таблица процесс

Ильина Юлия 130 группа ИГиМП

Эволюция процессуального права

1917–1918 гг

1920-е гг

1930–1940-е гг

Уголовное

Декрет о суде № 1, упразднялись все дореволюционные судебные органы,.: окружные и судебные палаты, Сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.

Создавалась новая судебная система: 1 звено — местные суды,. Действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. В качестве касс инстанций выступали уездные и столичные съезды местных судей.

Декрет о суде №2. Расширение подсудности местных судов и образование новой судебной инстанции — окружных судов.

Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания.

Декрет о суде 3. Расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Касс жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассм в кассационном суде в Москве.

В ноябре 1918г. учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из 1 народного судьи и нескольких заседателей.

Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.

Параллельно для борьбы с противниками революции создавалась система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами.

Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.

В июне 1918г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, кт рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов.

В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.

Учреждение прокуратуры — органа непосредственно обязанного стоять на страже закона. Надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, за производством дознания и предварительного следствия, возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, поддерживала обвинение в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в касс и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.

Возникла и адвокатура. При губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников. На кт возлагалось обеспечение защиты обвиняемых.

В 1922 г. Вместо общих судов и трибуналов, создавалась 3хзвенная: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики.

Народный суд, учреждался в уездах, рассм основн массу уголовных и гражданских дел.

Губернский суд явл 1 инстанцией по нект важнейшим делам и выступал как касс инстанция для народных судов. Выполнял функции по руководству народными судами.

Верховный суд выступал 1 инстанцией по особо важным делам и в качестве касс инстанции для губернских судов, осущ судебный контроль над всеми судами республики, давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики. В ведении судов находился следственный аппарат.

ВС СССР давал верховным судам союзных республик разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства, имеющие значения обязательных. На Верховный суд СССР возлагались функции конституционного надзора, направленные на защиту интересов как Союза, так и его членов в рамках Конституции.

УПК 1923 установил гарантии неприкосновенности личности, расширил право обвиняемого на защиту, принцип гласности судебного разбирательства, полного и всестороннего изучения дела, исследования как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.

регламентировал порядок дознания и следствия. При производстве предварительного следствия следователь был обязан выяснить обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Адвокат на предварит следствие не допускался. Надзор за законностью возлагался на прокуратуру.

В судебном заседании могли участвовать общественные защитники и обвинители.

При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить в письменном виде особое мнение, кт приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало.

Регламентировались касс и надзорный порядки обжалования приговоров, производство по возобновлению дел в св с вновь открывшимися обстоятельствами и особые производства.

принципы уголовного процесса— гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д.

Применение репрессий и массового террора. введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, кт предусматривал очень короткий срок расследования — не более 10 суток и вручение обвиняемому обвинительного заключения за сутки до рассмотрения дела в суде. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

Вне системы судебных органов стояли Особые совещания при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюдения уголовно-процессуальных норм.

Гражданское

Принципы гласности, публичности, равенства всех перед законом, ведения производства на родном языке, объективного и всестороннего рассмотрения дела. В нект случаях приглашался переводчик. ГПК устанавливал исчерпывающий круг источников гражданского процесса, на основании кт суд принимает решения по делу: действ нормативные акты высших органов власти и управления СССР и РСФСР, норматив местных органов власти; общие начала советского законодательства; политика офиц правительства.

Суд приступал к рассмотрению дела по заявлению заинтересованной стороны. Прокурор мог предъявлять иски, вступать в дело на любой стадии процесса, давать заключение по делу, вносить протест в вышестоящую судебную инстанцию на незаконное и необоснованное решение нижестоящего суда.

Стороны по ходу процесса могли изменять основание и предмет иска. Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными сторонами. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих законных представителей.

Лицами, участвующими в процессе, могла быть подана кассационная жалоба на решение суда в губернский суд или Верховный суд. Основаниями к отмене судебного решения являлись: нарушение или неправильное применение действующих законов, явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. В установленных законом случаях дело могло слушаться в закрытом заседании.




Предыдущий:

Следующий: