соц.работа генезис и эволюция

1. Занятие №2.

Тема занятия: «Социальная работа в России: генезис и эволюция».

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие. Разновидность занятия: традиционное. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.

3. Значение темы.

Актуальность изучения дисциплины «Введение в профессию» обусловлена необходимостью общего знакомства студентов с ситуацией в сфере социальной работы во всей ее противоречивости и неоднозначности с точки зрения вопросов теории и практики, что осуществляется посредством:

получения общего представления о социальной работе как культурно-историческом феномене и возможностях ее использования в решении актуальных проблем современного общества;

ознакомления с основными теоретическими положениями, образующими общие начала и определяющими особенности социальной работы как самостоятельного вида деятельности;

обзора информации об основных направлениях практики социальной работы в современном обществе и субъектах, ее осуществляющих.

Цели обучения:

- обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями;

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК — 1);

быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК — 8);

использовать в профессиональной деятельности основные законы

естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

быть способным работать с информацией в глобальных

компьютерных сетях (ОК-13);

быть способным учитывать специфику и современное сочетание

глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни

(ОК-17).

формирование представлений у студентов о социальной работе как науке, виде практической деятельности и учебной дисциплине.

Профессиональными компетенциями:

быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

учебная:

знать: специфику социокультурного развития своей страны, региона проживания, основные философские течения и социологические школы, основы иностранного языка, основы современного русского языка, основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности, эволюции психических свойств личности, основы современной концепции развития социального государства, основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена,

социальной деятельности и учебной дисциплины.

уметь: учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи, логически обосновывать высказанное положение, понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем, использовать механизмы социально- педагогического, медико-социального, социального и психологического патронажа, регуляции социального действия и взаимодействия, выделять различные социальные, медико-социальные и психологические проблемы, возникающие у клиентов.

владеть: историческими методами анализа социальных явлений и процессов, общефилософскими методами анализа, понятийным аппаратом современной психологии, социальной медицины и социологии, способами самостоятельной работы с психологической, медицинской и социологической литературой.

4. Место проведения занятия учебная комната.

5. Оснащение занятия: мультимедийное оборудование.

6. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п

Этапы практического занятия

Продолжительность (мин)

Содержание этапа и оснащенность

Организация занятия

2

Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся

Формулировка темы и цели занятия

3

Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия

Контроль исходного уровня знаний, умений

10

Тестирование

Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия

25

Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).

Самостоятельная работа обучающихся

70

а) Устный опрос, разбор вопросов по теме занятия;

б) Решение ситуационных задач по теме практического занятия

Итоговый контроль знаний (письменно или устно)

15

Тесты по теме, ситуационные задачи

Задание на дом (на следующее занятие)

5

Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме: «Социально-исторические причины становления и развития социальной работы в России в 90-х годах XX века»

Всего:

135

Аннотация.

Архаичные формы помощи и поддержки в России. Средневековье: формирование государства и определение подходов к презрению нуждающихся. Борьба с профессиональным нищенством и другими социальными патологиями. Развитие капитализма в России и зарождение социального страхования. Социальная работа в условиях государственного патернализма (социальное обеспечение).

Содержание темы

Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:

Архаический период – родо-племенные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в.

В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в строительстве нового дома, моста, ремонте ветхого жилья и сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую голову. Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян.

Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.

«Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по мнению В.И. Курбатова, стало ее крещение». Христианство, призывавшее людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной религией.

По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю».

В нем он призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо».

Святослав Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было праздника для богатых без милости для бедных».

Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами».

Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве».

Таким образом, во 2-м периоде мы «среди русских князей увидим и героев добродетели, сильных мышцою и душою».

Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по 2 половину XVII в.

Благотворительные традиции, заложенные киевскими князьями, продолжили их преемники – московские цари. В этот период происходит становление, объединение русского государства. Средоточием социальной помощи являются церкви и монастыри.

В 1551 году в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы состоялось собрание высшего духовенства Русской православной церкви, получившее название Стоглавого собора. Оно высказалось за то, чтобы размещать нуждающихся в специальных местах – богадельнях. Царь Федор, Борис Годунов, Василий Шуйский, будучи набожными, раздавали нищим деньги, снижали цены на хлеб, раздавали его бесплатно. Идеи помощи нуждающимся проявляются и в деяниях царей новой династии – Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович также известны своей благотворительной деятельностью.

Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в.

Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге. В 1764 году — указ об основании воспитательного общества благородных девиц — Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, её сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Ещё в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.

Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.

К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п., значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества.

Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 г. Попечительство издает журнал «Трудовая помощь».

Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно использовало различные формы помощи детям: детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища.

В начале ХХ в. в стране было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ.

Многочисленные благотворительные общества и учреждения в какой-то мере компенсировали слабость социальной политики царской власти.

Период государственного обеспечения – с 1917 по

1991 гг.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. — борьба с детской беспризорностью; 1923 г. — стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. — Всероссийское общество слепых; 1926 г. — Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. — пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. — введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и её важной части — социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

Период социальной работы (1991 — по настоящее время)

Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

8. Вопросы по теме занятия:

На основе изученного материала определите, на какие глобальные социальные проблемы непосредственно или опосредованно выходит социальная работа.

Выделите глобальные проблемы человека, которые наиболее остро проявили себя в последние годы в России?

Проанализируете плюсы и минусы коммерциализации социальных услуг. Характерна ли данная тенденция для России.

Объясните, как изменяются традиционные каналы социальной помощи в начале XX в. Почему это происходит?

Проведите сравнительный анализ сфер практики социальной работы в России за рубежом.

Определите баланс между сферами практики социальной работы в России.

Опишите модель социальной политики России. Какие элементы из изученных вами моделей могут туда войти?

9. Тестовые вопросы по теме с эталонами ответов.

1.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭТО-

1) наиболее насущные, животрепещущие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества.

2) исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращаются в единую политическую систему.

3) совокупность социально- политических, экономических и экологических глобальных проблем, затрагивающих человека.

4) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами

Правильный ответ: 2

2.ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЭТО-

1) наиболее насущные, животрепещущие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества.

2) исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращаются в единую политическую систему.

3) совокупность социально- политических, экономических и экологических глобальных проблем, затрагивающих человека.

4) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами

Правильный ответ: 3

3.ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТО-

1) наиболее насущные, животрепещущие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества.

2) исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращаются в единую политическую систему.

3) совокупность социально- политических, экономических и экологических глобальных проблем, затрагивающих человека.

4) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами.

Правильный ответ: 1

4.ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТО-

1) наиболее насущные, животрепещущие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества.

2) исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращаются в единую политическую систему.

3) совокупность социально- политических, экономических и экологических глобальных проблем, затрагивающих человека.

4) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами

Правильный ответ: 4

5. ПРИВАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭТО-

1) передача значительной части социальных услуг в частный сектор.

2) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами.

3) комплекс проблем, связанных с взаимоотношением общества и окружающей среды; комплекс проблем, связанных с экономической отсталостью стран, демографическими процессами, производством и потреблением продовольствия.

4) выявление и оценка потребностей клиента, а также организация и координация комплексной помощи, оказываемой клиенту группой специалистов

Правильный ответ: 1

6. МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭТО-

1) передача значительной части социальных услуг в частный сектор.

2) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами.

3) комплекс проблем, связанных с взаимоотношением общества и окружающей среды; комплекс проблем, связанных с экономической отсталостью стран, демографическими процессами, производством и потреблением продовольствия.

4) выявление и оценка потребностей клиента, а также организация и координация комплексной помощи, оказываемой клиенту группой специалистов.

Правильный ответ: 4

7. ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТО-

1) передача значительной части социальных услуг в частный сектор.

2) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами.

3) комплекс проблем, связанных с взаимоотношением общества и окружающей среды; комплекс проблем, связанных с экономической отсталостью стран, демографическими процессами, производством и потреблением продовольствия.

4) выявление и оценка потребностей клиента, а также организация и координация комплексной помощи, оказываемой клиенту группой специалистов

Правильный ответ: 3

8. ЭТАПЫ В СТАНОВЛЕНИИ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА:

1) два

2) пять

3) три

4) четыре

Правильный ответ: 3

9. ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ БЕДСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАН:

1) отсталость производственной базы;

2) неэффективность применения трудовых ресурсов;

3) неэффективность государственного управления обществом;

4) верно все

Правильный ответ: 4

10.ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ БЕДСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАН:

1) неблагоприятные условия для развития стран;

2) неэффективность применения трудовых ресурсов;

3) неэффективность государственного управления обществом;

4) верно все

Правильный ответ: 4

11. ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

1) горе и страдания от войн и насилия;

2) рознь и вражда между людьми;

3) физическое и психическое нездоровье человека;

4) верно все

Правильный ответ: 4

12. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ЭТО:

1) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства

2) частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества

3) совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса

4) общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан

Правильный ответ: 1

13. «ТРЕТИЙ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ) СЕКТОР» ЭТО-

1) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства

2) частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества

3) совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса

4) общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан

Правильный ответ: 3

14. ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ЭТО-

1) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства

2) частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества

3) совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса

4) общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан

Правильный ответ: 4

15. НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НПО) ЭТО-

1) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства

2) частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества

3) совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса

4) общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан

Правильный ответ: 2

16. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре

2) набор ценностей установок определенной профессии, соответствующей структуре этических норм данного общества

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества

Правильный ответ: 2

17. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПАТЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре

2) набор ценностей установок определенной профессии, соответствующей структуре этических норм данного общества

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества

Правильный ответ: 1

18. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОФЕССИИ ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре

2) признание профессии обществом как нужной и полезной

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества

Правильный ответ: 2

19. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре

2) признание профессии обществом как нужной и полезной

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества

Правильный ответ: 3

20.СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре.

2) признание профессии обществом как нужной и полезной.

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения.

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества.

Правильный ответ: 4

21.В УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПАТЕНТЫ НАРОДНОСТИ ВХОДЯТ:

1) правительство

2) речь

3) искусство

4) верно все

Правильный ответ: 4

22. КЛАРК УИСЛЕР ВЫДЕЛИЛ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИСУЩИЕ ВСЕМ КУЛЬТУРАМ:

1) три

2) пять

3) девять

4) восемь

Правильный ответ: 3

23. ГОД ПРИНЯТИЯ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ МАШСР И МФСР ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1) 2008 г.

2) 2010 г.

3) 2004 г.

4) 2006 г.

Правильный ответ: 3

24. С.ПАТТЕН ПРЕДЛОЖИЛ ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В :

1) 1914 г.

2) 1900 г.

3) 1925 г.

4) 1984 г.

Правильный ответ: 2

25. СОЗДАЛ РАБОТУ«ТРИ РЕЖИМА КАПИТАЛИЗМА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ» :

1) Г.Эспинг-Андерсен

2) Силичев Д.А.

3) Г.Шпехт

4) Смидт А.Е.

Правильный ответ: 1

26.МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ :

1) социал-демократическая модель

2) социал-политическая модель

3) социал-корпоративная модель

4) корпаротивно-социальня модель

Правильный ответ: 1

27. МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ:

1) консервативно-корпоративная модель

2) социал-политическая модель

3) социал-корпоративная модель

4) корпаротивно-социальня модель

Правильный ответ: 1

28. МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ:

1) либеральная модель

2) социал-политическая модель

3) социал-корпоративная модель

4) корпаротивно-социальня модель

Правильный ответ: 1

29. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НПО,РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ЕВРОПЕ:

1) два

2) пять

3) три

4) четыре

Правильный ответ: 3

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задача.1.

Как определить личностные свойства, помогающие взаимоотношениях с другими людьми?

Когда сложно ответить однозначно, исходите из своего поведения в большинстве случаев.

Если вы никогда не сталкивались с отраженными в вопросах ситуациями, постарайтесь представить, как бы вы могли себя повести в них.

Не пытайтесь приукрашивать себя в ответах.

Давайте первый пришедший в голову ответ, не задумываясь.

Полезно читать книги, в которых содержатся мысли, противоположные вашим — Р

Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета) + Р

Праздники нужно отмечать с родственниками + Р

Я могу быть в дружеских отношениях о людьми, чьи поступки не одобряю — Р

В игре я предпочитаю выигрывать — Ж

Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме того, как бы поскорее доехать + Р

Мне труднее сосредоточиться, чем другим — Р

Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах + Р

Я очень напряженно работаю + Р

Неприличные шутки нередко вызывают у меня смех -Ж

Уверен, что за моей спиной обо мне говорят + Р

Меня легко переспорить — Р

Я предпочитаю ходить известными маршрутами + Р

Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга + Р

Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я их могу высказать — Р

Бывает, что чья-то нелепая оплошность вызывает у меня смех — Ж

Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, и я не могу никак от них избавиться -Ж

Я уверен, что в мое отсутствие обо мне плохо говорят + Р

Я выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т.п. — Р

Самое трудное для меня в любом деле — это начало + Р

Я практически всегда выполняю свои обещания + Ж

Нельзя строго осуждать человека, нарушающего формальные правила — Р

Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я + Р

Я не всегда говорю правду — Ж

Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе — Р

Кое-кто настроен против меня + Р

Я всегда люблю доводить начатое до конца + Р

Я стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня + Ж

Когда я еду по улице, часто подмечаю изменения в окружающей обстановке — подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т.п. — Р

Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение + Р

Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью – Р

Если я не прав, я не сержусь + Ж

Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидаю + Р

Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго + Р

Когда я вижу, что меня не понимают, я легко отказываюсь от намерения доказать что-либо — Р

В трудные моменты я умею позаботиться о других + Ж

У меня тяга к перемене мест, и я счастлив, когда путешествую — Р

Мне нелегко переключаться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других + Р

Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь + Р

Мать или отец заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным + Р

Я могу быть спокойным и даже слегка равнодушным при виде чужого несчастья — Ж

Я легко переключаюсь с одного дела на другое — Р

Из всех мнений по вопросу только одно действительно является верным + Р

Я стремлюсь доводить свои умения и навыки до автоматизма + Р

Меня легко увлечь новыми занятиями, но я быстро охладеваю к ним — Р

Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам + Р

Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает результат — Р

Люди порой завидуют моему терпению и дотошности + Р

На улице, в транспорте я часто разглядываю окружающих людей – Р

Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни гораздо большего + Р

Эталон ответа:

Число ответов, обозначенных кодом «- Р», с которыми вы согласились

Степень психологической ригидности

0—4

Выше среднего

5—9

Средняя

10—15

Средняя

Задача. 2.

Проанализируйте следующую ситуацию и скажите, какие выводы должна сделать Людмила из своей неудачи.

Людмилу, студентку 5-го курса, попросили подготовить статью о состоявшейся студенческой конференции для университетской газеты. Людмила разработала стратегию выполнения этой задачи:

- сбор информации;

- опрос отдельных студентов;

-написание статьи.

Она составила план работы, который состоял из следующих моментов:

-взять информацию у научного секретаря о конференции;

-определить тему конференции и ее участников;

-узнать название докладов и их краткое содержание;

-выявить самые интересные моменты в докладах и прокомментировать их;

-подготовить название статьи и ее план.

Когда Людмила принесла статью в редакцию, то се не приняли. Почему?

Эталон ответа:

-опоздала с представлением статьи в редакцию, так как не узнала заранее, к какому сроку статья должна была быть готова;-статью нашли очень длинной, так как автор заранее не определила с редакцией ее объем;

-некоторые данные в ней оказались неверными, так как автор не подумала их проверить.

11. Перечень и стандарты практических умений.

1. Определить показатели качества жизни зависящего от здоровья для клиентов из категории социально незащищенных слоев населения.

2. Оформление работы УИРС осуществлять в соответствии с методическими рекомендациями «Правила выполнения УИРС и ее оформления».

12. Примерная тематика НИРС по теме.

1. Социальная работа в России: генезис и эволюция.

2. Модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы.

3. Управление социальной работой в России.




Предыдущий:

Следующий: