соц.педагогика контроша телевидение.гонцова

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

Социально-гуманитарный факультет

Заочная форма обучения

Направление подготовки: Социальная работа

Регистрационный номер___________________________

Дата регистрации:_________________________________

Контрольная работа по предмету содержание и методика социально-педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика) на тему: «СМИ как фактор социализации. Телевидение».

Выполнила: студентка 4 курса

заочной формы обучения СГФ

учебная группа СРЗБ-41

Гонцова А.В.

номер зачетной книжки 100299

Проверил преподаватель: доцент Лучинина М.И.

Оценка ________ Подпись преподавателя __________________

Дата проверки ____________ 2012г.

Киров 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Социализация личности в обществе…………………………………………….4

Уровни и агенты социализации………………………………………………..4

2. Телевидение как фактор социализации…………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..17

ВВЕДНИЕ.

Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

Исследование СМИ и компьютерных технологий в контексте социализации личности, представляется сегодня особенно важным, так как это задает ракурс для рассмотрения общих социокультурных изменений информационной среды и для понимания трансформаций самой личности.

В современной ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». К которым относятся различные средства массовой коммуникации, и особенно электронные медиа. По мере усиления их воздействия на личность с этим влиянием все труднее становится конкурировать традиционным воспитателям — учителям, семье и др. К ряду таких, наиболее развитых сегодня средств массовой информации относятся печать, радио, телевидение. В последнее время интенсивно развиваются и другие, новые медиа, такие как Интернет, к которым именно юные пользователи испытывают большой интерес.

Для многих из них СМИ является необходимым условием для жизни, многие подростки уже не представляют свое существование без любимого сериала, радиопередачи, журнала. СМИ становятся досугом детей, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (учение уроков, посещение секций, общение со сверстниками).

Раздел 1. Социализация личности в обществе.

Уровни и агенты социализации.

Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Социализация как процесс самоидентификации продолжается практически в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации считается детство, но и взрослые индивиды вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся социальным условиям (смена социального статуса, места жительства, работы, круга общения и т.д.), привыкать к новым социальным ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие новой должности и т.п.).

В связи с этим в современной социологии выделяют два динамичных уровня социализации:

первичную, происходящую в сфере межличностных отношений в малых группах, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;

вторичную, происходящую на уровне больших социальных групп, с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Агенты социализации, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление. В социологической литературе термин «агенты социализации» также означает каналы, обеспечивающие социализацию человека. Например, по отношению к детям и подросткам агентами социализации выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги, друзья и проч. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают влияние на индивида. При этом у индивидов разных возрастов социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших.

Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.

Первичные агенты социализации.

Первичными агентами социализации выступает ближайшее окружение индивида — родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных групп, спорт, а в современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ, в том числе Интернет и т.д. Среди агентов первичной социализации особую роль играют родители и друзья-ровесники. Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения, а ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию: облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими, т.е. тому, чему родителям трудно научить. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние в процессе социализации своих детей.

Семья — важнейший агент социализации, так как составляет первое и самое близкое социальное окружение ребенка, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми, с половыми ролевыми стереотипами, проходит процесс половой идентификации.

Одновременно семья — это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми — все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять уже сейчас или которые придется исполнять в будущем.

Причины роста депрессии в подростковой среде связаны с множеством факторов, среди которых и материальное неблагополучие семьи, и конфликтные отношения в семье и с окружающими, и наследственная предрасположенность. Развитие этого заболевания у подростков может привести к трагическому исходу — самоубийству (в России фиксируется высокий процент суицидов среди подростков и молодежи).

Таким образом, именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Конечно, здесь нет прямой жесткой связи, поскольку социализация зависит и от других агентов, а также личных качеств индивида, врожденных черт его личности и других обстоятельств. Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Спорт как агент социализации оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности. По мнению исследователей, спорту следует уделять большее внимание в контексте его социализирующей функции. Причин, по которым дети недостаточно уделяют внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Развитие спорта в обществе и укрепление его позиций как агента социализации молодого поколения составляют одно из важнейших направлений оздоровления общества. Известно, что спорт придает жизни человека здоровый режим, заряжает его энергией и требует от занимающегося спортом ограничения в негативных стилевых привычках (употребление спиртного, табакокурение и др.). Короче говоря, спорт дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности. Процесс социализации через спорт отличается от процесса социализации в семье, школе, формируя позитивную направленность на поддержание, закрепление и трансляцию определенных социальных ценностей и установок, формирующих жизненно важную для современной молодежи культуру самосохранительного поведения.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, французский социолог П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер — не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние: виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему дополнительную свободу для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления различного рода внутренних и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

Особого внимания заслуживает такая проблема влияния на социализацию личности, как распространение в глобальных сетях игр с элементами насилия. В частности, известны случаи, когда подростки под влиянием этих жестоких сетевых игр расстреливали своих одноклассников. Таким образом, функционирующая в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических и поведенческих установок подростков, что актуализирует обращение к базовым агентам социализации, в первую очередь семье.

Вторичные агенты социализации

Агенты вторичной социализации — это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и т.д. Если агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя их воздействие сохраняется всю жизнь, то агенты вторичной социализации (их называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции (например, у СМИ это — информация и идеологическая обработка).

Среди агентов вторичной социализации особая роль принадлежит средствам массовой информации, в первую очередь телевидению. Их влияние на все группы населения огромно: под влиянием СМИ за короткое время может произойти настоящий переворот в массовом сознании, рухнуть системы ценностей и идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями в это сознание. Кинофильмы и особенно телесериалы формируют у индивидов стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении, — сцены «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также сцены насилия, которыми изобилует современное телевидение. При всем этом огромна позитивная воспитательная роль средств массовой информации, выходящих за рамки массовой культуры. Благодаря именно современным СМИ в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

В индустриальных обществах важным фактором социализации является трудовая деятельность, которая обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе, т.е. наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Для многих профессия служит главным средством самоидентификации.

Социализация на работе — это преимущественно вторичная социализация, затрагивающая взрослых, уже сформировавшихся людей. Это обусловливает трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители часто страдают безынициативностью.

Раздел 2. Телевидение как фактор социализации.

Телевидение становится неотъемлимой ччастью жизни ребенка уже с младенчества. Многие родители говорят, что они сажают своих малышей перед экранами телевизора уже с шестимесячного возраста, так как телевизор успокаивает и занимает их.

В возрасте 2-2,5 лет дети проявляют постоянный интерес к передачам, начинают понимать, что видят на экране. К 4-5 годам ребенок проводит у телевизора примерно по два часа в день. Таким образом, на протяжении дошкольного периода время просмотра передач увеличивается, затем несколько уменьшается. После этого вновь увеличивается к 10-13 летнему возрасту, потом падает, вероятно, в связи с тем, что подростки много времени проводят вне дома.

Какое же влияние телевидение оказывает на детей? Прежде всего это зависит от уровня их развития и характера телевизионных передач. Разные типы телепередач по-разному влияют на эмоциональную и позновательную сферу ребенка, на его успеваемость в шеоле. Существуют такие передачи, по средствам которых дети узнают буквы, расширяют словарный запас, учатся читать.

Документальные и у чебные программы могут быть эффективно использованы для приобретения знаний по широкому кругу вопросов.

Окружающая обстановка значительно влияет на восприятие и понимание телепередач. Например, дети могут подчерпнуть больше сведений из учебной программы, если им помогут в этом взрослые, которые пояснят во время передачи существенные моменты. Воздействие полезных программ будет гораздо эффекимвнее, если родители или учителя прокомментируют информацию, о которой шла речь по телевидению. Дети, у которых есть такие взрослые посредники, чаще других демонстрируют положительные формы социального общения. Например, взаимопомощь, сотрудничество, заботу о других и сострадание. Кроме того, посредничество взрослых способствет лучшему усвоению ребенком получаемой информации, помогает ему быстрее и надежнее запомнить то, что он видит на телеэкране. И, наконец, когда родители вместе с детьми смотрят телевизор, обмениваясь своими впечатлениями по поводу увиденного, обсуждая мировоззренческие вопросы, нравственные принципы — это гуманизирует сам процесс просмотреа, обычно разъединяющий и заставляющий зрителей замыкаться лишь на предлагаемом сюжете.

Очень полезны те детские телепрограммы, в которых заранее выделяются основные моменты, на которые следует обратить особое внимание.

Важно отметить, что дети смотрят не только программы, специально составленные для них, но и передачи и фильмы для взрослых. Сюжеты, обстоятельства, персонажи зачастую бывают не понятны детям, поскольку их когнитивные способности развиты еще не достаточно. До 9-10 летнего возраста дети с трудом понимают взрослые передачи и поэтому выносят из них нечто другое, чем взрослые. Это происходит из-за того, что детям бывает сложно выделить основную сюжетную линию, побочные эпизоды могут произвести на них самое сильное впечатление и затмить все остальное. Они с трудом связывают в единый сюжет отдельные сцены, в разное время происходящие на экране. Детям представляет трудность самим сделать выводы из поступков и намерений персонажей, если это не поясняется специально.

Известно, что оптимальным являетсЯ десятичасовой просмотр телепрограмм за неделю, и это не оказывает отрицательного влияния на школьную успеваемость. Кроме того, считается, что телепросмотры негативно влияют на чтение, однако это влияние не значительно, так как интерес к книгам зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Тревожит тот факт, что тедеэфир заполнен сценами насилия, а насилие на экране может порождать агрессивное поведение. Замечено, что изначально более агрессивные дети со временем начинают проявлять все больший интерес к насилию на телеэкране. Хотя телевидение и не толкает на совершение актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям. Люди, которые видят много насилия на телеэкране, склонны оправдывать агрессивное поведение, их меньше поражает насилие в реальной жизни и они менее склонны к стремлению оказать помощь.

Особого внимания заслуживает состояние современной мультипликации. Добрые отечественные мультфильмы постепенно исчезают с экранов телевизора, и наши дети вынуждены «потреблять» зарубежную мультипликационную продукцию, привнесенные образы которой часто травмируют российских детей и становятся для них объектом страха. Дело в том, что, изображая страшных персонажей, отечественные мультипликаторы вносили в их образ огромную долю юмора, подчеркивали их слабости, чтобы у детей не оставалось ощущения неуязвимости этих сказочных существ.

Важно подчеркнуть, что к восприятию отечественных страшных персонажей дети уже подготовлены национальной культурой. Причем, та же самая Баба Яга в разных сказках ведет себя по-разному: может и напугать, а может и помочь. А к восприятию зарубежных страшных образов российские дети часто оказываются не готовы, и такие из них, как вампиры, привидения, мутанты, роботы, зомби негативно отражаются на эмоциональном фоне ребенка.

Само содержание современной мультипликации утрачивает свою гуманистическую направленность. Это происходить из-за использования различных электронно-технических эффектов, насаждения машиноподобных образов, демонстрации агрессивного поведения, искажения естественного человеческого голоса всевозможными ломаными интонациями. Вследствие этого в сознании ребенка стирается грань между человеком и вещью, что приводит к нарушению ориентации в окружающем мире.

Таким образом, телевидение может оказывать и положительное, и отрицательное воздействие на ребенка. Важно чтобы взрослые контролировали просмотр телепрограмм и стремились выбирать для ребенка наиболее интересные и соответствующие его возрасту. Также важно фрмировать у детей понимание того, что совсем не нужно сидеть целый день у экрана без разбора. Лучше больше гулять, играть, общаться с друзьями, ведь это не менее интересно!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Телевидение — один из мощнейших факторов социализации современного общества. Оно превращает мир в одну большую деревню, где слухи из одного конца в другой проходят со скоростью света. Феномен зрительской аудитории — явление поистине интернациональное.

Благодаря телевизионной камере мы побывали в таких экзотических уголках Земли и в таких странах, на поездку в которые у нас, может быть, никогда не хватит денег. Наш духовный мир усложнился, драматизировался, стал глубже и одновременно хаотичнее.

Показывая величие нравственного подвига человека, примеры людей, умеющих выживать в самых трудных условиях, телевидение внушает надежду и оптимизм. В то же время оно способствует распространению скептицизма, показывая с экранов человеческие пороки, вражду политических партий, коррупцию и преступление, панику на биржах или очереди у прилавков. Именно потому, что зритель не остается безучастным к транслируемым событиям, телевидение воздействует на нас с особенной силой. Присутствие телевидения настолько ощутимо, что действительно кажется, будто оно обладает разумом.

Сила телевидения заключается в глубоком воздействии на способ мышления зрителя. Оно способно реставрировать старые и порождать новые мифы. Популярные телеперсонажи становятся носителями моральных качеств, они доступны несравнимо более широкой публике. Телеперсонажи надолго остаются в памяти в первую очередь потому, что оказывают многофакторное воздействие. Они становятся эталонами поведения и нравственности детей и взрослых.

Наилучшим подтверждением того, насколько кардинально телевидение изменило мир, служат разговоры людей. Что обсуждают мамаши, прогуливающие детишек в парке, или старушки, собравшиеся на свой «пикник»? Очередные страсти в сериале, политические заявления государственных лидеров, события, показанные в последней сводке теленовостей.

Телеэкран заменил семейный очаг, у телевизора собираются друзья, родственники и гости. Он приковал нас к диванам, стульям и креслам. Сегодня мы предпочитаем не участвовать в событиях, а просматривать их на экране. Мы меньше посещаем театры и стадионы.

Но также современное телевидение предоставляет много разнообразного учебного материала в специальных и образовательных передачах. Учит детей первоначальным навыкам поведения в обществе. Очень много программ существует на тему безопасности жизнедеятельности. Самое главное правило при просмотре телевизора является: «Все должно быть в меру!».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Андреева Г.М. Социальная психология. М., Наука. 1994.

Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1998. С. 58.Беленький В.Х. Преобразования в России и народные массы. — Красноярск, 2001.

Вдовина Н.А. К вопросу о влиянии СМИ и телевидения на агрессивность поведения и здоровье ребенка. Интернет публикация 2003.

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие. — М., 2002.

Мид Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. — М.: Идея-Пресс, 2000.

Мудрик А.В. Социальная педагогика М. 2000.

Питенина М. В. Телевидение как фактор социализации // Педагогический вестник. — №№ 7-8. — Рязань: РИРО, 2003 г.

Семенов В. Д. Социальная педагогика: история и современность. — Екатеринбург, 1995

Социальная педагогика: вопросы теории и практики. — М., 1994. Кон И.С. Социология личности. — М., 1997.

Собкин В.С., Когда зритель взрослеет. Социологическое исследование. М. «Техинвест» 2005.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. — СПб.: РХГИ, 2000.

Социология в России: Учебное пособие п/р Ядова М. И.. — М., РАН,1998

Сухов А.Н. Социальная психология. — М.: Академия, 2002.

Чалдини Р. Психология влияния. С.-Пб.1999.




Предыдущий:

Следующий: