тема 3.3.

3.3. Специфика работы с читательскими группами

После изучения темы студент должен знать типологию читателей и специфику работы с ними:

специфику работы с семьей, инвалидами и пенсионерами.

После изучения темы студент должен уметь:

применять самостоятельное решение при работе людьми с ограниченными возможностями;

применять самостоятельное решение при работе с семьей как приоритетной группой пользователей библиотеки.

Литература:

Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / Под ред. А.Я. Айзенберга.- М., 1996.- С.56-82.

Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Учебно-методическое пособие.- М.: Либерия, 2004.- С. 41-60.- (Библиотекарь и время. Вып. 7).

Круглый стол «Россия без книг» // СРУК.- 2006.- № 10.- С. 70.

Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: Учебно-методическое пособие.- М., 2006.- 120 с. — (Библиотекарь и время. Вып. 43).

Меленьбева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю.П. Мелентьева. — М. : ФАИР, 2006. — 256 с. — (Специальный издательский проект для библиотек).

Информационный блок

План

Работа с пенсионерами и инвалидами в библиотеке

Работа с семьей

В исследовании РНБ “Чтение в библиотеках России” читатели-пенсионеры названы самой активной группой. Как сказано в отчете. “среди постоянных посетителей они более заметны, чаще обращаются с просьбами к библиотекарю”. О чем говорят цифры, полученные по нашей области? Действительно, на абонементе половина посетителей среди пенсионеров – активные читатели, от них не отстают люди от 40 до 60.(В Бологовской ЦБ наиболее активны мужчины этого возраста). А в читальном зале самыми частыми посетителями являются учащиеся 15 – 17 лет – 28% всех посещений. Интересно, что среди них и самый высокий процент случайных посетителей – 57%. По всей видимости, это те школьники, которые приходят с разовыми запросами по подготовке домашних заданий.

 Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др. Но реально часто оказывается, что жизненно важная информация для них оказывается недоступной, т.к., во-первых, они перестали быть социально и физически активными людьми и выехать в районный центр, а тем более – в город для них трудно, а кроме того информация такого рода, как правило, платная. Кроме того, сельский пенсионер, инвалид испытывает психологический дискомфорт, обращаясь во властные инстанции. Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию.      Исследования показывают, что сельская библиотека, работая в замкнутой социокультурной среде, с постоянным, читательским контингентом, зная его не только информационные, но и социальные нужды, и являясь наиболее социально-устойчивым и информационно-богатым институтом, не может не оказать помощь своим пользователям. На практике это реализуется, зачастую, следующим образом: вместе с книгой библиотекарь несет инвалиду на дом и купленное для него лекарство, а иногда и продукты.

«Чтение – это всеобщее право» («Хартия в защиту читателя», 1992 г.) Книги, не смотря на проникновение компьютеров во все сферы жизни, сохраняют приоритет в передаче мысли и знания. Чтение книг позволяет более свободно общаться с окружающими, связно и грамотно излагать свои мысли. Дает возможность заниматься образованием и самообразованием. Призвание библиотеки – в осуществлении неотъемлемого права человека на приобщение к ценностям культуры и науки. Однако, далеко не все могут свободно обратиться к библиотечной книге. Барьером могут выступать болезни, врожденные или приобретенные физические недостатки. Долг библиотекаря – помочь такому читателю словом и делом «преодолеть барьер между ним и книгой». Знания, приобретенные с помощью книг, способствуют социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, их жизненной и трудовой активности.

Препятствия обращения в библиотеку многообразны:

Ограниченная мобильность пожилых людей (далеко не все могут рассчитывать на постоянную помощь со стороны родных и близких, на то, что найдется человек, готовый брать для них книги в библиотеке).

Болезни, приковывающие человека к постели, к инвалидной коляске. Среди них есть и дети, страдающие нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Нарушения, препятствующие установлению контактов с библиотекарем (глухота).

Нарушения, препятствующие восприятию книги в традиционной форме (слепота, слабовидение).

Нарушения, препятствующие использованию смысловой информации (отставание в умственном развитии; тяжелое нарушение речи и т.п.).

Среди читателей с ограниченными возможностями преобладают пожилые люди. Их обслуживание требует от библиотекаря тщательного учета психофизиологических особенностей, поло-возрастного состава, общеобразовательного уровня, реальной двигательной активности, способности к самообразованию, стаж пользования библиотекой, род его занятий, увлечений. При контактах с людьми с ограниченными возможностями библиотекарь должен обращать внимание на их самочувствие, жизненную позицию. У них часто преобладает чувство тоски, одиночества, потерянности в мире.

Библиотечное обслуживание должно быть направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата. По своим читательским интересам такие читатели мало, чем отличаются от своих ровесников и коллег. Женщины тоже предпочитают детективы, исторические романы, семейно-бытовые мелодрамы. Среди мужчин больше любителей мемуарной и остросюжетной приключенческой литературы. Их интересуют вопросы поддержание и укрепления жизнеспособности, коммуникабельности, для этого читателям рекомендуются книги от гигиены питания и лечебной физкультуры до духовно-нравственного становления.

Сегодня в России проживает более 8 млн. инвалидов, и ожидается дальнейший рост этой группы. На государственном уровне инвалиды защищены законами:

«О социальной защите инвалидов в РФ» (1995);

Основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. («Права граждан пожилого возраста»);

ФЗ «О государственной социальной помощи» (от 17 июля 1999 г.);

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Декларация ООН о правах инвалидов (1975 г.)

Кроме законов, указов, постановлений принимаются еще различные федеральные и региональные программы, направленные на облегчение жизни людей с ограниченными возможностями.

Поэтому библиотеки должны играть более важную роль в реабилитации инвалидов. Книга и чтение играют важную роль в воспитании, образовании, трудовой деятельности инвалидов. Физический недостаток с одной стороны, ограничивает им доступ к культурным ценностям и источникам информации, а с другой – эти ценности помогают быстрее адаптироваться в обществе, способствуют развитию творческих возможностей, самоутверждению личности, ее социализации. Отсюда вытекает значимость эффективной системы библиотечного обслуживания инвалидов, приобщения их к чтению. Современная библиотека может и должна являться центром социокультурной реабилитационной деятельности для людей с ограниченными возможностями.

На практике реабилитационная деятельность в специальной библиотеке идет по следующим направлениям:

Содействие компенсации врожденного или приобретенного дефекта, развитию способностей личности, социокультурной адаптации на различных этапах жизненного пути;

Содействие образованию детей и взрослых, помощь образовательным структурам в подготовке людей с ограниченными возможностями для активного участия в социокультурной жизни, профессиональной деятельности;

Организация досуговой деятельности и общения в целях помощи инвалидам в общении или для преодоления чувства собственной неполноценности.

Данные направления реализуются через конкретные задачи:

Создание условий для широкого доступа к информации людей с ограниченной возможностью;

Наиболее полное удовлетворение учебных, профессиональных, самообразовательных потребностей и запросов читателей;

Организацию досуга, чему способствуют литературно-музыкальные гостиные, любительские объединения и клубы по интересам;

Помощь людям с ограничениями в жизнедеятельности в познании окружающего мира, в овладениями навыками пространственной ориентации, в самообслуживании;

Воспитание всесторонне развитой, социально активной личности.

Правовая информация становится все более и более востребованной пользователями библиотек, что является следствием преобразований, происходящих в обществе и экономике страны. Из-за финансовых проблем специализированные библиотеки не могут в полном объеме обеспечить читателей правовой информацией. Поэтому лучшим выходом из сложившейся ситуации – приобретение программы «КонсультантПлюс» — справочно-правовой системы, где собраны законы и нормативные акты, принимаемые Правительством РФ. Обучение проходят как сотрудники библиотеки, так и ее читатели.

Общение является наиболее острой потребностью людей с ограниченной возможностью. Особую роль играет досуговое общение. Его основное назначение – социальная реабилитация инвалидов путем пропаганды лучших произведений литературы и искусства, работы культурно-досуговых и реабилитационного-досуговых клубов и объединений по интересам. Оно выполняет следующие функции: просветительскую, воспитательную, развивающую, рекреационную. «Под рекреацией понимаются процессы восстановления жизненных сил и здоровья людей, которые частично утрачиваются в процессе труда и выполнения повседневных функций». Реализуя перечисленные функции, библиотека создает различные объединения и клубы по интересам. Этот вид творческой деятельности подразделяется на несколько направлений:

Прикладные досуговые объединения, обучающие людей с ограниченными возможностями навыкам ведения домашнего хозяйства, устройства быта;

Информационные любительские объединения и литературно-музыкальные гостиные, где реализуется творчество людей с ограниченными возможностями;

Детские реабилитационные клубы и любительские объединения;

Спортивные клубы.

Клубы профессиональных знаний («Изучаем систему Брайля», Техника на службу незрячему человеку», «Ваш друг – компьютер»).

Без подобных реабилитационно-досуговых клубов деятельность специализированных библиотек уже трудно себе представить.

В последнее десятилетие российские специальные библиотеки для слепых стали оснащаться современными средствами связи и компьютерами, вспомогательными приспособлениями и приставками, которыми пользуются незрячие читатели. К современным техническим средствам можно отнеси брайлевскую пишущую машинку, магнитофоны и плееры для озвученных книг, телевизионные лупы, издательские принтеры, компьютерную и множительную технику, электронные каталоги. С помощь технических средств слепые и слабовидящие люди получают профессиональное и высшее образование, имеют возможность устроиться на высокооплачиваемую работу.

Для обучения незрячих пользователей работе на компьютере используются специальное оборудование и адаптивные технологии: увеличительный аппарат для чтения печатного текста, персональный компьютер с брайлевской клавиатурой и звуковое воспроизведение текста. Для обучения используются материалы на различных носителях информации: аудио-, видео-, компакт-дисках.

Несмотря на то, что библиотечное обслуживание инвалидов осуществляется специализированными библиотеками, массовые библиотеки тоже должны обеспечить свободное обращение к своим фондам всех граждан, проживающих в зоне ее обслуживания, включая инвалидов и лиц преклонного возраста (старше 65 лет), которые испытывают затруднения в возможности пользования библиотекой. Желательно создать небольшую коллекцию литературы специальных форм и видов, например, крупнопечатные и озвученные издания. Основной фонд может находиться в ЦБ, а библиотеки-филиалы получали бы такие книги по ВСО. При создании и пополнении такого фонда необходимо учитывать интересы и запросы инвалидов и престарелых (развлекательная литература, литература по увлечениям, популярная медицинская и философская литературы).

Кто сам не в состоянии дойти до библиотеки, может воспользоваться такой формой обслуживания, как внестационарное обслуживание на дому. Такие инвалиды обеспечиваются помощью в выборе книг, списками литературы по темам, или списками новых поступлений, могут получить сведения по телефону.

В самой библиотеке инвалидам и престарелым предоставляется особые права и дополнительные удобства (предварительные заказа по телефону, специальные стеллажи с литературой, подборки книг, комфортные условия для просмотра изданий т.д.). Вблизи библиотеки должна быть остановка общественного транспорта, пешеходный переход, оборудованный светофором со звуковым сигналом. Для въезда в креслах-колясках в здание библиотеки нужны пандусы. Двери должны быть шире, чем обычно, нужно освободить проходы, коридоры. Должны быть площадки для разворота кресел-колясок. При обслуживании людей с ограниченными возможностями на библиотекарей ложится высокая психологическая нагрузка, которую не каждый сможет вынести. Помимо своих прямых обязанностей библиотекарю часто надо встретить читателя или проводить его до остановки, помочь раздеться, что-нибудь почитать. Кроме профессиональных знаний, библиотекарь должен владеть основами дефектологии, найти подход к читателю. Нужно создать в библиотеке живую, притягательную атмосферу, чтобы обездоленные люди обрели здесь дом, тепло общения. При проведении мероприятий необходимо приглашать и здоровых людей. Это поможет инвалидам не зацикливаться на своих болезнях, увидеть, что они могут быть интересны и здоровым людям.

Таким образом, везде, куда приходит инвалид, необходим мягкий, проникнутый дружелюбием климат. Он должен везде иметь доступ к информации, в библиотеке любого типа.

Работа с семьей

Неоспорима истина, что благополучное будущее каждого человека закладывается в детстве благодаря тому опыту и ощущениям, которые он получает, прежде всего, в семье. Любовь, доброта, взаимное уважение – вот принципы, которыми наполнена жизнь каждой нормальной семьи.Серьезную помощь семье в воспитании гармонично развитой личности с набором вышеперечисленных человеческих качеств всегда оказывала и оказывает библиотека, где любой человек находит понимание своих проблем и пути их решения. Поэтому можно сказать, что библиотека является не только помощником семьи в воспитании подрастающего поколения, но и ее добрым другом. Именно в библиотеку приводят родители детей в надежде развить пытливость ума и посеять зерно добра в их сердца, а в конечном итоге – сделать счастливыми. И библиотеки оправдывают ожидания родителей, оказывая помощь в интеллектуальном, эмоциональном развитии их детей, предлагая семьям обслуживание по различным направлениям. Каким же образом библиотеки участвуют в стабилизации отношений современной семьи? Что делают в помощь укреплениюее нравственных устоев? В этих целях библиотеки решают целый комплекс задач:

привлекают к проблемам семьи внимание органов местного самоуправления;

повышают уровень информированности семей, пополняют психологические, педагогические, юридические и другие знания членов семьи;

участвуют в формировании духовной культуры семьи, сохранении семейных традиций, развитии культуры семейных отношений, удовлетворении досуговых интересов семьи, воспитании в людях понятия семьи как непреходящей ценности в жизни любого человека;

расширяют сферу сотрудничества с психологическими центрами, учреждениями образования, здравоохранения, комитетами по социальной защите населения, юристами, другими специалистами, способными оказать помощь в укреплении семьи.

Сегодня, в целях повышения качества деятельности в помощь семье, библиотеки края тесно сотрудничают и координируют свою работу с администрациями городов и районов, отделами социальной защиты населения, домами культуры, творчества, школами искусств.Главными направлениями в работе с семьей являются: социально-правовое информирование, оказание психолого-педагогических, образовательных услуг, возрождение традиций семейного чтения, пропаганда здорового образа жизни, организация досуговой деятельности семьи.Реализуя данные направления, библиотеки творчески подходят к обслуживанию семьи. Библиотечные работники поселенческих библиотек, как добрые друзья, хорошо зная каждую семью, все их радости и печали, имеют уникальную возможность влиять на формирование позитивного микроклимата семьи.

Делая свои услуги доступными для всех слоев населения, библиотеки идут навстречу семьям, внедряя домашнее обслуживание, обслуживание читателей с ограничениями жизнедеятельности, организуя родительские собрания по вопросам воспитания читателей и т. д. Каждая библиотека находится в творческом поиске, в результате которого появилось немало новых находок и нестандартных решений. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. В научных и публицистических изданиях, отмечается, что семья во многом утратила силу положительного влияния на детей. Поэтому семейное чтение при грамотном педагогическом и психологическом подходе к нему открывает широкие возможности духовного взаимодействия взрослых и детей. Сегодня, развивая теорию и методику семейного чтения, подготавливая родителей, полезно вспомнить давние традиции, народную педагогику.

Главная задача библиотеки в современных условиях — возродить традиции семейного чтения, во время которого реализуются как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении выступает ребенок. Родители должны лишь направить его познавательную деятельность и побуждать к размышлению. Библиотеки призваны помочь, научить родителей умению читать совместно с ребенком и общаться с ним. Нынешние семейные чтения – форма библиотечной работы, цель которой – заинтересовать родителей и детей в совместном систематическом чтении, найти связующую нить духовной близости родителей и детей.

Всю деятельность библиотеки по работе с семьей можно разделить на несколько направлений.

Первое направление – работа с родителями. Это одно из важнейших направлений в деятельности библиотек.

Как уже говорилось, культура общения с литературой закладывается в семье. Когда малыш часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересного издания, любовь к печатному слову проявляется у него как естественная необходимость. Вот несколько советов родителям:

начинать читать вслух с раннего возраста;

дарить ребенку книги;

оставлять печатные издания везде, где ребенок может их увидеть;

читать друг другу по очереди;

определить, какие книжные персонажи нравятся или не нравятся;

разрешать самому выбирать книги в магазине или библиотеке;

не заставлять читать против воли, лучше предложить поиграть в настольные игры, связанные с чтением;

собирать домашнюю библиотеку;

после просмотра художественного или мультипликационного фильма предложить прочесть книгу, по которой он снят;

обязательно слушать, как ребенок читает сам; он должен чувствовать интерес старших;

читать ребенку перед сном;

всегда следует останавливаться на самом интересном или сложно для восприятии месте, задавая вопросы, помогающие «включать» воображение, обращать внимание на иллюстрации.

В библиотеках работа с родителями осуществляется:

через организацию учебы для родителей по освоению ими знаний по возрастной, социальной психологии, психологии общения, педагогике;

через расширение знаний о содержании чтения и детской литературе;

через знакомство родителей с методами и приемами, которые помогут приобщить ребенка к чтению (выразительное чтение, рассказывание, инсценирование прочитанного, словесное рисование);

через организацию консультативной помощи для родителей различными специалистами: психологами, педагогами, юристами;

через библиотечно-библиографическое образование родителей.

Темы могут быть самыми разными в зависимости от интересов и запросов аудитории:

Психологический климат семьи;

Материнская (отцовская) школа воспитания;

Мудрые заповеди народной педагогики;

Развивающие игры;

Современная детская литература;

Ребенок и книга и др.

Библиотеки используют различные формы работы: лекции, беседы, консультации, ролевые игры, тренинги, дискуссии, тематические программы, организация выставок литературы для родителей, школы семейного чтения, участие в родительских собраниях.

Второе направление работы с семьей – включение в совместную деятельность детей и родителей, совместное проведение досуга. Это, прежде всего, проведение таких программ как «Папа, мама, я – самая читающая семья», турниров знатоков книги, выставок семейного творчества; организация Дней семейного отдыха, семейных клубов: «Клуб семейного чтения», «Семейный театр книги», «Всей семьей в библиотеку» и др.

Методические указания для самоподготовки:

Изучив информационный блок, ответьте на следующие вопросы

Какова роль книги чтения в жизни людей с ограниченными возможностями?

В чем заключается реабилитационная деятельность специализированных библиотек?

Каковы особенности современной социокультурной ситуации в семье?

Что помогало установить духовную близость родителей и детей в дореволюционной семье?

Какова главная задача библиотеки в организации семейного чтения?

Какие направления библиотечной работы с семьей вы знаете?




Предыдущий:

Следующий: