таблица лог

Схема этапов логопедической работы

ЗАНЯТИЯ

Разделы работы

Содержание и цели работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование

1 этап (первый месяц занятий)

1—4

Обследование

Сбор анамнестических данных.

Ответы родителей на вопросы

детей.

проверка речи детей.

логопеда.

1 — 12

Охранитель-

Установочная беседа с роди-

«Молчанки».

Составить с детьми режим дня,

Книги, картинки.

ный режим.

телями: организация и прове-

иллюстрированный рисунками.

поделки, игрушки

дение общего и речевого охра-

Соблюдая режим дня, приду-

к выбранному сю-

нительного режима.

мать и проиграть сюжеты игр;

жету.

приготовить соответственно иг-

4—12

Релаксация.

Расслабление конечностей по

«Кулачки». «Оле-

рам поделки, рисунки. Добиваться расслабления по

Фотографии поз

контрасту с напряжением.

ни», «Штанга»,

контрасту с напряжением.

при релаксации.

«Пружинки»,

«Ноги загорают»,

«Кораблик».

2- 10

Речевое дыха

Постановка диафрагмального

«Звуки-коман

Тренировать плавный речевой

Предметные кар-

ние.

речевого дыхания: произнесе

диры».

выдох с самоконтролем.

тинки или игруш-

ние гласных по одному и по

Нарисовать и раскрасить крас-

ки, названия ко-

два на выдохе; называние

ным цветом соответствующие

торых начинают-

предметных картинок с опорой

гласные.

ся на отрабаты-

на ударный гласный; чтение

«Сценки почти

К каждой гласной подобрать

ваемый ударный

стихов на соответствующие

без слов».

слова-картинки и четко их на-

гласный.

гласные. Использование мини-

звать. Показать «Сценку без

Куклы-бибабо.

мального речевого материала в

слов».

сюжетно-ролевых играх.

Развернутые схемы каждого этапа логопедической работы показывают, как логопед и родители могут использоватьпредлагаемый материал для организации щадящего режима, проведения занятий по релаксации и речевых» игр Д1я устранения заикания. «

Продолжение

Занятия

Разделы работы

Содержание и цели работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование

II этап (второй месяц занятий)

3—12

12

13—24

13—24

Общение короткими фразами.

Заключительное занятие.

Охранительный режим.

Релаксация.

Выработка навыков свободного поведения, выразительной интонации, четкой артикуляции звуков. Выделение ударных гласных, соблюдение пауз. Называние и однословное описание предметов, картинок и. т. д. Проведение сюжетно-ролевых игр.

Выступления детей (коллективные, индивидуальные). Оценка первых успехов в соблюдении речевых правил.

Соблюдение охранительного режима. Ограничение спонтанной речи.

Расслабление мышц шеи, речевого аппарата, диафрагмы. Внушение состояния покоя.

«В Стране коротких ответов». Игры «Приезд в Страну коротких ответов», «В лесу» и т. д.

Праздничный концерт.

«Молчанки»

Упражнения: «Шарик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Лягушки», «Горка», «Волшебный

Выполнить рисунок, поделку; подобрать картинки; принести игрушку и т. д. и дать ее описание короткими фразами. По своим альбомам подготовить вопросы к рисункам и картинкам. Выполнить поделки для оформления зала; сделать детали костюмов для выступления.

Проводить с легко возбудимыми или ослабленными после болезни детьми для ограничения речевого общения. Добиваться расслабления мышц по контрасту с напряжением. Вызывать ощущение общего покоя во время «Волшебного сна».

Игрушки, поделки, рисунки самих детей; реквизит к соответствующим играм.

Шапочки с изображением букв Куклы-бибабо. Самодельные значки, маски и т. д.

Поделки, реквизит к играм.

Фотографии поз при релаксации

Продолжение

Разделы работы

Содержание и цели работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование

1 3—24

13—24

Речевое дыхание.

Активизация развернутой речи.

Упражнения на слитность и плавность произношения гласных (3—4 звука), на четкость и длительность выдоха при произнесении согласных. Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы. Закрепление навыков плавного длительного выдоха.

Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из 1—3 смысловых отрезков. Составление небольших рассказов и пересказов с соблюдением речевых правил.

Упражнения: «Жук>, «Насос» «Комарик», «Трубач», «Парад цифр».

«В Стране полных ответов».

Тренировать плавный речевой выдох при четком произношении гласных и согласных.

Изготовить плакатики размером 15Х Ю см с изображением цифр на одной стороне и соответствующего количества предметов на другой.

Составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам, отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих рисунках и поделках, сочинять и рассказывать сказки на заданные темы.

Куклы-бибабо.

Плакатики с цифрами и рисунками.

Картинки, план Города красивой речи, поделки, рисунки, игрушки.

15—24

24

Инсценировки

Заключительное занятие.

Воспитание свободной эмоциональной речи в коротких сценках.

Выступления детей.

«Наш театр», «Наше кино», «Наши фантазии».

«Кукольный концерт», «Веселый концерт» и т. д.

Учить диалоги и разыгрывать их по ролям.

Рассказать о своих впечатлениях о праздничном концерте.

Маски, куклы-бибабо, фланеле-граф, декорации и реквизит для постановок

Занятия

Разделы работы

Содержание и цели работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование

III этап (третий месяц занятий)

25—36

25—34

25 — 04

25—36

25—35

35

Охранительный режим.

Релаксация.

Речевое дыхание.

Переход к

спонтанной

речи.

Свобода речевого общения.

Заключительное занятие.

Соблюдение охранительного режима.

Внушение в состоянии покоя формул правильной речи. Повторение одного-двух упражнений на гласные и согласные. Тренировка в произнесении фраз с паузой. Обучение пересказам без опоры на наглядность и без домашней подготовки. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги.

Выработка навыков свободного общения в инсценировках и сюжетно-ролевых играх.

Рассказы, сказки, представления.

;<Молчанки». «Волшебный сон».

Установки: «Покажи и расскажи», «Сочини и расскажи», «Просто так ты не гуляй — глазом острым наблюдай».

«На приеме у доктора Айболита», «Школа Карандаша» и т. д.

Праздничный концерт.

Индивидуально — по мере необходимости. Повторять и придумывать новые сюжеты. Проводить «Волшебный сон» не менее трех раз в день. Продолжать ежедневно дыхательно-артикуляционные упражнения.

Проводить с ребенком имитационное чтение, слушать радиопередачи и пластинки — с последующим пересказом. Рассказывать об экскурсиях, сочинять и рассказывать сказки.

Провести экскурсию, прочитать нужные тексты, подготовить предполагаемые диалоги, изготовить нужное оборудование. Выучить текст роли в сценках.

Закреплять полученные речевые навыки в различных жизненных ситуациях.

Куклы-бибабо.

Альбом детей; книги; поделки; рисунки детей и т. д.

Реквизит, соответствующий сюжету.

Маски, куклы, значки, эмблемы и т. д.




Предыдущий:

Следующий: