соци 2

СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

© 2008 г.

Н.И. БЕЛОВА

ПАРАДОКСЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ

__________________________________________________________________

БЕЛОВА Наталья Ильинична – старший преподаватель кафедры

социальной медицины Московского гуманитарного университета.

__________________________________________________________________

Проблемы формирования и ведения здорового образа жизни (ЗОЖ)

молодежью в последнее время активно обсуждаются. По моему мнению,

здоровый образ жизни молодежи – это осознанное и целенаправленное

поведение людей в возрасте от 15 до 24 лет1

, которое предусматривает

использование в каждодневной социальной практике материальных,

духовных факторов и условий, благотворно влияющих на сохранение и

укрепление их здоровья, продиктованное сформированными ценностными

ориентациями, установками, мотивами здоровье сберегающей деятельности

(«стилем жизни»). Большинство исследователей рассматривают его через

призму нездорового образа жизни, акцентируя внимание на таких явлениях

как «вредные привычки», «распространенность наркомании в молодежной

среде» и других, в этом на мой взгляд прослеживается первый парадокс –

парадокс, связанный с изучением здорового образа жизни.

По мнению Ж.Т. Тощенко, «парадоксы – это в большинстве случаев

расходящиеся, противоречивые и даже противоречащие друг другу мнения,

суждения, установки, ориентации, действия, которые одновременно

существуют, сочетаются, функционируют в сознании и поведении одних и

тех же людей» [1]. Он считает, что изучение парадоксальных проблем,

1

Я опираюсь на возрастные границы молодежи, которые определены Организацией Объединенных Наций. 2

позволяет обратить внимание на малоизвестные и спорные проблемы

природы познания и преобразовательной деятельности, их взаимодействия,

выявления ряда особенностей соотношения знания и реальности, условия

достоверности и истинности знания [2].

Результаты проведенного нами анкетного опроса студентов первого

курса Московского гуманитарного университета «Отношение студентов к

здоровью и здоровому образу жизни» в 2004-2005 гг. (в 2004 г. N = 138 чел.;

в 2005 г. N = 163 чел.), цель которого выяснение представлений, знаний о

здоровом образе жизни, а также навыков по его ведению, способствующих

сохранению здоровья, позволили нам обнаружить парадоксы в ориентациях и

поведении данной группы молодежи [3]. Исследователей (Ю.Р. Вишневский

и В.Т. Шапко) считают, что изучение распространенности в молодежной

среде парадоксальных ценностных ориентаций, позволяет рассмотреть

обилие в поведении молодежи кентавристического.

Подавляющее большинство (80,4%) опрошенных нами респондентов,

выделили в качестве фактора, оказывающего наибольшее влияние на

здоровье человека, «образ жизни». Более половины студентов (69,6%)

осознают, что их здоровье во многом зависит от них самих, однако большая

часть сможет изменить отношение к собственному здоровью только в случае

болезни (46,8%) или при появлении первых признаков болезни (35,1%). В

данном случае можно говорить о наличии парадокса в отношении к

здоровью.

Анализируя проблему отношения к здоровью, многие авторы (И.В.

Журавлева, Л.С. Шилова, В.З. Коган) опираются на факт несоответствия

между потребностью человека в здоровье, с одной стороны, и его усилиями,

направленными на сохранение и укрепление своего физического и

психического благополучия, с другой [4].

По мнению И.В. Журавлевой и В.З. Когана потребность в здоровье,

данная человеку на биогенном уровне в виде потребности в самосохранении,

трансформируясь по мере социализации человека, получает развитие и 3

становится потребностью в здоровье как средстве реализации других

жизненных потребностей (в материальном благополучии, достижении других

целей и т.д.).

Для учащейся молодежи здоровье действительно носит

инструментальный характер, выступая средством достижения поставленных

целей, удовлетворения разнообразных потребностей. Например, каждый

третий из опрошенных (33,3%) считает, что «хорошее здоровье необходимо

для благополучной жизни», каждый шестой (15,9%) полагает, что «плохое

здоровье может помешать реализации жизненных планов», каждый десятый

думает, что «быть здоровым сегодня престижно» (5,1%) или «быть здоровым

модно» (4,3%). С одной стороны, этот показатель характеризует ориентацию

меньшей части студентов на группу, в которой заботиться о своем здоровье,

вести здоровый образ жизни действительно модно, с другой стороны,

является наглядным маркером образа жизни молодежи.

В представлениях 2/3 респондентов (73,9%), здоровый образ жизни

«это поведение и деятельность человека, благотворно влияющие на

здоровье». Каждый пятый считает, что «достаточно не иметь вредных

привычек», чтобы о них говорили как о людях, ведущих здоровый образ

жизни (19,6%), а каждый десятый (11,6%) уверен, что «отсутствие болезней»

и есть здоровый образ жизни.

Представления молодежи о человеке, ведущем здоровый образ жизни

следующие: отсутствуют вредные привычки, к которым были отнесены –

курение (86,9%) , употребление алкоголя (65,4%) и наркотиков (42,3%);

правильно питается (52,1%), занимается спортом (44,2%). Имея некий образ,

студенты пытались при ответе на вопросы, касающиеся различных аспектов

ЗОЖ придерживаться именно такого идеала. При анализе вариантов ответов

на вопросы, позволяющие выявить, соблюдают ли они отдельные аспекты

здорового образа жизни или нет, были обнаружены противоречия в ведении

ЗОЖ. Например, выясняя, как чаще всего студенты проводят свободное от

учебы время, мы обнаружили, что ни один респондент в качестве варианта 4

ответа не выбрал «посещаю спортивные секции, занимаюсь спортом».

Однако при ответе на вопрос «Как Вы обычно снимаете усталость?» 15,2%

респондентов утверждают, что с этой целью прибегают к физической

культуре и спорту. А при ответе на вопрос «Что Вы делаете, для того чтобы

сохранить свое здоровье» практически половина учащихся (44,2%), ответили,

что занимаются физической культурой (спортом). На мой взгляд, на такой

выбор ответов могли повлиять соответствующие представления о здоровом

образе жизни, чаще всего транслируемые в средствах массовой информации.

Результаты проведенного контент-анализа электронных молодежных

журналов (2005 г.; N = 10 ед.)2

позволили выявить парадоксы в передаче

информации о здоровом образе жизни. СМИ формируют специфический

типаж модели «здорового образа жизни»: информация об основных аспектах

здорового образа жизни отражена поверхностно, в основном транслируются

модели поведения, направленные на устранение рискованного поведения

(28% статей). Технологии ЗОЖ направлены преимущественно на девушек,

лишь десятая часть статей предназначена для юношей. В статьях (41%),

адресованных женской аудитории, четко прослеживается ассоциация «ЗОЖ

= здоровье + внешняя красота». СМИ смоделировали условный портрет

человека, ведущего здоровый образ жизни – это девушка, ухаживающая за

своим телом путем соблюдения гигиенических процедур, ухода за кожей;

поддерживающая фигуру в «форме», занимаясь в тренажерном зале, а также

соблюдая различные диеты и т.д.

Одним из основных каналов передачи информации о здоровом образе

жизни и навыков по его ведению является семья. Из всех аспектов ЗОЖ

ответственное сексуальное поведение, способствующее сохранению в

первую очередь репродуктивного здоровья, служит прерогативой семьи [5].

Результаты опроса родителей старшеклассников («Мнение, отношение и

участие родителей в половом воспитании старшеклассников», Москва, 2005

2

46 статей 10 электронных молодежных журналов: «Молоток», «Ты лидер», «Volkey», «Общая тетрадь»,

«TEENS», «Штуковина» (КМ.RU Образование журнал), «Студенческий меридиан Ст.М», «4маn», «Журнал

молодежной культуры», «БУМ! бумеранг» 5

г., 128 чел.) также свидетельствуют о существовании парадоксов в передаче

информации о ЗОЖ. Более половины (57%) опрошенных осознают, что

именно они обязаны дать своему ребенку начальные сведения и ответить на

вопросы, касающиеся пола, сохранения репродуктивного здоровья, то есть на

вопросы, относящиеся к половому воспитанию. При этом 71,9% родителей

готовы переложить ответственность за проведение такого рода воспитания на

институт образования, считая его идеальным местом для получения знаний о

ЗОЖ и формирования соответствующего стиля жизни. Более половины

(54,7%) родителей полагают, что обладают достаточными знаниями для

проведения бесед по половому воспитанию, однако эти знания получены из

собственного опыта (39,1%) или от друзей (подруг) (39,8%), что подвергает

сомнению их достоверность. При благоприятном, на первый взгляд,

психологическом климате в семьях респондентов и сложившимися

доверительными отношениями с детьми такие вопросы в большинстве

(79,9%) семей обсуждаются редко, а в некоторых семьях вообще

табуированы. Я предполагаю, что родители придерживаются такой модели

поведения в связи с тем, что не готовы транслировать образцы

«ответственного сексуального поведения», соответствующие современному

конструкту «здоровый образ жизни». Поэтому студенты крайне редко

используют метод построения аналогий, так как ведение здорового образа

жизни не характерно для их родителей.

Важным стимулом для получения человеком знаний по вопросам ЗОЖ,

способствующим сохранению здоровья, является понимание своей низкой

осведомленности в этой области, поэтому крайне важно выяснить реальный

уровень информированности студентов. Парадокс-информированности

заключается в том, что 70,1% опрошенных, считают себя достаточно

информированными в вопросах ведения здорового образа жизни, в отличие

от малоинформированных (18,3%). Этот факт подчеркивает необходимость

получения дополнительной информации, которую абсолютное большинство

студентов предпочитает получать в вузе. 6

Таким образом, изучение проблем формирования ЗОЖ учащейся

молодежи через призму концепции парадоксальности позволило выделить:

парадокс, связанный с изучением здорового образа жизни; парадокс в

отношении студентов к здоровью; противоречия в ведении ЗОЖ; парадоксы

в передаче информации о здоровом образе жизни; парадокс-

информированности.




Предыдущий:

Следующий: