соц.пед. с 25 — 29

25. ПРИНЦИП ЦЕНТРАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Идея о том, что задачей воспитания является развитие человека, зародившись в античности, получило свое воплощение в трудах многих мыслителей от титанов эпохи Возрождения до наших современников. В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей. В разделе о социализации указывалось, что развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач — естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических. В соответствии с этими возрастными задачами можно конкретизировать те аспекты развития личности, на которых необходимо центрировать социальное воспитание в воспитательных организациях. Необходимость решения естественно-культурных задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития: — физического (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой); — сексуального (сообщение соответствующих знаний, формирование и коррекция полоролевых установок и эталонов маскулинности и фемининности и др.). Необходимость решения социально-культурных задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития: — интеллектуального (развитие интеллектуальных и экспрессивных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реализация возможностей в различных видах интеллектуальной деятельности); — социального (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция необходимых для этого установок и умений; развитие инструментальных задатков и способностей; формирование и коррекция умений и культуры социального поведения). Необходимость решения социально-психологических задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного личностного развития человека (развитие рефлексии и соморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении). Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны (в одних большие, в других ~ меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль (более или менее значительную) по отношению к развитию в целом под влиянием внутренних источников, а также факторов социализации. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека. В целом возможности и успешность эффективной реализации принципа центрации социального воспитания на развитии личности зависят от того, стал ли приоритет личности основой идеологии общества, философии воспитания, важнейшей ценностью как воспитателей, так и воспитуемых

.

26.ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, зародившись в древней Элладе, получила свое несколько специфическое развитие в методах средневекового обучения, а затем в работах ряда педагогов новейшего времени. Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса, характерная для педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное распространение такого подхода в педагогической практике делают своевременным формулирование в качестве важнейшего для педагогики принципа диалогичности социального воспитания. Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми: — ценностями, выработанными в культурах мира и конкретного общества; — ценностями, свойственными субъектам социального воспитания как представителям различных поколений и субкультур; — индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации. Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту и жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обменом происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и характер свойственных организации межличностных отношений, что определяет ее воспитательную эффективность. Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эффективными, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации, если: — воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми; — в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера; — содержание и формы организации жизнедеятельности, а также элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа (фатического — только для поддержания контакта, информационного, дискуссионного и, в идеале, исповедного). Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности, толерантности и взаимных уважения и принятия.

27. ПРИНЦИП НЕЗАВЕРШИМОСТИ СОЦОСПИТАНИЯ:

   Принцип вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностями (а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке всегда есть нечто незавершённое и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность

изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире.

   Наряду с общими сложились и специфические П.в., например конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная — семейного воспитания, социальная педагогика — социального воспитания.

28. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ СОЦ. ВОСП.:

Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации квантовой механики.

Как способ описания при анализе альтернативных, противоречивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методологический принцип.

Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.

В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позволяет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает:

— подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов — природного, культурного, социального и др., которые определяют характер, содержание и результаты его социализации;

— изучение и описание социализации как совокупности стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека, а также его самоизменения;

— выявление и изучение взаимодополняющих факторов социализации различного уровня: мега — космос, планета, мир; макро — страна, этнос, общество, государство; мезо — регион, средства массовой коммуникации, субкультура, тип поселения; микро — семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

— подход к изучению воспитания как одному из социальных институтов, который, в частности, включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное,

диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов;

— рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, образования, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

— признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что и требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в социальном воспитании.

Все это далеко не исчерпывает возможности применения принципа дополнительности в социальной педагогике, по мере развития которой будут открываться все новые и новые аспекты углубления с его помощью социально-педагогического знания.

29. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – ИХ СООТНОШЕНИЕ.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории — изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические теории — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

 Структура педагогической науки. Её ведущие отрасли

     Педагогика имеет сложную структуру. С развитием педагогики выделяются все новые ее отрасли. В структуре педагогики выделяют: общую педагогику, историю образования и педагогической мысли, теорию и методику воспитания, дидактику (теорию обучения), частные дидактики, возрастную педагогику, специальную, коррекционную педагогику, педагогический менеджмент и др.

     Три фундаментальных понятия педагогики: воспитание, обучение и образование. Вопрос их соотношения спорен,   но исторически воспитание включает в себя обучение и образование. Формирование личности – процесс развития, становления в конкретных условиях жизни общества.

     Личность - социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

     Соотношение: человек – биологическая сущность, личность – социальная сущность, индивидуальность – неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности.

     Формирование личности  процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

     Развитие – объективный процесс внутренних последователь-ных количественных и качественных изменений физических,  психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения.

     Движущие силы развития: внутренние противоречия между возможностями личности и ее потребностями, внешние противоре-чия между возможностями личности и требованиями общества.

     Факторы развития: внутренние (наследственный генотип, психофизиологические свойства), внешние (воспитание, среда).

     Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения – разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

     Образование – культура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование – это основа развития личности.  Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».  Становление творческой личности по Гессену как основная цель образования. Образование

·   формирование образа мыслей, действий человека в обществе.

·   процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

     Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания; процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.Учение – ребенок познает мир. Преподавание – руководство педагогическим процессом познава-тельной и учебной деятельности ребенка. Т.о., педагогическая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником.

     Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

     Содержание образования – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

     Просвещение – распространение научных знаний о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения знаний в области экономики, закона и права, искусства, педагогики и психологии).

     Система образования – существует общее и специальное образование. Общее – начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное – среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).

     Педагогическая проблема – объективно возникший в педагогической теории и практике вопрос относительно процессов обучения и воспитания.

     Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т.д.).

     Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Т.к. педагогическая деятельность является совместной (профессия «человек» — «человек»), то строится по законам взаимодействия учителя и ученика.

     Система педагогических наук:

     · философия образования

     · общая педагогика (исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь с другими науками)

     · дидактика (теория обучения. Изучение процесса обучения как средства воспитания и развития. Разработка целей, содержания, принципов, методов и средств обучения). Определяет направление частных методик. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.

     · теория воспитания (связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим, физическим).

     · школоведение (управление народным образованием, организация учебно-воспитательного процесса)

     · история педагогики

     · сравнительная педагогика (тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных странах)

     · дошкольная педагогика

     · дефектология (психическое и физическое развитие детей с отклонениями в развитии. Сурдопедагогика — глухие и слабослышащие; тифлопедагогика — слепые и слабовидящие; олигофренопедагогика — умственно отсталые; логопедия — нарушение речи и их преодоление).

     · педагогика высшей школы

     · педагогика семьи

     · профессиональная (рабочая педагогика)

     · военная педагогика

     · исправительно-трудовая педагогика

     · социальная педагогика.




Предыдущий:

Следующий: