тема 3.2

Тема 3.2. Классификация типологий читателей

После изучения темы студент должен знать типологию читателей и специфику работы с ними:

классификацию типологий читателей.

После изучения темы студент должен уметь:

выделять особенности типологизационных признаков читателей

Литература:

Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / Под ред. А.Я. Айзенберга.- М., 1996.- С.56-82.

Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Учебно-методическое пособие.- М.: Либерия, 2004.- С. 41-60.- (Библиотекарь и время. Вып. 7).

Круглый стол «Россия без книг» // СРУК.- 2006.- № 10.- С. 70.

Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: Учебно-методическое пособие.- М., 2006.- 120 с.- (Библиотекарь и время. Вып. 43).

Меленьбева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю.П. Мелентьева. — М. : ФАИР, 2006. — 256 с. — (Специальный издательский проект для библиотек).

Информационный блок

План

Основные подходы к изучению читателей

Типологии читателей

Основные подходы к изучению читателей

Предметом изучения социологии и психологии чтения является чтение и читатель, который эту деятельность осуществляет. Но читатели не одинаковы, поэтому на сегодняшний день остро стоит вопрос дифференциации читательской аудитории, т.е группировка (разделение) читателей по определенным признакам. Можно вычленить три подхода к разработке типологии читателей: социологический, психологический и социально-психологический. Рассмотрим коротко эти подходы.

Социологический подход. Дифференциация читателей по социально-демографическим признакам: возраст, пол, образование, род занятий, профессиональная принадлежность. Примером разделения читателей по профессиональным признакам может служить выделение групп преподавателей: преподаватели начальных классов, преподаватели средней школы, преподаватели высшей школы; преподаватели технических дисциплин, преподаватели гуманитарных дисциплин, преподаватели естественнонаучных дисциплин и т.д. Подробно разработаны возрастные характеристики читателей – дошкольников, младших школьников, подростков, юношества. Например, дошкольники подразделяются на: ранний дошкольный возраст (1-3 года); младший дошкольный возраст (3-4 года), старший дошкольный возраст (5-6 лет). Подростки: 10-11 лет (младшие подростки), 12-13 лет (подростки), 14 лет (старшие подростки).

Психологический подход. Дифференциация читателей по психологическим характеристикам: учитываются мотивы чтения, интересы и потребности, культура чтения, особенности восприятия, изучаются читатели отдельных видов литературы.

Мотивы чтения – деловые, самообразовательные, рекреационные – отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типические особенности и психологические характеристики. Знание мотива чтения позволяет библиотекарю более эффективно оказывать помощь читателю.

Читательская направленность более широкое понятие, охватывающее все сферы читательской деятельности и психики – от читательских потребностей до интересов и целей чтения.

Уровень культуры чтения является еще более интегральным понятием, куда входит не только мотив и цели чтения, но и умение личностью оценивать прочитанное, глубоко воспринимать текст.

Социально-психологический подход — учитывает как социально-демографические признаки читателей, так и их психологические характеристики.

Типологии читателей

Типология Рыскиной И.Е.

Значительным вкладом в разработку типологии читателей художественной литературы стала классификация И.Е. Рыскина, предложенная еще в 30-х гг., в которой в качестве ведущего критерия рассматривались этапы развития читательской культуры. Автор исходил из двух показателей:

а) что ищет читатель в художественном произведении, что он считает главным достоинством и кладет в основу своей оценки произведения;

б) анализирует ли читатель прочитанное произведение и если да, то какие именно стороны произведения он анализирует.

В соответствии с уровнем культуры чтения выделяются 3 группы читателей:

1 группа – читатели, которых в произведении больше всего интересует сюжетно-фабульная сторона. Они ищут в книге изображения сильных чувств, предпочитают книги, которые вызывают ответные эмоции. У читателей явно преобладает установка на развлекательный тип чтения, они неразборчивы в выборе литературы, не имеют способности к анализу произведения, к самостоятельным оценкам и суждениям.

2 группа – читатели, для которых характерна познавательная направленность эстетического восприятия и способность обдумывать, анализировать прочитанное произведение.

3 группа – отличается от предыдущих высокой эстетической культурой, пониманием художественных достоинств произведения, умением анализировать прочитанное.

Типология С.И. Трубникова

Авторы современных типологий С.И.Трубников, Л.И.Беляева и другие анализируют читательскую деятельность в более широком диапазоне многообразных проявлений.

Например, С.И.Трубников выделяет следующие типы читателей художественной литературы:

Первый тип – читатели с неопределившимся вкусом. Их характеризует случайность и хаотичность выбора книг, неопределенность литературно-художественных интересов. Типичный запрос таких читателей: «Дайте что-нибудь интересное»;

Второй тип – читатели с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса. У этих читателей ярко выражена односторонность выбора литературно-художественных произведений (только про шпионов, только про любовь, только про войну);

Третий тип – читатели с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон вкуса. Читателей этого типа также характеризует односторонность (тематическая, жанровая и т.д.) выбора литературно-художественных произведений для чтения, но при этом они обладают относительно развитой способностью оценивать произведения, извлекать уроки из ошибок выбора.

Если для читателей первых двух типов характерно пассивно-потребительское отношение к художественной литературе, то в третьей группе довольно часто наблюдаются читатели с активно-деятельным отношением (стремление к общению на материале прочитанных произведений, участие в литературных конференциях, диспутах).

Четвертый тип – читатели с разносторонними интересами и относительно неразвитыми другими сторонами литературно-художественного вкуса («эклектичный вкус»). Для этого типа характерна большая активность в выборе литературно-художественных произведений. В отличие от читателей первого типа, которых также может характеризовать частое и разностороннее общение с произведениями художественной литературы, читатели четвертой группы интересуются определенными авторами, темами, жанрами.

Пятый тип – читатели с негармонически развитыми сторонами литературно-художественного вкуса («негармонически развитый вкус»). Эти читатели отличаются активностью выбора произведений, широтой и разносторонностью интересов к литературе. Для их чтения в целом характерна хаотичность, неустойчивость интересов, но даже в их интересах можно наблюдать отсутствие должного единства и согласованности.

Шестой тип – читатели с относительно гармоничным развитием всех существующих сторон литературно-художественного вкуса. Эту группу характеризуют широта, разносторонность и целенаправленность выбора.

Типология Л.И. Беляевой

Известный психолог Л. И. Беляева выдвинула в качестве ведущего признака типологии читателей психологию восприятия литературно-художественного произведения. Каждый читательский тип обуславливается характерными для выделенной группы мотивами, установками, стимуляторами чтения, при этом учитываются особенности восприятия текста и критерии его оценок, «последействие» произведения. Автором выделено пять типов читателей:

— первый читательский тип характеризуется оптимальным эстетическим восприятием,

— второй читательский тип воспринимает слой фактов,

— третий читательский тип характеризуется рассудочным, познавательным восприятием,

— четвертый читательский тип — эмоциональным восприятием, основанным на субъективных ассоциациях,

— пятый читательский тип — поверхностным восприятием всех компонентов произведения.

Вопросы для повторения:

Какие подходы к типологии читателей выделяют современные библиотековеды?

Какие характеристики чтения могут лежать в основе дифференциации читателя художественной литературы?

В чем суть типологии читателей художественной литературы С.А. Трубникова?

Каковы отличия типологии Рыскиной и Трубникова?




Предыдущий:

Следующий: