соц.технологии — Tema_2_Lektsia1_2

Тема 2. Природа и сущность социальных технологий.

Лекция 1. Природа социально-технологических отношений (2 ч.).

План:

Подходы к определению и современное понимание социальной технологии

Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим – 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И.А.Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В.И.Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и учебника П.А.Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.

В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».

Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией».

Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено. Например, в работе П.К.Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.

Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.

В 40-е – 50-е годы текущего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.

Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия – явление вполне обоснованные. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.

Слайд

Выделяют 6 основных периодов в развитии понятия техника и технология в России:

Нач. 19 в. – 3-я четверть 19 в. – технология – закрепление в химии

3-я четверть 19 в. – кон. 19 в. – распространение термина техника (как совокупности знаний, умений, приемов, знаний)

Кон. 19 века – 1-ая четверть 20 в. – господство термина техника =мастерство

2-ая четверть 20 в. – возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.

3-я четверть 20 века – строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, , контрольная)… Сделана попытка сформировать предмет теретическойй технологии «наука, изучающая процессы целенаправленногот преобразования форм существования материи».

Последняя четверть 20 в. – дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части… Термин «техника» окончательно отделен.

Следует отметить, что понятие СТ связывают с именами К. Манхейма (20-е г.20в.) и К. Поппера (40-е г.20в.).

Слайд

К. Манхейм в работе «Диагноз нашего времени» отразил потребность общества в СТ. «Общество перестает быть стихийно приспосабливающимся, становится планируемым. В таком обществе технологии играют более важную роль, чем экономическая структура, социальная стратификация, поскольку способны затормозить экономические процессы и разрушить социальные классы».

В концепции К. Поппера СТ выступают как способ применения теоретических выводов социологии в практических целях.

Понятие «социальные технологии» применимо как к обществу в целом, так и к конкретным социальным институтам.

Слайд

Социальные технологии для различных уровней организации общества связаны с решением проблем жизнедеятельности людей как жителей определенной административной единицы (республики, края, области, города, района и т.п.) и как наемных работников (субъектов деятельности) в производственных структурах материальной и духовной сферы.

С точки зрения инженерии технология – это совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий.

Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики.

Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочение целесообразной практической деятельности, совокупность приемов и методов, направленных на определение или преобразование состояния социального объекта и достижение заданного результата.

Специфика социальной технологии состоит в том, что она алгоритмизирует деятельность «посредством профессиональной культуры» (В.В.Щербина, 1995) и может быть многократного повторена при аналогичных обстоятельствах в иных социальных институтах и процессах.

В более расширенном толковании понятие социальная технология включает в себя вопросы планирования, проектирования и социального эксперимента, т.е. рассматривается как определенная последовательность элементов управленческого цикла, а сама технология – сводится к понятию организация (в смысле – процесс практической реализации результатов предшествующих стадий процесса управления).

Слайд

Смысл и назначение любой социальной технологии – оптимизация управленческого процесса на основе исключения из него тех видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для получения социально значимого результата.

Слайд

Основные определения сущности социальных технологий:

1) элемент механизма управления и средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык достижения целей (В.Г.Афанасьев);

2) способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно (М.Марков);

3) совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленную цель (А.К.Зайцев);

4) система инновационных способов, средств разрешения сущностного противоречия взаимодействия и самореализации социальных субъектов в диалоге человека и природы (В.И.Патрушев).

Обобщая подходы к определению СТ делаем вывод, что СТ это:

Слайд

- совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ и проектов) и получения оптимального социального результата;

- важнейший элемент механизма управления и средство перевода языка намерений на конкретный язык практики управления, чему служат формализация социального управления и его расчленение на процедуры (наборы действий по управлению социальным процессом) и операции (непосредственные действия по решению конкретной задачи в рамках данной процедуры).

Итак, социальные технологии характеризуют определенный способ достижения социальных целей (посредством пооперационного осуществления деятельности), разработанный на основе научных знаний и специфики области его реализации. Они выступают в формах проекта, содержащего процедуры и операции, и собственно деятельности, построенной в соответствии с этим проектом.

Сущность социально-технологических отношений

Содержание термина «технология» претерпело определенную эволюцию. Первоначально под технологией подразумевалась общетехническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. Интересы ее сосредоточивались главным образом в сфере производства. Общетехническое значение технологии состояло в том, что она раскрывала наиболее рациональные пути построения и организации производственного процесса.

Слайд

Технология (первоначальное представление) — общетехническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. Интересы ее сосредоточивались главным образом в сфере производства. Общетехническое значение технологии состояло в том, что она раскрывала наиболее рациональные пути построения и организации производственного процесса.

Более широкая трактовка понятия «технология» предложена болгарским философом Н. Стефановым: «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там в принципе возможна технология».

Слайд

Технология (Н. Стефанов): «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там в принципе возможна технология».

Технология как важнейший фактор формирования и развития личности, определенная форма общественной практики, по мнению Н. Тарасенко, является своеобразным предметным способом самоутверждения человека в мире природы на основе труда и познания и одновременно разворачивания в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований.

Слайд

Технология является своеобразным предметным способом самоутверждения человека в мире природы на основе труда и познания и одновременно разворачивания в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований (Н. Тарасенко).

Итак, технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом труда и орудием труда, его технологическим содержанием. Причем если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, которые обусловливают ее «вещественный каркас», то соответствующим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компоненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.

Создание высокотехнологичных орудий на основе, трудовой деятельности становится возможным на достаточно высоком уровне развития общественной практики, науки и техники. Это относится прежде всего к индустриально-промышленному производству.

В реальной жизни имеет место диалектическое взаимодействие социальной и технологической систем. На развитие техники оказывают влияние не только непосредственно экономические отношения и системы управления хозяйством, но и многие факторы политического и социального порядка. Значение последних все более возрастает.

Научно-технический прогресс порождает множество технологических нововведений, основная значимость которых в том, что «они предлагают также возможность новых решений общественных, философских и даже личностных проблем. Они изменяют весь духовный мир человека, его способ мышления и взгляды на окружающее» (О. Тоффлер).

Итак, технология и как способ производства материальных ценностей, и как способ их использования взаимосвязаны и определяют характер ответов на два очень важных вопроса: как человек производит и как использует производимое? Поэтому технологические, отношения во многом определяют гуманистическую направленность производства на благо человека, на удовлетворение его потребностей и интересов.

К. Маркс в данной связи анализирует организационно-технологический аспект материального производства применительно к формированию общественных отношений.

Слайд

К. Маркс: организационно-технологический аспект материального производства применительно к формированию общественных отношений.

1. Понятие технологии как процесса разложения деятельности на операции, этапы, требующие определенных трудовых навыков, приемов, средств, знаний и т.д.

Активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений.

Технологические процессы, по Марксу, необходимы не только при превращении природного в социальное в исследовании отношения «человек — труд», где также необходим анализ процесса труда в двух аспектах: не только в технологическом, но и социально-экономическом аспекте.

В данном контексте он исходит из следующих двух моментов.

Во-первых, традиционное понятие технологии как процесса разложения деятельности на операции, этапы, требующие определенных трудовых навыков, приемов, средств, знаний и т.д.

Во-вторых, активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений.

Технологические процессы, по Марксу, необходимы не только при превращении природного в социальное в исследовании отношения «человек — труд», где также необходим анализ процесса труда в двух аспектах: не только в технологическом, но и социально-экономическом аспекте.

Таким образом, одной из важнейших форм технологического уровня социальной детерминации является сам уровень развития производительных сил. Другой формой выступает организационно-технологическая сторона человеческой деятельности и, естественно, третьей формой технологической детерминации — технологически-управленческие отношения.

Эти исследования актуальны и сегодня потому, что технологические изменения происходят во всех важнейших сферах деятельности человека, превращая их в единый сплав науки, техники, самого производства, что в свою очередь требует от общества решения целого комплекса разнообразных задач с учетом сложных и многообразных зависимостей между всеми сферами общественной жизни.

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли философы Н. Стефанов и М. Марков. Рассматривая социальную технологию многоаспектно, Н. Стефанов приходит к следующему выводу: «В самом общем виде можно принять: социальная технология — это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности … Социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи», «чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности». Автор предлагает выделить в процессах социальной технологии несколько процедур: «1. Определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии; 2. Построение системы критериев для выбора возможных вариантов; 3. Обозначение круга возможных вариантов; 4. Выбор оптимального варианта; 5. Внедрение избранного варианта».

М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур.

В.Г. Афанасьев, отмечая, что социальная технология выступает специфическим посредником между объективно протекающими процессами и субъективной действительностью людей, органически связывает ее с социальным управлением, в котором ей принадлежит «свое место», т.е. обеспечение действия всего механизма социального управления.

Иначе говоря, в социальной технологии реализуется «перевод объективных законов в механизм социального управления, т.е. «перевод» абстрактного языка науки, отражающей объективные законы развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей на достижения поставленных целей».

Слайд

Н. Стефанов: » Социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи», «чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности».

Последовательность процедуры в развитии СТ (Н. Стефанов):

1. Определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии;

2. Построение системы критериев для выбора возможных вариантов;

3. Обозначение круга возможных вариантов;

4. Выбор оптимального варианта;

5. Внедрение избранного варианта.

Аспекты рассмотрения технологии социальной деятельности (М. Марков):

как система знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений,

как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур

Вопрос 3: Технологизация, унификация социальной деятельности и ее творческий характер

Значение технологии заключается прежде всего в том, что она делает человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Под технологизацией понимается процесс приведения системы в соответствие с показателями технологий.

Задача технологизации — не только полнее влиять на природные и социальные процессы, но и способствовать их преобразованию в соответствии с целями общества, класса, организации и т.д.

Первым признаком технологизации является разграничение, разделение, расчленение данного процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявленных к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной (или близкой к оптимальной) меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. В силу этого жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта.

Второй признак любой технологии — поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако реализация указанного признака технологии отнюдь не означает, что субъект будет «скован» установленной последовательностью. У него всегда остается возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств

Некоторые современные технологии (например, в производстве кристаллов) позволяют в течение нескольких дней или часов получить материалы, которые природа создавала годами и столетиями. Аналогичными возможностями в неменьшей степени обладают социальные технологии, которые позволяют «сжать» социальное время. Появление технологии — наглядный пример умения личности диалектически сочетать объективное и субъективное в достижении могущества человека, овладевшего законами природы и общественного развития.

И наконец, третий, довольно существенный признак. Каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Для технологии социальной деятельности возможен гораздо больший диапазон отклонений, чем для технологий производственных, но и в первом, и во втором случаях отклонения возможны только до определенных границ, за которыми вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности управления.

Слайд

Технологизация — процесс приведения системы в соответствие с показателями технологий.

Задача технологизации — не только полнее влиять на природные и социальные процессы, но и способствовать их преобразованию в соответствии с целями общества, класса, организации и т.д.

Признаки технологизации:

Разграничение, разделение, расчленение данного процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции.

Поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса.

Каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций.

Слайд

Плюсы технологизации Минусы технологизации

Операциональность 1. Простота операций

Экономичность 2. Гарантированный результат

Гарантия результата 3. Переносимость технологии в несовместимый с ней контекст

Преобразующий характер 4. Прагматические цели

Интегративность, целостность

Воспроизводимость

Унификация социальной деятельности – приведение различных видов деятельности к рациональному минимуму форм, свойств.

Основная цель унификации – устранение неоправданного многообразия форм и видов деятельности, приведение к возможному единообразию.

Вопрос 4: Социальное пространство и социальное время. Социальное пространство как объект технологизации

Социальная реальность анализируется в координатах «социального пространства» и «социального времени». Именно в этих координатах возникают различные процессы, функционирую социальные институты, осуществляется социализация личности, дифференцируются различные потребности, интересы, ценности, стимулы (внешние и внутренние), определяющие деятельность, поведение людей.

Социальное пространство и социальное время характеризуют социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга видов деятельности людей.

Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм, их воспроизводимость, социальное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса в формах их совместных взаимодействий. Они постоянно действуют на уровне бытия социальных индивидов как условия связанности, непрерывности, организованности. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, характеризующими последовательность и сочетание человеческих сил, действий и их воплощений.

В традиционных формах общества пространственные характеристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение. В настоящее время в ходе формирования индустриального общества происходит изменение этой привычной зависимости: время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Социальное время для человека-социума как бы «сжимается», концентрируя требования к личности, ее качествам, квалификации и т.п. Образуется некое социальное пространство, выражаемое в формах времени.

Общее и конкретное социальное пространство, которое является объектом технологизации, сегодня характеризуется крайним динамизмом, социальным напряжением.

Человечество обеспокоено не только глобальными проблемами — надвигающейся экологической катастрофой, увеличением нищеты, болезней, разрушением генофонда, но и нарастающим количеством техногенных аварий и катастроф. Ежегодно на земном шаре возникают сотни чрезвычайных ситуаций военного и невоенного характера. И эти тенденции постоянно возрастают.

Углубляющееся противоречие между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф. Видимо, это одна из кардинальных проблем, которая сегодня стоит перед человечеством, от ее решения во многом будут зависеть темпы социального прогресса, его ценностные ориентиры и духовные принципы. Поиск путей оптимизации социального пространства требует решения ряда теоретических и методологических вопросов, связанных с уточнением его функций, определением его зрелости и открытости для личности, поиском принципов и инновационных методов оптимальной социализации человека и самореализации его сущностных сил.

Понять сущность социального пространства, его назначение и роль в практической жизни общества можно объяснить с помощью следующего примера: физическое пространство является показателем реальной местности. Ее характерными признаками являются расстояние (измеряемое метрами, километрами), особенностями рельефа местности (степи, горы), степень занятости (населенные пункты, предприятия).

Слайд

Социальное пространство отражает условные границы (диапазон, зону) в пределах которых возникают, развиваются и проявляют себя различные формы взаимодействия личности и отдельных общностей, совокупность которых позволяет получить желаемый результат.

Социальное пространство в русле социально-технологической теории рассматривается как непосредственное поле взаимодействия общества и личности, энергия которого исходит от социума, порождается уровнем его зрелости, направлена к личности и способствует реализации ее сущностных потребностей (в самовыражении, саморазвитии, самоуправлении, самообразовании, самовоспитании и т.п.).

Элементами социального пространства выступают гражданское общество, государство, регионы, семья, церковь, армия, общественные движения, партии, трудовые ассоциации и другие социальные институты и социальные организации.

Главная функция социального пространства — социальное обустройство своих граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоциированном распределении материальных и духовных благ, в достойном образе жизни, в расширении и укреплении связей личности с обществом.

Социальное пространство отражает условные границы (диапазон, зону) в пределах которых возникают, развиваются и проявляют себя различные формы взаимодействия личности и отдельных общностей, совокупность которых позволяет получить желаемый результат.

Социальное пространство в русле социально-технологической теории рассматривается как непосредственное поле взаимодействия общества и личности, энергия которого исходит от социума, порождается уровнем его зрелости, направлена к личности и способствует реализации ее сущностных потребностей (в самовыражении, саморазвитии, самоуправлении, самообразовании, самовоспитании и т.п.).

Элементами социального пространства выступают гражданское общество, государство, регионы, семья, церковь, армия, общественные движения, партии, трудовые ассоциации и другие социальные институты и социальные организации.

Главная функция социального пространства — социальное обустройство своих граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоциированном распределении материальных и духовных благ, в достойном образе жизни, в расширении и укреплении связей личности с обществом. Возрастание роли социального в жизни общества выступает как общесоциологическая закономерность. Субъекты управления, учитывающие ее требования, способствуют ускорению прогресса, а не понимающие или игнорирующие это отбрасывают народы, нации, государства в их развитии на задворки цивилизации.

Каждый человек по-разному включается в определенное социальное пространство, прилагает различные усилия для его упорядочивания, использования в достижении желаемого результата деятельности.

Многие задачи, которые решает для себя отдельная личность являются общезначимыми, их решали до нее и будут идти этим же путем и после. К таким процессам относятся: получение образования, обучение профессиональным навыкам, выбор места трудовой деятельности, определение стратегии, тактики трудового поведения, система решения социально-бытовых проблем.

Слайд

Условия достижения конкретного результата деятельности (Григорьев С. И.):

Целенаправленное упорядочивание, координация интересов, потребностей, отношений

Наличие требуемого для этого правового, экономического, социального, организационного обеспечения в необходимом объеме, состоянии, длительности, взаимосвязи.

Определенная степень активности и динамичность субъектов социального пространства.

Характеристика качественного состояния социального пространства определяется его сбалансированностью между провозглашенными целями общества и усилиями(правовыми, социальными, экономическими), которые приходится преодолевать на пути достижения цели.

Потенциал социального пространства определяется наличием в нем устойчивых систем связей, отношений, ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования СТ.

Основные показатели эффективности социального пространства:

Степень доступности использования его потенциала

Объем затрат для реализации конкретных СТ в данном социальном пространстве

Способность к воспроизводству потенциала, его развитие

Уровень культуры использования потенциала социального пространства

Самореализация человека осуществляется в социальном пространстве в режиме социального времени. Человек как субъект, преобразующий внешний мир и свою внутреннюю природу, является исходным пунктом (средством) и одновременно конечным результатом (целью) всего этого движения. Поэтому утверждение личности человека как действительного общественного богатства — императив социального времени.

Слайд

Социальное время –метод рассмотрения существующего явления во временном пространстве, форма существования общества, функционирование которого проходит во времени и пространстве.

Так же социальное время характеризует последовательность различных видов деятельности, их частоту.

Так же социальное время характеризует последовательность различных видов деятельности, их частоту.

Время необратимо, оно движется от прошлого к будущему. Социальное время имеет свою структуру, которая определяется основными сферами жизнедеятельности общества.

Структура социального времени:

1) Индивидуальные затраты времени.

2) Средние затраты времени.

3) Общественно-необходимые затраты времени.

Слайд

Наиболее важный метод изучения социального времени общества – это метод изучения использования бюджетного времени и рассчитываемые на его основе балансы времени.

Балансы и бюджеты времени дают объективную картину распределения использования времени, в которой отображено реальное поведение людей.

Вопрос 5 Социальный процесс как предмет технологизации

В научной литературе часто встречаются различные определения слова «процесс». В данном тексте под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты.

Слайд

Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если:

а) она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий;

б) предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления;

в) предшествующие явления вызывают однородное положение вещей.

Например, социализация — это процесс освоения индивидом общественного опыта. Она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемой личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями результате складывается определенное состояние его личности, формируются более или менее устойчивые черты.

Воспитание — также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы — социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и т.д. Причем это развитие характеризуется идентичностью, непрерывностью и связано структурно-функциональными зависимостями. На логику развития социального процесса существенно влияет сознание. Во многих социальных процессах (целенаправленных) роль сознания исключительно велика.

К таким процессам можно отнести самовоспитание, самообразование или профессиональное обучение. Однако часть процессов совершается как бы подсознательно. Люди задумываются о них, оказываясь поставленными перед фактом, т.е. сталкиваясь с их нежелательными результатами и последствиями. Нередко социальные процессы застают нас врасплох, ошарашивая своей неожиданностью и результатом. Поэтому в социально-технологической теории важен вопрос о границах социального процесса.

Слайд

Предметом технологизации являются:

внутриличностные процессы;

процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами;

процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой;

процессы, происходящие внутри группы;

процессы, происходящие в отношениях между группами;

процессы, происходящие внутри отдельного общества;

процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества.

Как видим, нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые соприкасаются непосредственно с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю — глобальные социальные процессы.

Поскольку человек — существо не только социальное, но и биологическое, то социальные процессы тесно переплетаются с биологическими. Полная картина социализации личности невозможна без учета возрастных периодов человека и их биологических особенностей (например, акселерации, т.е. ускоренного биологического созревания индивида). С другой стороны, биологические характеристики человека, такие, как, скажем, состояние его здоровья, нельзя понять без учета социальных, экономических, экологических факторов и переменных.

Сказанное относится также к соотношению социальных и других смежных (географических, геофизических и т.п.) процессов.

Слайд

Социальный процесс совершается в трех возможных формах:

1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта;

2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта;

3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии. Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную «подгонку» двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой — оптимизация объектного процесса.

Вопрос 6: Аналитические модели социального процесса.

Все сказанное выше позволяет перейти к рассмотрению структуры социально-технологического знания. Принимая в качестве предмета технологизации социальные процессы, выделим следующие элементы этого знания:

Слайд

1. Структурная модель позволяет определить содержание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса.

Если изменения, происходящие в социальной системе, приводят к исчезновению или обеднению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то такая система теряет свой потенциал, идет к регрессу.

Если развитие, происходящее в социальной системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то это развитие является прогрессом.

Слайд

Масштаб социального процесса — это социальное пространство, на которое он распространяется. В зависимости от масштаба выделяются локальные и глобальные процессы.

Локальные (ограниченные определенным местом) процессы охватывают часть социального пространства, глобальные — охватывают все социальное пространство. Процесс самовоспитания личности, к примеру, охватывает ее саму и ее ближайшее окружение, процесс социализации — все общество. Одни и те же процессы (сотрудничество, конфликт) могут быть как локальными, так и глобальными. Стремление ограничить социальный процесс определенным местом и не допускать его распространения называется локализацией. Так, субъект управления часто озабочен локализацией социальной напряженности, конфликта. Стремление расширить социальный процесс называется соответственно глобализацией. Расширение сферы сотрудничества между людьми, группами или народами всегда было и остается благородной целью.

Точная оценка масштаба социального процесса закономерностей его развития является необходимой предпосылкой принятия правильных решений. Если субъект управления имеет смутное представление о масштабах распространения, скажем, алкоголизма или наркомании, то вряд ли он сумеет успешно с ним бороться.

Слайд

2. Динамическая модель учитывает фактор времени, рассматривает социальный процесс во временном измерении. С этой целью используются такие характеристики, как фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, интенсивность, темп, ритм, состояние, обратимость.

Слайд

3. Факторная модель обусловлена тем, что социальный процесс, как и любой другой процесс, детерминирован определенными причинами.

Роль отдельных параметров детерминации социального процесса различна: одни вызывают его, другие обусловливают, третьи влияют на его продолжительность или темп и т.п.

Слайд

Параметры, которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание, составляют источник социального процесса. Если нет источников, то нет и процесса. В основе любого процесса лежат те или иные источники, порождающие его, дающие ему жизнь.

Слайд

Параметры, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать, составляют условия социального процесса.

Слайд

Параметры, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность и т.п.), относятся к факторам социального процесса.

Факторы не вызывают социальный процесс (в отличие от его источников) и не обеспечивают его существования (в отличие от его условий), но тем не менее влияют на него. Причем влияние иногда оказывается настолько сильным, что процесс даже приостанавливается или, наоборот, совершается в ускоренном темпе.

Слайд

Источники социального процесса делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники действуют в самой социальной системе, находятся в данном процессе, внешние источники — во взаимодействии этой социальной системы с другими системами.

Слайд

Условия бывают достаточными или недостаточными.

При недостаточных условиях социальный процесс или вообще не может совершаться, или совершается в деформированном виде.

Слайд

Факторы социального процесса делятся на:

а) положительные или отрицательные: положительные факторы содействуют процессу, отрицательные — препятствуют ему, тормозят его;

б) непосредственные и косвенные: непосредственные факторы действуют на сам социальный процесс прямо, непосредственно; косвенные — действуют опосредованно, косвенно, а именно через источники или условия социального процесса.

Выявление, анализ и соответствующая оценка источников, условий, факторов имеют принципиально важное значение для направленного воздействия на социальный процесс, его оптимизацию.

Слайд

Типологическая модель социально-технологического знания заключается в классификации всех процессов, возникающих в отношениях между людьми.

Определяя общество как многообразие отношений между людьми, все процессы, изменяющие общество, сводятся к двум большим группам: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей.

Первые составляют большую группу ассоциативных процессов, среди которых основные — сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения выступают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт.

Процесс соперничества, конкуренции, основан на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Кроме того, выделяются процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структурах. К ним относятся процессы мобильности. Процессы, изменяющие социальную организацию, делятся на процессы реорганизации и дезорганизации. Наконец, существуют также процессы изменений, происходящие в системах культуры, накладывающие глубокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие систему идеологии, религии, науки, техники.

Слайд

Типологизацию социальных процессов можно проводить и по другим основаниям (критериям):

общей направленности (процессы функционирования и процессы развития);

уровню протекания (локальные, глобальные и т.п.);

результатам, последствиям (конструктивные, деструктивные);

продолжительности (длительные, кратковременные);

сферам распространения (экономические, политические, социально-культурные, духовные и т.п.), по той роли, которую они выполняют в социальной системе.

В соответствии с таким основанием принято выделять:

процессы зарождения, формирования социальной системы (например, процессы организации и самоорганизации малых социальных групп);

процессы стабилизации социальной системы (например, процесс сплочения производственного коллектива);

процессы функционирования социальной системы (например, коммуникативные или регулятивные процессы);

процессы адаптации социальной системы, т.е. ее приспособления к меняющимся внешним условиям (например, процессы информатизации и компьютеризации);

процессы эволюции социальной системы (например, процессы модернизации или революции);

процессы распада социальной системы (например, процесс «антиселекции»);

переходные процессы, т.е. процессы перехода из одной системы в другую (например, процессы формирования плюралистической системы собственности, децентрализации управления общественными процессами и т.д.).

Знание типов и классов, протекающих в обществе социальных процессов является необходимым условием технологизации, выбора приоритетов, разработки и внедрения общих и частных технологий.

Слайд

В этой связи технологическая модель социально-технологического знания представляет взгляд на социальные процессы с позиции их оптимизации, определения и нахождения соответствующих путей, способов и методов. Следовательно, необходимо изучать те его характеристики, определения и учет, которые важны для решения задач оптимизации.

Слайд

Характеристики эти следующие.

Результат социального процесса — это то, что достигается по его истечении или истечении его цикла. Результат может быть фактическим (то, что уже достигнуто), ожидаемым (то, что предполагается достигнуть по истечении процесса) и вероятным (то, что предполагается по истечении процесса). Ожидаемый результат является целью.

Последствия социального процесса — его косвенные результаты, имеющие значение для других процессов и для других результатов.

Степень управляемости социального процесса — характеристика, выражающая возможность направленного воздействия на социальный процесс в целом, которая определяется соотношением управляемых и неуправляемых переменных. Чем больше управляемых переменных, тем выше степень управляемости социального процесса. Отдельные социальные процессы можно характеризовать с этой точки зрения как: 1) управляемые, 2) неуправляемые и 3) частично управляемые, или регулируемые.

Ограничения — те условия, которые накладываются на социальный процесс.

Эффективность — характеристика социального процесса, выражающая его оценку с точки зрения ожидаемого результата. Если фактический результат в основном соответствует ожидаемому, то можно говорить об эффективном процессе, если соответствует полностью — оптимальном, если соответствует частично — малоэффективном, если не соответствует — неэффективном процессе.

В заключение следует сказать о механизмах в системе социально-технологического знания, в частности конкретно о механизме социального процесса. Имеется в виду то, как этот процесс совершается, каким образом соотносятся и взаимодействуют его элементы, чем они приводятся в движение. Так, при рассмотрении механизма социализации определяются стадии социализации, общественные институты социализации и способы их воздействия на формирующуюся личность, направления и формы активности самой личности, способы согласования внешних воздействий. Если мы обратимся к процессу приватизации, то его механизм представляет собой систему воздействий, «запускающих» этот процесс и обеспечивающих его нормальный ход. С учетом сказанного можно дать такое определение. Механизм социального процесса — это комплекс взаимодействий элементов социальной системы, вызывающих и обеспечивающих ее движение.

Завершая изложение представлений о системе социально-технологического знания, следует напомнить еще раз, что предложенные составляющие не заменяют друг друга по принципу «хуже-лучше». Они взаимообусловлены и в таком взаимном дополнении дают многостороннее, целостное видение социального процесса, выявляют логику его развития и анализа.

Социально-технологические знания являются теоретической и методологической основой разработки и внедрения конкретных живых социальных технологий по оптимизации социальных процессов.

Слайд 1

Тема 2. Социальные ресурсы и социальный потенциал

Слайд 2

План:

Социальные ресурсы: понятие, сущность, виды

Социальный потенциал и социальные резервы, социальный капитал и социальный интеллект

Технологии освоения социальных ресурсов

Слайд 3

Социальные технологии. Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н. Иванов. – Москва-Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 1995.

Иванов В. Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2001

Социальный интеллект: теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН, 2004, стр. 11-28.

Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинев, 1997.

Слайд 4.

Вопрос 1. Социальные ресурсы: понятие, сущность, виды

Социальные ресурсы местного сообщества — крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства.

Во многих муниципальных образованиях нет для этого достаточных материальных (природных) и финансовых ресурсов. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые в отличие от материальных неисчерпаемы и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самовоспитания, самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания.

Слайд

Социальные ресурсы — это продукт совместной деятельности населения

Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.

Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, принципиально отличающих их от природных ресурсов. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы как, например, месторождения полезных ископаемых, тогда как социальные ресурсы неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития. Во-вторых, социальные ресурсы — это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

В-третьих, природные ресурсы можно держать в запасе и от этого они не увеличиваются и не уменьшаются. Иное дело — социальные ресурсы. Их нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать. В-четвертых, природные ресурсы поддаются количественному измерению и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно определить и оценить земельные, водные, лесные и другие ресурсы. Но труднее это сделать применительно к социальным.

Слайд

Природные ресурсы

Социальные ресурсы

Исчерпаемые

Невозобновляемые

Можно держать в запасе

Поддаются количественному измерению и оценке

Неисчерпаемые

2. Возобновляемые

3. Нельзя держать в запасе

4. Не поддаются количественному измерению и оценке

Слайд

Виды социальных ресурсов:

Коммуникативный ресурс

Соревновательный ресурс

Технологический ресурс

Духовно-нравственный ресурс

Мотивационный ресурс

Социально-психологический ресурс

Демографический ресурс

Социально-экологический ресурс

Коммуникативный ресурс

Что касается коммуникативного ресурса, то его оптимальное использование происходит за счет:

расширения внутреннего и внешнего круга коммуникативного взаимодействия

повышения интенсивности и активности коммуникативного взаимодействия

содействия положительной содержательной и эмоциональной направленности коммуникативного взаимодействия

С оптимизацией коммуникативного ресурса тесно связано лучшее использование соревновательного ресурса. Функциональное пространство соревновательности не сводится к труду. Оно охватывает все сферы человеческой жизни. С учетом этого используются методы гласного сравнения, «вызова», конкуренции, конкурсный и альтернативный подходы.

В недостаточной мере используется технологический ресурс.

Технологический ресурс используется:

• при постановке и согласовании целей, постановке проблем, информационном обеспечении

• при диагностировании и прогнозировании проблем и ситуаций

• при планировании (программировании), принятии решений, выборе оптимальных способов и методов действия

• при организации коммуникативного взаимодействия, выборе и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия

Что касается духовно-нравственного ресурса, то отсутствие общенациональной идеи, перспективы улучшения качества жизни, смена ценностей и пр. свидетельствуют о низкой степени его использования.

Использование мотивационного ресурса осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях:

на уровне ценностных ориентации;

на уровне социальных установок;

на уровне мотивов.

Наработан широкий набор способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса, а именно:

оперативное и стратегическое согласование территориальных межгрупповых и внутригрупповых интересов;

обеспечение, гарантирование социальных перспектив; содействие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества;

согласование личных и групповых интересов;

создание более благоприятных условий жизни;

Оптимизация использования демографического ресурса связана с повышением рождаемости, средней продолжительности жизни, числа разводов, совершенствованием структуры занятости, снижением уровня безработицы.

В этой связи в муниципальных образованиях создаются Центры планирования семьи, которые оказывают медико-консультативную помощь нуждающимся.

Проводится комплекс мер по оптимальному использованию социально-экологического ресурса местного самоуправления, в том числе облагораживание окружающей природной, архитектурной, культурной, социальной и других сред.

Слайд

Вопрос 2. Социальный потенциал и социальные резервы, социальный капитал и социальный интеллект

Слайд

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНКРЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ — максимальные возможности конкретной социальной организации, процесса, явления, отношений в процессе их воспроизводства.

Социальный потенциал конкретной технологии всегда конкретен, рассчитан на определенные параметры воспроизводства качества, отношений, состояний. Слайд

При разработке СТ следует учитывать основные факторы, влияющие на эффективность проявления социального потенциала:

мотивацию на раскрытие личного «Я»;

состояние среды;

уровень привлекательности объективных и субъективных стимулов при воспроизводстве качеств, состояний, отношений.

Отсутствие СТ в практике социального управления привело к возрастанию диспропорции между техническим, экономическим, социальным потенциалами производства, снизило его эффективность.

Слайд

Социальные резервы — нереализующиеся в настоящее время социальные возможности индивидов, коллективов и общества.

3 уровня социальных резервов:

локальные и реальные

системные и потенциальные

стратегические и перспективные

КАПИТАЛ СОЦИАЛЬНЫЙ — понятие, введенное П. Бурдье в статье «Формы капитала» (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод. Источники этой идеи можно найти у Токвиля, Зиммеля, Дюркгейма и М. Вебера.

По Бурдье, К.С. является продуктом общественного производства, материальных и тем самым классовых практик, средством достижения групповой солидарности. В таком понимании К.С. выступает не только и не столько причиной экономических выгод, сколько проявлением социально-экономических условий и обстоятельств; он является групповым ресурсом и не может быть измерен на индивидуальном уровне. Связи между экономическим развитием общества и размером совокупного К.С. опосредованы политическим строем, религиозными традициями, доминирующими ценностями.

Слайд

Социальный капитал — обозначение социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод (П. Бурдье, статья»Формы капитала»).

Иная концепция была предложена Дж. Колманом в статье «Социальный капитал в производстве человеческого капитала» (1988). Колман основывал свое понимание К.С. на эмпирической традиции в американской социологии и теории человеческого капитала Беккера. К.С. является общественным благом, но создается свободным и рациональным индивидом для достижения собственных выгод. Этот процесс предполагает социальный контракт, набор социальных норм, социальных обменов и, следовательно, некоторый базовый уровень доверия.

Слайд

Дж. Колман. С.К. является общественным благом, но создается индивидом для достижения собственных выгод. Этот процесс предполагает социальный контракт, набор социальных норм, социальных обменов и уровень доверия.

На индивидуальном уровне к получаемым выгодам К.С. относятся уровень здоровья, воспитание и обучение детей, возможности поиска работы, удовлетворенность жизнью, высвобождение времени (использование услуг), когнитивная простота мира (отсутствие необходимости самостоятельно решать все проблемы), более широкая социальная идентификация;

На организационном — снижение текучести кадров, преемственность персонала, неформальные возможности повышения квалификации, коллективный прирост знаний, преемственность организационного поведения; на уровне общества — облегчение социального контроля и передачи социального опыта, солидарность, удешевление бюрократической машины.

 

Слайд

Ушаков Д.В.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ВИД ИНТЕЛЛЕКТА

// Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004, стр. 11-28.

 

Проблема социального интеллекта привлекает в последнее время все большее внимание исследователей. На это существует несколько причин. С одной стороны, социальный интеллект является чрезвычайно важным практическим качеством, причем с развитием исследований выясняются новые области его применения. Так, американский психолог Р. Стернберг развил так называемую «инвестиционную теорию креативности», согласно которой творческая личность отличается способностью инвестировать свои силы в идею, низко оцениваемую в данный момент в профессиональном сообществе, с тем, чтобы потом, развив эту идею, придать ей высокий статус, «дорого продать». Стернберг обращает внимание на весьма важный аспект: творчество сегодня в таких областях, как наука, включено в широкую сеть разделения труда, движение вперед оказывается все более коллективным, и ученый должен обладать социальным интеллектом, чтобы успешно участвовать в этом коллективном движении. Способность продвинуть идею в социуме, по Стернбергу, оказывается почти столь же важной, как способность идею создать.

Слайд

Р. Стернберг развил так называемую «инвестиционную теорию креативности», согласно которой творческая личность отличается способностью инвестировать свои силы в идею, низко оцениваемую в данный момент в профессиональном сообществе, с тем, чтобы потом, развив эту идею, придать ей высокий статус, «дорого продать».

 

Механизмы и процессы социального интеллекта

Для начала возьмем какой-нибудь пример реальной ситуации, в которой необходимо использовать социальный интеллект. Допустим, некто говорит: «Иванов, конечно, не откажется от нашего приглашения: он недавно в городе, и ему необходимо завязывать знакомства.» Другой отвечает: «А я думаю, он откажется: он слишком дорожит своей независимостью».

Кто из высказавших мнение прав? Очевидно, что мы не можем ответить на этот вопрос, не зная Иванова. Каждый из собеседников обозначил определенный мотив [1], могущий управлять поведением Иванова. Оба мотива выглядят правдоподобно. Но какой из них пересилит? Чтобы это предсказать, нужно как бы «взвесить» на внутренних весах свое ощущение значимости соответствующих мотивов для Иванова.

Слайд

Субъективное «взвешивание» представляет собой универсальный момент работы социального интеллекта, поскольку поведение людей всегда движется множеством мотивов.

Субъективное «взвешивание» является системообразующим фактором, из которого выводятся другие особенности социального интеллекта.

 

Х. Гарднер

1. Социальный интеллект представляет собой не столько способность, сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни.

От чего зависит уровень социального интеллекта личности:

•от потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта;

•от личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию;

•от того, как сложился жизненный путь человек, пришлось ли ему направить свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную работу.

 

Вопросы к семинарскому занятию по теме 2: Природа и сущность социальных технологий

Вопросы:

Техника, технология, социальная технология: общее и различия

Эволюция подходов к определению социальной технологии в научном знании

Понятие социально-технологических отношений

Технологизация, унификация социальной деятельности и ее творческий характер

Социальное пространство и социальное время

Объект и предмет технологизации

Аналитические модели социального процесса

Понятие и виды ресурсов

Социальный потенциал и социальные резервы

Технологии освоения социальных ресурсов: проблемы разработки и внедрения




Предыдущий:

Следующий: