таблицы нах

Цели образования и обучения

Сущность цели и ее определение

Многоуровневый характер педагогический целей

Модель специалиста

4.Иерархия целей

Общегосударственные цели, государственный стандарт образование и программа

Всестороннее воспитание (обучение) творческой личности

Государственная аттестация специалистов

Общеобразовательные цели, рабочая программа, учебный план

Конкретная модель личности специалиста

Факультетская цель

Структура общественной идеологической и специальной подготовки специалиста

Текущая аттестация

Кафедральные цели

Содержание и качество усвоение предметов, формирование определенных качеств специалиста

Текущий контроль уровня сформированности навыков и умений

5.Методические рекомендации для составления модели специалиста. Факторы, влияющие на формирование целей

Общая культура специалиста:

Самообразование

Менталитет

(склад ума; совокупность умственных навыков, духовных установок, культурных традиций, верования, поведение, характер, устойчивые привычки и формы поведения)

Здоровье

Содержание образования

Внешняя культура

Внутренняя культура

Культура общения

Культура речи

Система знаний

Внешний вид

Культура чувств

Межличностное отношение

Культура языка (правильность, грамотность речи)

Физическая культура

Система деятельности

Культура поведения

Направленность личности: мотивы, потребности, интересы, идейные и практические идеалы

Стили общения: академический, бытовой, высокий, торжественный, авторитарный, демократический, либеральный…

Культура речевого общения / поведения

(правильно обращаться)

Культура питания

Опыт творческой деятельности

Характер (моральные и волевые качества)

Гигиена

Оценочно-эмоциональное отношение к миру

Культура секса

Иерархия целей:

Глобальная цель

(ради чего?)

Правовые и экологические умения

Высокая общая культура

Предметная цель

Общие цели, касающиеся предмета в целом на протяжении всего курса обучения

Предметно-специфические задачи, которые студент должен научиться решать в результате изучения предмета

Частные цели, изучение конкретных разделов и тем учебного предмета

Содержание образования и обучения в высшей школе

Критерия отбора содержания обучения в высшей школе

Система знаний о природе, обществе, способах действия

Способы действия (навыки и умения).

Сложность

Трудность

Опыт творческой деятельности.

Объем материала

Актуальность

Эмоционально-ценностное отношение к действительности

Интерес

Целостное отражение содержания образования

Высокая и научная и практическая значимость

Фундаментальность инвариантного знания с помощью системно-структурного анализа

Гражданская и гуманистическая направленность материала

Развивающий характер учебного материала

Эстетические аспекты содержания

Основные типы, проблем, решаемые наукой и ее методы. Основные нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом

Взаимозависимость и взаимообусловленность профилирующий и непрофилирующих предметов

Соотнесенность с уровнем развития современной науки

Умственные действия

Логические действия Учебные действия Интеллектуальные действия

Сравнение Организационные действия Построение планов действия

Умозаключение Умение пользоваться библиотекой Рефлексия своей познавательной деятельности

Абстрагирование Составлять библиографию Иерархизация типов познавательной деятельности

Классификация Составлять конспект по последовательности и подчиненности опознания

Обобщение Практические действия и сознание видов связи

Минимум видов суждений

Высказывания

Поисковое действие, облегчающие процесс решения задач:

Умение сопоставлять (соотносить каждый шаг поиска решения)

Доказывать

Проверять полноту и достоверность решения

Логические действия

Учебные действия (включает в себя операции)

Интеллектуальные действия

Поисковое действие, облегчающие процесс решения задач:

Сравнение

Организационные действия

Построение планов действия

Умение сопоставлять (соотносить каждый шаг поиска решения)

Умозаключение

Практические действия

Рефлексия своей познавательной деятельности (наблюдение и осознание)

Доказывать

Абстрагирование

Иерархизация типов познавательной деятельности по последовательности и подчиненности, опознавание и осознание видов связи;

Проверять полноту и достоверность решения

Классификация

Обобщение

минимум видов суждений

высказывания

Психолого-характерологические действия:

Надпредметное содержание

Условия управления формирования положительных учебных мотивов

Замеры и оценка текущего и итогового отношения к методическим приемам к способу действия с учебным материалом и к самому учебному предмету в целом (пилотное анкетирование). Пример анкеты: «Ваше отношение к предмету в данный момент (+,−, не знаю)» — первый опрос. В середине повторно. В конце снова и доп. вопрос: «считаете ли вы этот предмет необходимым для вас (да, нет, не знаю)».

Градуировка целей обучения и планомерное знакомство с ними учащихся. Проще говоря, план.

Регулярное знакомство студентов/учащихся с методическими приемами, с помощью которых их обучают.

Включение деятельности по овладению непрофилирующим предметом, ведущую деятельность имеющим для студента определенный личностный смысл. И на основе этого — раскрытие перед ним реальной связи, целей учебной деятельности по овладению этим непрофилирующим предметом, с мотивом ведущей деятельности, тем самым происходит сдвиг имеющихся мотивов на познавательной цели, которая ставится в обучении.

Предъявление в учебнике такого учебного материала, который мог бы оказать эмоциональное воздействие на учащегося. Этим целям отвечает материал, подобранный не только в соответствии с уровнем знания и интересом учащегося, но и содержащий новые малоизвестные факты.

Обеспе’чение учебного процесса достаточным количеством проблем (задач и заданий), которые оптимизируют мыслительную деятельность студентов. Материал должен содержать не только интересную информацию, но и побуждать к размышлению.

Организация процесса активного преобразования самим учащимся объекта усвоения в результате ориентации его на определенные способы и приемы работы с учебным материалом, овладение обобщенными способами усвоения этих действий.

Обеспечение ориентации студентов как на способы собственно учебной деятельности, так и на способы будущей профессиональной деятельности.

Обеспечение ориентации учащегося на способы самостоятельного приобретения знания, навыков и умений, формирование внутренней потребности в саморазвитии (любознательность, пытливость, целеустремленность, трудолюбие). В этих целях преподаватель должен исходя из индивидуальных особенностей личности студента давать дифференцируемые дополнительные задания.

Обеспе’чение возможности осуществления самоконтроля. Студент должен сам себя контролировать, рефлексировать. Самооценка бывает завышенная, заниженная, адекватная (стимулирующая положительную мотивацию, сознательность и активность учащегося). Учащийся с заниженной самооценкой испытывает неуспех, следовательно, не видит результативности своей деятельности. Для самостоятельной работы нужны задачи с ключами (ответами).

Обеспечение учащегося подкреплением успеха. Особое значение этот фактор имеет на младших курсах, но подкрепление должно быть не сплошным, а в зависимости от потребности учащегося. В этих целях преподаватель может использовать любого рода поощрения, но нельзя быть безразличным.

Установление межличностного общения преподавателя и студентов между собой. В ситуации сотрудничество и партнерство на основе диалога, обеспечивающего взаимопонимание между ними, так как это влияет на мотивационно-эмоциональную сферу общения и благоприятствует ли созданию таких ситуаций, где радость общения и познание неразделимы.

Условия или факторы, влияющие на течение и процесс творческой деятельности

Личностные

Отрицательные

Устойчивые черты или характер личности, которые могут влиять на состояние, вызванные той или иной ситуацией; конформизм (соглашательство, низкая самооценка); подавленность; отрицательные эмоции, мотивация избегания.

Нехватка времени; стресс; повышенная тревожность; неуверенность в своих силах; страх перед неверным решением задачи

В процессе обучения в высшей школе функционируют разные формы:

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Производственная практика

Курсовые работы

Дипломное проектирование

УИРС (учебно-исследовательская работа студентов)

НИРС (научно-исследовательская работа студентов)

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Информативную

Обучающую

Воспитывающую

Развивающую

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Производственная практика

Курсовые работы

Дипломное проектирование

УИРС (учебно-исследовательская работа студентов)

НИРС (научно-исследовательская работа студентов)

Самостоятельная работа студентов

Форма организации лекции

Содержание лекции

Тема лекции

Методическая разработка учебной лекции

Использование вспомогательных средств

Целостный образ преподавателя в процессе чтения лекции

Наличие плана и конспекта лекции: да, нет

Доказательность материала: излагается убедительно, декларируется без доказательств

Наличие связи материала с профилем подготовки студентов: хорошее, достаточное, неудовлетворительное

Структура лекции: четкая, расплывчатая, беспорядочная

Манера чтения лекции: увлекательная, хорошая, наглядная, легко записываемая, монотонная

Критерии оценки лекции:

Отношение преподавателя к слушателям: придирчивое, в меру требовательное, равнодушное, внимательное

Контакт с аудиторией: хороший, достаточный, отсутствует.

Посещаемость лекции: студентами: больше половины, меньше половины (по количеству).

Запись (конспектирование) лекции.

Владение лектором родным языком (грамотность, стиль), речевое поведение: хорошее, слабое (повторы, слова-паразиты)

Поведение лектора: свободное, уверенное, скованное, манерное

Владение материалом: хорошее, недостаточное, слабое

Связь теории с практикой: хорошее, недостаточное, слабое

Семинар-диспут

Семинар-развернутая беседа

Проект-семинар

Виды семинаров

Про-семинар

Семинар-конференция

Семинар в виде комментирующего чтения

Семинар для решения задач и выполнения упражнений

Методы обучения

Сущность методов обучения Классификации методов обучения в дидактике Технология осуществления вышеуказанных методов

Рецептивный Обучение в малых группах. Ситация сотрудничества.

Репродуктивный Ведение дискуссий.

Продуктивный Использование мозгового штурма.

Кейс-метод

Метод проектов

Метод деловых игр

Современная педагогическая технология обучения

Частично-поисковый метод Исследовательский метод

Видение проблемы

Высказать гипотезу, предположение. Творческие задачи Продуктивные задачи

Строить план проверки гипотезы

Делить проблемы на подпроблемы (на подзадачи)

Собирать данные. Обобщать материал. Делать выводы.

Строить математическую модель

Построение оригинального решения , не опирающегося на решения прошлых методов

Комбинировать новый способ решетя из элементов ранние известных методов

Умение перенести усвоение знания, навыки и умения в проблемную ситуацию

Увидеть по-новому структуру тривиального объекта (его новые элементы, функции, связи)

Увидеть проблему в тривиальной ситуации

Общие психолого-педагогические цели:

(Развитие творческих способностей)

Основные психолого-педагогические принципы деловой игры:

Умения, которые должны быть сформированы в процессе деловой игры:

Видеть профессиональную ситуацию как целое. Уметь анализировать составные части объекта деятельности и условия его функционирования

Выделять в этой профессиональной ситуации:

Предмет действия

Цель

Средства

Ожидаемые результаты

Преобразование ситуации

Формулировать и ставить задачу. Выделять систему действий, обеспечивающих достижение целей в данных условиях

Строить модель деятельности по преобразованию условий поставленной задачи, подбору недостающей информации и исключение излишней информации, условий и т. д.

Осуществлять действия по решению задач

Поводить оценку и обобщения, полученных результатов. Доказательность правильности решения.

Анализатор

Рецептор

Переферический отдел:

Афферентный (центростремительный)

—————————————————→

←—————————————————

Эфферентный (центробежный), проводящие пути

Мозг

Классификация ощущен По месту расположения рецептора

По наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающего ощущения

Классификация ощущений

По времени возникновения

По виду раздражителя

Английский ученый П. Шеррингтон предложил систематизацию ощущений, в которой выделил 3 класса

Классы ощущений

Интерроцептивный (внутренний органический)

Экстерроцептивный

Пропреоцептивный

Сигнализируют о том, что происходит в организме (боль, жажда, холод)

Возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенных на поверхности тела.

Расположены в мышцах и сухожилиях. С их помощью головной мозг получает информацию о движении и расположении частей тела.

Дистантные

Контактные

Зрительные (85 %)

Осязательные, вкусовые, обонятельные

Внимания

Виды внимания Качества и свойства внимания

Непроизвольное Устойчивость

Произвольное Переключение

Послепроизвольное Распределение

Объем внимания

Для формирования внимания учащегося:

Необходимо вызвать интерес у учащегося к этому предмету (мотивация). Увлеченность предметом связана с активностью учащегося (элементы творчества). Проблемные вопросы, проблемные задачи.

Необходимо четкая организация учебного процесса.

Речь преподавателя. Речью можно увлечь или разочаровать.

Изложение должно быть четким и логически построенным.

Огромное значение имеет наглядность: схемы, таблицы и т. д.

Разнообразие приемов обучения. Слишком большое разнообразие также вредно, как и монотонность.

Зрительная опора в любом виде. Длительная слуховая сосредоточенность утомляет.

Лекцию необходимо предварять планом.

Резюме лекции.

Восприятие

Особенности Виды

Предметность Зрительное(85—90 %)

Целостность и структурность Слуховое (9 %)

Константность Моторное : вкусовое, обонятельное, осязательное (1 %)

Категорильность

Осмысленность (осознанность)

Восприятие лекции

Целесообразно группировать материал вокруг не более 5 основных проблем

Учитывать дискретный характер восприятия (воспринимаются не отдельноые кускиЮ а цельные блоки со смысловыми связями; перекодирование речевого материала, укрупнение частей между которыми устанавливается смысловые связи, образуя более сложные смысловые куски)

Апперцепция (влияние прошлого опыта) – эта особенность определяется уровнем владения родным языком, предметом о котором идет речь. От этого зависит прогнозирование (например, можно продолжить мысль другого человека).

Зависимость восприятия лекции от прошлого опыта человека, которая дает возможность построить несколько прогноз. Иными словами что-то предвосхитить.

Для лучшего восприятия высказывания необходимо использовать избыточную информацию (до 70 %)

При удержании в памяти воспринимаемой информации отдается предпочтение началу и концу высказывания («эффект края»)

Память

Виды памяти: Основные законы памяти

По характеру психической активности, Закон ассоциации

преобладающей в деятельности человека: Закон связи памяти с мышлением

Двигательная Закон связи памяти с речью

Эмоциональная Закон связи памяти с воображением

Образная Закон связи памяти с мотивацией (потребностями)

Словесно-логическая Закон связи памяти с эмоцией

По цели деятельности: Закон связи памяти с эмоцией

Непроизвольная

Произвольная

По продолжительности закрепления и сохранения

материала в связи с его ролью и местом деятельности

Долговременная

Кратковременная

Оперативная (некоторые не отделяют от кратковременной)

Условия и приемы , способствующие осмысленному и прочному запоминаню

Условия и приемы, способствующие осмысленному и прочному запоминанию:

Положительная мотивация. Интерес

Доступность материала

Установка на запоминание

Концентрация внимания, которое можно достичь с помощью анализа, объяснения, сравнения, сходства и различий между предметами, явлениями, событиями. Таким образом, мы включаем новый материал, подлежащий запоминанию, в уже усвоенный

Осмысленное запоминание. Основано на понимании внутренних логических связей для понимания материала. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

Создание эмоционально-окрашенных образов (воображение, фантазия). Это тесно связано с интеллектом и ассоциацией.

Важны ассоциации. Создание ассоциограмм

Повторение материала. Важнейшие условия овладения навыками, знаниями и умениями. Благодаря повторению достигается прочность запоминания и воспроизведение материала. Повторение должно быть активным и разнообразным. Например, придумать примеры, составить схему, таблицу, наглядное пособие. Повторение должно быть вслух или мысленно про себя. Запоминание: концентрированное (повторять подряд 10 раз), распределенное (с промежутками во времени). Повторять нужно через 30-40 секунд, через 2 часа, через 2 дня, через неделю, через 3-5 недель, через 6 месяцев.

Метод группировки, классификации. Этот метод основан на подразделение предметов и явлений или понятий на ряд категорий. Напр., сначала составляются пары хорошо сочетаемых слов (глаза-очки, члкуи-носки). Составлять небольшие фразы со словами. Можно составлять нелогичные пары слов (словарь-ноготь, Солнце-палец)

Преобразование абстрактного понятия в конкретное. Например, скорость-самолет, бедность-нищета

Метод цицерона (метод мест). Нужно представить определенное место и заполнить его понятиями, которые нужно запомнить, присвоив им номера. Нужно ответить на вопросы что, где и когда положено то или иное понятие. Материал подлежащий заучиванию следует структурировать в схемах, таблицах. Продуктивное запоминание зависит от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается быстрее, лучше. Логически связанный текст запоминается лучше, чем разрозненные предложения. Учить иностранные слова нужно в количестве не более 10-15 слов. Постепенно по 5.

Метод вопросов. Кто, что, кого, кому, когда, где?

Мышление

Виды мышления (общепризнанные) Индивидуальные особенности мышления

Наглядно-действенное Гибкость ума

Наглядно-образное и практическое Самостоятельность

Отвлеченное (теоретическое) мышление Инертность мышления

Быстрота мышления

Критичность мышления

Глубина ума

Широта мысли

Стадии мыслительного творческого процесса:

Возникновение темы — на этой стадии возникает чувство необходимости начать работы, чувство напряженности, которое мобилизует творческие силы.

Восприятие темы

Анализ ситуации

Осознание (осмысление) проблемы — происходит кристаллизация проблемы, подлежащая решение.

Мучительная работа над решением проблемы. Представляет собой «причудливую» смесь осознаваемых и неосознаваемых усилий (продолжаете делать усилия, когда не заняты этой проблемой, то есть проблема не отпускает).

Возникновение идеи решения (инсайд).

Исполнительная стадия — по сути, техническая стадия, не требующая особых усилий.

Воображение

Виды воображения Так же выделяется

Произвольное воображение Воссоздающее воображение

Непроизвольное воображение Творческое воображение

Воображение Рубинштейн

Конкретное воображение Абстрактное воображение

Типы мотивы студентов

Мотив достижений Познавательный мотив

Познавательные интересы, который выходит за рамки тех знаний, которые он данный момент получает, активен во всех сферах жизни ВУЗ и ориентирован на разностороннюю профессиональную подготовку.

Типы студентов

Четкая ориентация на узкую специальность. Познавательная деятельность выходит за пределы учебных программ и изучает свою специальность не «вширь», а «вглубь».

Познавательная активность только на усвоение знаний, навыков и умений. Только в рамках учебной программы. Минимальный уровень творчества.

Классификация студентов по психологическим особенностям

По темпераменту По акцентуации По направленности или ориентации личности

на внешний и внутренний мир

Темпераменты

Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

Классификация по направленности и ориентации на внешний и внутренний мир (Юнг):

Классификация по направленности и ориентации на внешний и внутренний мир (Юнг):

Экстраверт. Ориентируется на свое внешнее впечатление, на происходящие вокруг события. С этим связана его реактивность (подвижность, изменчивость). Социальная контактность. Общителен и стремится к успеху.

Интроверт. Для него типична установка на свои внутренние впечатления, на собственное состояние. Он сосредоточен и замкнут. Слабая реактивность на внешние впечатления. Ограничен в общении с людьми.

Классификации способностей:

Классификации способностей:

По видам психических функций: ощущение, внимание, восприятие, память…

По видам деятельности.

Общие и специальные способности. У большинства нормального развития людей данной возрастной группы задействованы в широком спектре деятельности: интеллект, креативность (способность к творчеству) — это общие способности; специальные способности — требуют специального развития, формирования особого дарования (музыкальные, художественные, математические).

Характеристики способностей

Количественные Качественные

Структура волевого акта

Структура волевого акта:

Мотивация выступает в качестве побуждения к деятельности, связанную с удовлетворением потребности индивида.

Мотивация объясняет, на что направлена активность (ради чего она выполняется). Совокупность мотивов — направленность личности человека

Мотивация является средством саморегуляции поведения и деятельности человека (здесь добавляется личностный смысл)

Волевые качества:

Волевые качества:

Целеустремленность — сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельность.

Инициативность — активная направленность личности на совершение действий.

Самостоятельность — сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов.

Решительность — умение принимать претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.

Импульсивность — спонтанность и необдуманность действий, совершаемых под воздействием волевых импульсов.

Энергичность — мобилизация сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость — мобилизация сил для длительной борьбы с трудностями для достижения поставленной цели.

Организованность — способность разумно планировать и упорядочивать ход всей деятельности

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, требованием дела.

Самоконтроль — умение контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных целей.

Развитие воли человека — а) лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять б) цель должна быть полезной и привлекательной, общественно-значимой в) цель должна отвечать вашим возможностм

Функции преподавателя

Функции преподавателя

Целеполагающие функции — ориентационная, развивающая, стимулирующая психическое развитие учащихся. Обозначает конечную цель, результат, к которому должен стремиться инженер-педагог.

Организационно-структурные

Конструктивные — обязанность педагога связана с разработкой технологии с каждой формой деятельности учащихся (лекции, семинары, самостоятельная работа…), решение каждой возникшей педагогической задачей

Проектировочная функция — обязанность педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих целей, то есть сводить воедино всю педагогическую стратегию и тактику.

Организаторская функция — умение распределить свои силы и силы учащегося в учебной деятельности, определять свои ответственность.

Организация процесса усвоения — организация деятельности учащихся (коллективный и индивидуальный). Организовать деятельность учащихся таким образом, которые позволило бы преподавателю осуществлять ближайшие и конечные цели своей деятельности.

Коммуникативные функции — (а) установление правильных взаимоотношений с учащимися, (б) другими преподавателями и (в) установление форм сотрудничества с учащимися.

Гностическая (гносис —знание) — обязанность педагога постоянно исследовать, изучать самих учащихся и педагогический процесс. Формулировать возникающее проблемы, ставить и решать педагогические задачи. Получать новые психологические и педагогические знания.

Педагогическое общение

Сущность общения Стили общения Факторы, стимулирующие активность педагогического общения Способы объединения индивидуальных . усилий участников общения

Сотрудничество

Расположение учащихся в аудитории

Объем группы

Психолого-педагогические умения

вызывать интерес и активность учащихся

непрерывно учиться

совершенствоваться

владеть техническими средствами обучения

владеть современной технологией обучения

организовывать самостоятельную работу студентов

предвидеть последствия своих действий

моделировать личность студента и учащегося (то есть предвидеть, каким специалистом он будет в будущем)

прогнозировать развитие тех или иных качеств учащихся

моделировать свое поведение и поведение студентов

стимулировать у учащегося самостоятельное творческое мышление

Взаимосвязанные стороны в структуре общения

Коммуникативная Интерактивная Перцептивная

обмен информацией Установления контакта Внешний вид

стремление партнеров понять друг друга Общение в ситуации и обстоятельствах Факторы привлекательности

проблема одинакового языка Обсуждение проблемы Факторы превосходства

устранение специфических барьеров Принятие решения Фон

способность человека принять информацию Выход из контакта

Стили общения

Авторитарный Демократический Либеральный

Факторы, стимулирующие педагогическое общение

Факторы, стимулирующие педагогическое общение:

Заинтересованность — первый элемент психологического контакта, условия возникновения дальнейшей устойчивой связи. Может быть односторонней или взаимной. Если заинтересованность будет только с одной стороны, то общения не возникнет.

Ценностная ориентация — общность ценностных ориентация, которая выступает в виде единства целей общности, взглядов, отношений, позиций людей относительно значимых для них объектов. Наличие подобных установок не всегда осознается участниками общения. Нужно учитывать, что негативные или искаженные установки общающихся людей могут привести.

Ориентировка в личности партнера — хорошее знание и понимание партнера, личности студента, сопереживание ему. При общении в коллективе важно, чтобы возникла положительная обратная связь.

Недистанционный характер общения — сокращение дистанции между преподавателями и студентами приводит к большей открытости, вызывает положительный эмоции, способствует установлению диалога.

Персонификация процесса общения — внесение в общение элементов личностного порядка.

Способы объединения усилий участников общения

Сотрудничество Партнерство

Введение в деятельность

Разделенное действие

Имитируемое действие

Поддержанное действие

Саморегулируемые действия

Самопобуждаемые действия

Самоорганизущие действия




Предыдущий:

Следующий: