония человека с профессией

Показатели профессионализма:

Внешние по отношению к человеку (объектные): количество и качество работы,производительность

Внутренние(субъектные):

А) проф. Важные качества

Б) проф.мотивация

В)проф. Самооценка и уровень притязаний

Г)способность к саморегуляции стрессоустойчивость

Д) особенности проф.взаимодействия

3. В 90-е гг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников. . Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах. Современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб: во-первых, функционирующие социальные службы на 80% укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования; во-вторых, стационарные факультеты и отделения высших учебных заведений не в состоянии удовлетворить потребности служб в специалистах; в-третьих, сложившаяся ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты, в том числе социального обслуживания, безработных специалистов, что, естественно, предполагает их переподготовку по направлению «социальная работа».

4. Основная цель СР: достижение объектом состояния, оптимального использования личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования.

Объект СР – система социальных отношений.

Субъект СРБ- это тот, кто осуществляет соц.помощь.

5. — Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).

— Брокер (Broker) — социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.

— Посредник, «буфер» (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.

— Адвокат, защитник (Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.

— Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия.

— Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

—Учитель (Teacher) — социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

— Корректор поведения (Savior Charger) — социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

— Консультант (Consultant) — социальный работник, который действует совместно с другими работниками или агентствами с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.

— Проектант сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности сообществ.

— Менеджер информации (Data manager) — социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.

— Администратор (Administrator) — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (проектом) или социальной службой.

— Практик (Caregwer) — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.

6. От 8 декабря 2009 года №709

Включает в себя:

Область примениния

Используемые сокращения

Хара-ка напавления подготовки

Хара-ка проф. Деятельности бакалавров

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

Оценка качества освоения образовательных программ бакалавриата

7. В России:

1) модель княжеского и церковно-монастырского попечения

2) модель гос. законодального регламентирования

3)модель общественного призрения

4)модель общественного распределения

5) модель соц.обеспечения с 1917года

6) модель переходного периода

За рубежом: возникла во второй половине 19века. Связано с социокультурными процессами, которые происходили Европе и Америке. В 1898году по инициативе Мерри Ричманд- филантропия. Д.Адамс является основателем Чикагской школы.

8. Выделяют следующие профессионально важные качества:

Профессиональная компетентность как профессионально важное качество социального работника. Имеется ввиду высокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкому кругу профессионально-значимых проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.

Доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм. Эти качества можно в целом охарактеризовать как доброжелательное отношение к людям, к их проблемам.

Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту. Подобные качества можно обозначить как организаторско-коммуникативные способности.

Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника.

Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт, если случается. Такие свойства присущи людям, обладающим нервно-психической выносливостью.

Отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других

9. Большое количество клиентов, с различными проблемами обязывают социального работника быть человеком, образованным во всех сферах жизни общества. С этим и связаны различные проблемы подготовки специалистов по социальной работе. Социальный работник должен быть универсалом. Проблема подготовки специалистов по социальной работе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций развития социальной работы в различных странах мира, так и от социально-экономических, социально-политических условий становления профессии в Российской Федерации. Серьезную проблему подготовки специалистов по социальной работе представляет собой и слабая государственная поддержка, недостаток финансирования, материально-технического обеспечения процесса переподготовки профессорско-преподавательского состава, как в стране, так и за рубежом. Необходимы средства для развития социальных наук, осуществления целого ряда проектов в области социальной защиты. Одной из важнейших проблем в обучении студентов является интеграция теории и практики.

10. Функции СРБотника:

1) Сбор и анализ информации(Анкетирование, наблюдение)

2) Информирование

3) Обучение

4) Решение социальных и психологических проблем

5) Контроль (текущий, поэтапный)

6) Контроль итоговый(Подготовка документов и участие в работе медико-психолого- социально-педагогической (МПСП) комиссии)

11. Для выполнения предписанных ему функций СРБотник должен обладать проф.навыками и знаниями. Особенно важные личностные качества СРБотника это его интеллектуальный. Общекультурный и нравственный потенциал. Специальные качества СРБотника:

1)гуманистическая направленность личности

2)личная и соц.ответственность

3)обостренное чувство добра и справедливости

4)вежливость

5)эмпатичность и т.д.

Личностные качества СРБОтника делятся на 3 группы:

Требования предъявляемые проф.деятельностью: психическим процессы, психическое состояние ,эмоциональность , и волевой характер

Относится самоконтроль, самокритичность стрессоустойчивость

Коммуникативность, эмпатичность.

12. Например в США проф.аттестация проходит на 3 уровнях:

1) бакалавр

2) магистр 2года

3) докторская степень 2 года

Система проф.подготовки в США включает 5 программ:

Поведение человека и соц.сфера

Политика соц.обеспечения и службы соц.помощи

Практика СРБ

Научно-исследовательская деятельность

Полевая практика

13. Уровни СРБ по Р.Баркеру:

1) индивидуальная СРб

2) групповая СРБ

3)организация сообщества

4)административная СРБ

5)соц.политика

6) клиническая правктика

7) семейная и брачная практика

Уровни СРБ по Л.Юнссону:

1)индивидуальная и семейная СРБ

2)групповая СРБ

3)общественная СРБ

14. Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором.

15. Подход предполагает всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта. Дифференцированный подход требует знания теоретических выводов,достижений науки и передовой практики, законов и нормативно-правовых документов. Его значение состоит в том, что на основе анализа и оценки объекта, окружающего его социума создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются адекватные средства, соответствующие формы и методы социальной работы. Этот метод применяется в работе как с отдельной личностью, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств, сложившихся традиций. 

16. Соц. работа как наука- исследует соц. отношения, процессы соц. взаимодействия с целью решения проблем клиента.

Имеет собственный предмет и объект исследования.Соц работа как учебная дисциплина- включает теорию, технологию, историю соц. работы,основы общегуманитарных дисциплин. Помогает овладеть необходимыми знаниями анализа ситуации, сложившейся в социуме,выделить из него отдельную личность(группу), оказавшуюся за пределами адекватного поведения и помощь ей.

17. Проф. этика- совокупность устоявшихся норм и правил, которыми должен руководствлваться работник в своей деятельности

Проф. мораль- один из древнейших регуляторов поведения и действий, взаимодействия людей в профессиональной сфере.

18. Соц. служба- предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие соц. услуги

Типы:

-центры соц. обслуживания

-службы срочной соц. помощи

Система соц. служб- совокупность взаимодействующих компонентов, целостное образованиесоставленное из частей, т.е кмплекс взаимосвязанных структурных элементовГос. система соц. служб- система состоящая из гос. предриятий и учреждений соц. обслуживания,являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов гос. власти субъектов РФ

19. Закономерности:

-взаимосвязь соц. политики государства и содержания соц. работы

-взаимосвязь между целями соц. развития и уровнем развития соц. работы

Закономерности соц. работы носят объективный характер и не зависят от желания людей

Принципы:

-Общефилософские- лежат в основе всех наук об обществе

-Социально-политические- выражение требований, обусловленных зависимостью соц. работы и соц. политики государства

-Организационные

-Психико-педагогические (эмпатия, аттракция)

-Содержательные (гуманизм, альтруизм, справедливость и т.д)

-Методические (диффиринцированный подход, компетентность)

-Принцип толерантности

-Принцип клиентоцентризма- права клиента важнее всего

-Универсальность

Принципы в РФ:

-адресность

-досупность

-добровольность

-гуманность

-приоритетность

-конфиденциальность

-профилактическая направленность

20. Проф. этический кодекс соц. работника:

Принят Межрегиональной ассоциацией работников соц. служб 22.05.1994

Он регламентирует основные принципы и регламентирует положения для ведения соц. обслуживания,

отношения между соц.рабоником и его клиентом

21. Направления соц. работы:

-развитие соц. связей в местной общине и организация системы взаимопомощи

-помощь незащищенным слоям населения (дети, пожилые, инвалиды)

-работа в сферах жизнедеятельности (армия, здравоохранения, образование, производство)

-решение насущных проблем (безработица, девиантоное поведение, малообеспеченность)

22. Категории соц. работы:

-категории, не являющиеся спецефическими для теории соц. работы, так как обозначаемые или является и процессы изучаются

также другими науками (соц.отношения, соц.деятельность, социология)

-категории относящиес к теории соц. работы по приемуществу, но используемые также другими отраслями знания

(психоциальная работа, соц. реабилитация)

-категории, являющиеся спецефическими и используемые только в теории соц. работы

(соц. работник, соц. обслуживание)

23. Международное законодательство в области соц.работы:

-всеобщая декларация прав человека (1948)

-международный пакт о гражданских и политических правах (1966)

-конвенция о правах ребенка (1989)

-копенгагенская декларация о соц. развитии (1955)

-европейская социальная хартия (2000)

-конвенция о правах инвалидов (2006)

24. Направления практики соц. работы:

-соц. терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях

-соц. работа с группами, которые могут классифицироваться по полу, интересам, возрасту, положению в обществе

-соц. работа в общине, по месту жительства, ориентированная нарасширение сети соц. Услуг

25. Техгологии

• правового обеспечения функционирования общества;

• политические технологии административно-властного регулирования;

• экономического функционирования общества, развития собственности;

• информационного обеспечения по средствам массовой информации, компьютерных сетей;

• духовно-культурного развития;

• обеспечения социального функционирования общества.

Методы

- административный

- распорядительный

- социально – экономический

- социально- педагогический

- социально – психологический

- юридический

26. — ст. 7 Конституции, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена социальным государством.

-закон о соц работниках от 2.08.1995

-закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995г.)

-закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995г.).

-закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.)

-Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

27. В 1898г в США по инициативе М.Ричмонд начинает работу Первая национальная школа филантропии. Дж. Адамс- является родоначальницей

соц работы и движения Сеттельментов. В 50-е годы ХХ в. появляется такой вид соц. работы, как психо-социальная работа

28. Соотношение теории социальной работы с другими нацками опирается на традиционные методы системного подхода.

Социальная работа имеет устойчивые связи с социологией, психологией, педагогикой, медециной, юриспруденцией и экологией.

Связана с философией, так как социальный работник проводит в жизнь и свою работу идеи гуманизма

29. Принят Государственной Думой РФ 15.11.1995

Настоящий ФЗ в соответсвии с Конституцией РФ,общепризнанными принципами и нормами международного права

устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ




Предыдущий:

Следующий: