соц.психол 59.60

Вопрос № 59. Первые самостоятельные соціально-психологические теории мировой науки ( 50 г.г 19 века – 20 г.г 20 века)

Еще во второй половине XIX века возникли первые формы собственно социально-психологических знаний. Из всего многообразия первых социально-психологи-ческих теорий обычно выделяют три наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения (Андреева, 1998, с.32). В философии, общей психологии и психиатрии зарождались социально-психологичес-кие знания. Труды М. Лацаруса, Г. Штейнталя и В. Вундта в Германии, Г. Лебона, Г. Тарда и Э. Дюркгейма во Франции, Г. Спенсера и У. Мак-Дауголла в Англии, В.М. Бехтерева в России, Ф. Гиддингса в США положили начала социально-психологическому направлению в-психологической науке. Они были в большей степени философскими размышлениями о человеке и обществе. • В 1900 году в Париже состоялся IV Международный конгресс по психологии. Одна из семи его секций, возглавлявшаяся Г. Тардом, называлась «Социальная и криминальная психология». Уже после первой мировой войны социальная психология превращается в самостоятельную науку. На смену теоретическим размышлениям приходит эксперимент. В это время В. Меде в Европе и Ф. Олпорт в США предлагают программу превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. С 20—30-х годов XX века начинается этап эмпирического исследования в этой области, в первую очередь — общественного мнения, пропаганды, промышленности и торговли. Основное развитие в этом ее варианте она получает в США, где интенсивно проводились прикладные исследования. Акцент на развитие экспериментальных исследований означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако оборотной стороной этой увлеченности была утрата интереса к теории. По свидетельству ряда американских авторов, склонность отдельных ученых к теоретическим работам грозила утратой веры в их научную компетентность, вызывала сожаление, а порой и презрение (Андреева, 1998, с.41).

Вопрос № 60. Общие методологические принципы строения системы социально-психологических знаний

 Общая методология отечественной социальной психологии в обобщенном виде строится на понимании того, что:

—     окружающий людей мир материален (состоит из материи);

—     материя первична, а сознание  и психика человека (групп людей) вторичны;

—     материя находится в непрерывном движении и развитии;

—     взаимодействие различных видов материи является объективной и универсальной формой их существования и структурной организации;

—     взаимодействие как естественный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации; оно осуществляется с конкретной скоростью, в определенных пространстве и времени;

—     в результате взаимодействия людей рождается и все «социальное», т.е. общественные отношения, которые определяют собой качественные особенности всех общественно-психологических явлений  и социальной активности людей;

—     в истории человечества взаимодействие было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью;

—     только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей;

—     в ходе взаимодействия людей реализуется их непосредственное влияние друг на друга.

В свою очередь специальная методология отечественной социальной психологии в результате длительного развития пришла к выводам о том, что:

—     в ходе взаимодействия, в процессе производства материальных благ между людьми возникают общественные отношения;

—     характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его процессе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе;

—     все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов в них участвующих;

—     как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений;

—   общественное сознание, общественные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных социально-психологической наукой.




Предыдущий:

Следующий: