тема 7 ФП

Целевой бюджетный фонд — ϶ᴛᴏ фонд денежных средств, об-^, разуемый в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Средства бюджетных фондов имеют определенные цели расходования и не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого фонда.

Целевые бюджетные фонды будут составной частью соответствующего бюджета, по϶ᴛᴏму определение порядка их формирования и использования относится к бюджетной компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Стоит отметить, что основы правового режима целевых бюджетных фондов установлены БК РФ. Применительно к муниципальным целевым фондам нормы Кодекса дополняют нормы Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Конкретизируется перечень целевых бюджетных фондов, порядок их формирования и распределения ежегодными законами о федеральном бюджете, законами субъектов РФ о региональных бюджетах и решениями местных органов самоуправления о муниципальных бюджетах.

Финансово-правовой статус целевого бюджетного фонда оформляется отдельной сметой, разрабатываемой, утверждаемой и исполняемой в порядке общего бюджетного процесса. Исходя из ст. 39 БК РФ доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджета. Статья 275 БК РФ предписывает органам исполнительной власти предоставлять отчет об исполнении целевых бюджетных фондов одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета.

Действующие в современной бюджетной системе целевые бюджетные фонды в основном были образованы посредством консолидации в бюджет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего уровня ранее функционировавших внебюджетных фондов. В наибольшей степени ярко подоб-

304

Финансовое право России Особенная часть

ная тенденция прослеживается в бюджетах субъектов РФ. Почти во всех бюджетах субъектов РФ существуют следующие целевые бюджетные фонды: экологические, дорожные, воспроизводства минерально-сырьевой базы, жилищных инвестиций, восстановления и охраны природоресурсных объектов.

В рамках федерального бюджета, как отмечалось выше, действует целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии. До 2001 г. названный фонд имел статус внебюджетного, а затем был консолидирован в федеральный бюджет. Правовое положение фонда определяется постановлением Правительства РФ от 23 сентября 1999 г. № 1089 «О порядке формирования, зачисления и расходования средств, поступающих в целевой бюджетный фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии»1.

Целью финансовой деятельности фонда Министерства РФ по атомной энергии будет привлечение и целевое использование валютной выручки за поставленный в США низкообогащенный уран в рамках выполнения обязательств Российской Федерации в области разоружения и контроля над вооружением.

Основным доходным источником указанного фонда служит валютная выручка, поступающая из США за произведенные Российской стороной работы по разделению низкообогащенного урана, кᴏᴛᴏᴩый относится к федеральной собственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Стоит сказать — полученная валютная выручка конвертируется в рубли и зачисляется на счет Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ на балансовом счете «Доходы федерального бюджета» с указанием кода классификации доходов бюджета «Целевой бюджетный фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии».

Особенностью правового режима целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии, согласно ст. 88 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», являлось оϲʙᴏбождение поступающей на его счет валютной выручки от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке.

Денежные средства указанного фонда расходуются на следующие мероприятия: осуществление компенсации расходов предприятиям и организациям, в том числе внешнеторговым,

Глава 13. Правовой режим целевых денежных фондов

305

1 СЗ РФ. 1999. № 41. Ст 4917.

участвующим в выполнении обязательств Российской Федерации в области разоружения и контроля над вооружением; финансовое обеспечение программ по повышению ядерной и радиационной безопасности, экологических программ и поддержки фундаментальной и прикладной науки, а также иных расходов, направленных на реструктуризацию и конверсию предприятий и организаций ядерного комплекса.                                  «*

Целевые бюджетные фонды занимают существенную долю в бюджетах субъектов РФ и бюджетах муниципальных образований. К примеру, в составе бюджета города Москвы на 2002 год были образованы следующие целевые бюджетные фонды: развития территорий административных округов города Москвы; развития территорий районов города Москвы; безопасности дорожного движения; инвестиционный фонд; рекламы и городской информации; пожарной безопасности города Москвы.

К примеру, целевой бюджетный фонд развития территорий административных округов города Москвы предназначен для дополнительного финансирования расходов и мероприятий, предусмотренных в бюджете города Москвы на благоустройство городской территории. Состав доходов фонда образуют разнообразные неналоговые источники, отчисляемые от доходов бюджета города Москвы. В полном объеме в доходную часть фонда зачисляются добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Источники формирования доходов фонда указаны, например, в Законе г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2002 год», основные из них следующие: плата за патент на размещение и эксплуатацию торгового объекта, расположенного вне территорий районов административного округа; часть средств, полученных от реализации на конкурсе или аукционе прав на аренду нежилых помещений (за вычетом расходов на его организацию и проведение); 70 процентов от суммы штрафов за нарушение порядка применения цен и тарифов, взысканных Государственной инспекцией цен города Москвы и ее территориальными подразделениями; 50 процентов штрафов за нарушения законодательных актов, правил и норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность; за самовольное занятие земельного участка под строительство или реконструкцию, за

306

Финансовое право России. Стоит отметить, что особенная часть

нарушение сроков строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов; за ненадлежащее содержание фасадов и несоблюдение нормативных сроков проведения реставрации и ремонта зданий, расположенных вне территорий районов округа; средства от реализации жилья, построенного при долевом участии администрации округа, а также средства, вырученные от продажи жилья по коммерческим ценам, получаемого от инвесторов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с заключенными инвестиционными контрактами.

Денежные средства ϶ᴛᴏго фонда предназначены для дополнительного финансирования бюджетных расходов, в т.ч. на: содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории округа; благоустройство территории; финансирование инвестиционных программ; затраты бюджетных учреждений и организаций просвещения, культуры, социального обеспечения, здравоохранения, физической культуры и спорта на проведение капитального и текущего ремонта, обеспечение материально-техническими средствами, восстановление памятников истории, культуры и архитектуры; оплату работы с населением и организации его досуга; субвенции (кроме оплаты труда) некоммерческим организациям; оказание помощи отдельным жителям административного округа; предоставление бюджетного кредита организациям, выполняющим городской заказ, и многое другое.

Не допускается расходование средств фонда на выплату заработной платы, всех видов материального поощрения и компенсационных выплат работникам органов управления.

Химичева!!!

§ 2. правовой режим целевых бюджетных фондов

 

Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, а на региональном уровне — в силу законов о бюджетах субъектов РФ. Не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне муниципальных образований на основании нормативных актов органов местного самоуправления.

Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.

Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Характерной чертой целевых бюджетных фондов, отличающих их от всех остальных, является то, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета.

Начало образованию бюджетных фондов на федеральном уровне было положено Законом РФ «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год». В соответствии с этим Законом был образован целевой фонд социальной поддержки северян. Однако достаточно стабильную систему, обновляющуюся из года в год вместе с федеральным бюджетом, целевые бюджетные фонды образовали начиная с 1995 г. Это связано с тем, что начиная с 1995 г. в федеральный бюджет ежегодно консолидируются большинство фондов, которые до 1995 г. являлись внебюджетными. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1995 год» в федеральный бюджет были консолидированы: федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Фонд социального развития департамента налоговой полиции РФ, Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью.

В ст. 8, 9, 31, 40 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» в качестве целевых бюджетных фондов предусмотрены следующие: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии, Фонд развития таможенной системы РФ, Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ, Фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Фонд содействия военной реформе, Федеральный фонд поддержки субъектов РФ. Одновременно, как и в предыдущие годы, субъектам РФ рекомендовано консолидировать в их бюджетах дорожные, экологические и другие внебюджетные фонды, образованные за счет налогов, сборов и иных поступлений.

В бюджетах субъектов РФ, как правило, в качестве целевых выделяются: территориальные дорожные фонды, территориальные экологические, другие фонды, а также фонды финансовой поддержки муниципальных образований.

Правовой режим целевых бюджетных фондов определяется законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, иными законами, а также положениями, утверждаемыми Правительством РФ и исполнительными органами власти субъектов РФ.

Федеральные и территориальные дорожные фонды впервые начали создаваться в соответствии с Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. с последующими изменениями. Сегодня их правовой режим определяется не только названными законами, но и федеральными законами и законами субъектов РФ о бюджетах.

Дорожные фонды как целевые бюджетные фонды создаются для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог).

Наиболее общие источники образования дорожных фондов в РФ определены в ст. 3 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации». К ним относятся: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций и др.

Федеральный дорожный фонд используется на содержание и ремонт действующей сети федеральных дорог, приобретение дорожно-эксплуатационной техники, реконструкцию и строительство федеральных дорог. Кроме того, из этого фонда выделяются субвенции на строительство и реконструкцию конкретных объектов, а также дотации на содержание и развитие территориальных автомобильных дорог общего пользования. Порядок образования и использования этого фонда определяется федеральным законом.

Территориальные дорожные фонды используются на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности соответствующих субъектов РФ. Порядок образования и использования территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов РФ.

Федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные экологические фонды создаются в соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. для решения неотложных природоохранительных задач.

В соответствии с вышеназванным законом источниками образования этих фондов являются: плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафы за экономические правонарушения; средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства; суммы, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам и т.д.; инвалютные поступления от иностранных юридических лиц и граждан.

Экологические фонды расходуются на: оздоровление окружающей природной среды, населения; проведение мер и программ по охране окружающей природной среды; воспроизводство природных ресурсов; научные исследования, внедрение экологически чистых технологий; строительство очистных сооружений; выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду и др.

Ежегодно Федеральный экологический фонд РФ формируется и расходуется в соответствии с Положением о Федеральном экологическом фонде РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня    1992 г., а региональные фонды — в соответствии с положениями об экологических фондах, принятых субъектами РФ.

Государственный фонд борьбы с преступностью является федеральным бюджетным фондом, средства которого направляются на приобретение вооружения, спецтехники и средств связи для осуществления мероприятий по охране правопорядка и безопасности государства Министерством внутренних дел Российской Федерации, органами госбезопасности и службой внешней разведки. Этот фонд в 1999 г. формируется за счет источников, предусмотренных в ст. 73 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год», а именно: 100\% средств от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам; 15\% средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых в административном порядке, а также по вступившим в законную силу приговорам; 100\% средств от реализации имущества, изъятого при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также признанного бесхозяйным; 50\% средств, взимаемых за выдачу лицензий на приобретение оружия гражданами и организациями; добровольные взносы и благотворительные пожертвования; иные доходы.

Порядок образования и использования государственного фонда борьбы с преступностью определен Положением об этом фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. Направлениями расходования средств этого фонда являются: а) финансирование реализации федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью;                  б) финансирование укрепления материально-технической базы правоохранительных органов.

Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы как федеральный бюджетный фонд существует с 1997 г. Он направлен на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы. Источником его образования являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Из года в год фонд используется на экологическое изучение недр Российской Федерации, континентального шельфа и мирового океана, а также на геолого-разведочные работы. Правовой режим фонда определяется не только законом о федеральном бюджете на очередной год, но и Положением об этом фонде, утвержденным Правительством РФ от 2 августа 1997 г.

Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ впервые создан в соответствии с федеральным бюджетом в 1998 г. Его правовой режим определяется ежегодным законом о федеральном бюджете, а также Правилами формирования и расходования средств Федерального фонда Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 июля 1998 г.

Этот фонд создан в целях финансирования мероприятий по содержанию и развитию Министерства по налогам и сборам и развитию Федеральной службы налоговой полиции РФ; повышения уровня сбора налогов и других обязательных платежей; обеспечения правильности исчисления, своевременности и полноты внесения налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. В этих целях средства фонда направляются на:           а) расходы по оплате труда, изготовление марок акцизного сбора на табачные изделия, развитие материально-технической базы, подготовку и переподготовку кадров, развитие социальной инфраструктуры Министерства по налогам и сборам РФ; б) материально-техническое обеспечение, закупку спецтехники и вооружения, капитальное строительство Федеральной службы налоговой полиции РФ.

Источником образования этого фонда являются налоги и другие обязательные платежи, дополнительно взысканные органами, подчиненными Министерству по налогам и сборам и Федеральной службой налоговой полиции РФ в результате проведения ими контрольной работы и поступившие в федеральный бюджет. В 1999 г. этот фонд формировался за счет 45\% вышеназванного дохода.

Фонд развития таможенной системы РФ. Положение о нем утверждено Правительством РФ 28 февраля 1994 г. фонд предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией таможенной политики РФ.

Источниками формирования этого фонда являются: таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и транспортных средств, а также таможенное сопровождение товаров; сборы за выдачу лицензий таможенными органами; средства, полученные от реализации товаров по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела; средства, полученные от реализации предметов залога; штрафы за нарушение таможенных правил; взыскания, налагаемые таможенными органами за нарушения валютного законодательства; доходы от предприятий, подведомственных Государственному таможенному комитету РФ. Основными направлениями использования средств фонда являются: разработка и реализация таможенной политики РФ, осуществление таможенного контроля и оформления, ведение таможенной статистики РФ, обеспечение функционирования и развития таможенных учреждений, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов банков и др.

Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов впервые сформирован в федеральном бюджете на 1999 г. (ст. 80).

Источником его образования является плата за пользование водными объектами, поступающая в доходы федерального бюджета в размере 29\%.

Средства фонда направляются на: а) реконструкцию и капитальный ремонт гидротехнических сооружений; б) строительство объектов инженерной защиты от наводнения и обрушения берегов; в) приобретение технологического оборудования для эксплуатации гидротехнических сооружений.

Порядок образования и расходования средств указанного фонда устанавливается Правительством РФ.

Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов впервые сформирован в федеральном бюджете на   1999 г. (ст. 85).

Порядок образования и использования этого фонда определяется Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. В 1999 г. источниками образования этого фонда являются 100\% суммы платы за пользование водными биологическими ресурсами, поступающей от российских и иностранных пользователей. Средства фонда направляются Государственному комитету РФ по рыболовству на отраслевую науку и финансирование Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечении безопасности; Федеральной пограничной службе РФ на содержание органов, осуществляющих охрану водных биологических ресурсов РФ.

Бюджетным является и Резервный фонд Правительства РФ, ибо его размер определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, однако без распределения по конкретным целевым направлениям.

Правовой режим резервного фонда Правительства РФ определен Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.

Этот фонд создан для финансирования непредвиденных мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Фонд образован исключительно за счет средств федерального бюджета. Направлениями использования средств этого фонда являются: государственная поддержка общественных объединений; проведение юбилейных мероприятий общегосударственного значения; изготовление государственных наград, юбилейных медалей; проведение выставок, встреч, семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения; выплаты разовых премий гражданам за заслуги перед государством; проведение ремонтных работ; издание сборников нормативных актов и др.

Решения Правительства РФ о выделении средств из резервного фонда принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.

Фонды финансовой поддержки как целевые бюджетные фонды формируются в федеральном бюджете для поддержки субъектов РФ и в бюджетах субъектов РФ — для поддержки муниципальных. образований. Порядок формирования фондов финансовой поддержки субъектов РФ определяется ежегодно в законе РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.

Правовой режим фондов финансовой поддержки муниципальных образований определен в ст. 10 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Источниками образования этих фондов являются отчисления от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ.

Распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется с учетом следующих условий:

а)  численности населения муниципального образования;

б) доли детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования;

в) доли лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования;

г)   величины территории муниципального образования;

д) уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования;

е)  других факторов, определяющих особенности данного субъекта РФ.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

 

§ 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды денежных средств будут разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств. Стоит заметить, что они создаются на федеральном, региональном (субъектов РФ) и муниципальном уровнях как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законами РФ, Указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные и экономические.

К числу социальных фондов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.

Основам правового регулирования социальных внебюджетных фондов уделено специальное внимание в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150).

Пенсионный фонд РФ создан в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации » от 20 ноября 1990 г. Его правовой режим определен Стоит сказать — положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда будут государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Источниками формирования Пенсионного фонда РФ будут страховые взносы работодателей и граждан; ассигнования из федерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольные взносы и др.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, на другие мероприятия.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой РФ.

Государственный фонд занятости населения РФ образуется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Правовой режим фонда определен Стоит сказать — положением о Государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993г.»

Средства фонда занятости будут федеральной государственной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Эти средства не входят в состав бюджетов.

Фонд занятости представляет собой совокупность федеральной части фонда занятости, фондов занятости, формируемых в субъектах Федерации, городах и района (кроме районов в городах).

Основными источниками образования Государственного фонда занятости населения РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 22 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» будут; обязательные страховые взносы работодателей; обязательные страховые взносы с заработка работающих; бюджетные ассигнования;

добровольные взносы и другие поступления. В Стоит сказать — положении о Государственном фонде занятости населения РФ данные источники конкретизируются применительно к различным частям ϶ᴛᴏго фонда.

Средства фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профподготовку и переподготовку безработных граждан; на организацию общественных работ, на выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи безработным, возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, на мероприятия по созданию дополнительных рабочих мест, на другие цели.

Бюджет фонда занятости населения РФ и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой РФ.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. Правовой режим данных фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г., а также Стоит сказать — положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 год»от 24 февраля 1993г.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно ϲʙᴏбодных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления. При ϶ᴛᴏм Устав о федеральном фонде и Стоит сказать — положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования будут: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой.

Фонд социального страхования РФ будет специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г.

Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также филиалы отделений фонда.

Денежные средства фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой РФ.

Источниками образования фонда социального страхования РФ будут: страховые взносы работодателей-организаций и граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, доходы от инвестирования части временно ϲʙᴏбодных средств фонда в ликвидные государственный ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие доходы.

Направлениями расходов фонда будут: а) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижении им возраста 1,5 лет, пособий на погребение; б) оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; в) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; г) частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.

Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. предусмотрено участие в данных отношениях Фонда социального страхования РФ в качестве страховщика. Средствами для осуществления данного вида социального страхования определены обязательные страховые взносы работодателей по установленному тарифу и др.

В 1998 г. во исполнение Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. создан внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Стоит заметить, что он предназначен для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства.

Правовой режим ϶ᴛᴏго фонда определяется Стоит сказать — положением о внебюджетном фонде развития исполнительного производства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998г.№659.

Средства фонда будут федеральной собственностью, находящейся в оперативном управлении Министерства юстиции РФ.

Источниками образования фонда развития исполнительного производства РФ будут: 70% сумм исполнительских сборов;

суммы возмещения расходов по проведению исполнительных действий; доходы от хранения временно ϲʙᴏбодных денежных средств, размещенных в кредитных организациях; иные поступления. Средства фонда направляются на: а) совершение ряда исполнительных действий, а именно: перевозку, хранение и реализацию имущества должника; оплату работы переводчиков, специалистов и других лиц, привлеченных к совершению исполнительных действий; розыск должника; б) выплату вознаграждений судебным приставам-исполнителям в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 89 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; в) иные цели, связанные с развитием исполнительного производства.

Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. на уровне субъектов РФ и муниципальных образований могут быть созданы внебюджетные фонды развития жилищного строительства. Фонды создаются по решениям представительных органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Примерный порядок формирования данных фондов определен Правительством РФ в постановлении «Об утверждении примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства» от 15 июня 1994г.2

Фонды образуются в целях создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, для аккумуляции добровольных взносов предприятий и организаций в жилищное строительство, для поддержки участия граждан в финансировании строительства для приобретения жилья и т.д.

Основными источниками формирования фондов будут:

добровольные взносы юридических и физических лиц, целевые кредиты, дивиденды от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно ϲʙᴏбодные средства фондов, плата за услуги, оказываемые службами фондов и т.д. Средства фондов направляются на строительство жилья, строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительство объектов социальной инфраструктуры и т.д.

 

§ 4. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ

Разновидностью целевых государственных фондов денежных средств будут целевые фонды Правительства РФ. Стоит заметить, что они подразделяются на два вида: а) фонды, создаваемые Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете; б) фонды, создаваемые Правительством РФ в силу федеральных законов, указов Президента РФ, а также по собственному усмотрению.

Целевые фонды Правительства РФ ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к экономической Группе, так как они создаются для решения экономических задач. Характерной чертой всех данных фондов будет то, что основным источником, а иногда и единственным, их формирования выступают бюджетные ассигнования.

К числу фондов, создаваемых Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете сегодня ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: государственный фонд конверсии и фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса.

Государственный фонд конверсии создан во исполнение ст. 68 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и Указа Президента РФ «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета» от 22 ноября 1997 г.

Правовой режим ϶ᴛᴏго фонда определен в части доходов в ст. 68 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», а в части расходов — постановлением Правительства РФ «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной Промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора» от 2 февраля 1998 г.’ Этим же постановлением Правительства РФ утверждено Стоит сказать — положение о порядке финансирования инвестиционных программ.

Государственный фонд конверсии будет агентом Правительства РФ по осуществлению финансирования инвестиционных Программ конверсии.

Источником ϶ᴛᴏго фонда будут исключительно средства федерального бюджета, образовавшиеся за счет погашения ранее вы-

деленных бюджетных кредитов на цели конверсии оборонной промышленности. Материал опубликован на http://зачётка.рф 

Средства фонда конверсии могут быть использованы на финансирование затрат, связанных с переориентацией оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Средства предоставляются на возвратной основе на срок не более трех лет с уплатой процентов, определенных законодательством РФ на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий финансовый год. Стоит сказать, для предоставления средств проводятся экспертизы программ и их конкурсный отбор.

Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса также будет целевым фондом Правительства, кᴏᴛᴏᴩый создавался в 1998 г. в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 66 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год».

Правовой режим ϶ᴛᴏго фонда определяется Стоит сказать — положением о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г.’ В дополнение к ϶ᴛᴏму Стоит сказать — положению был разработан порядок размещения средств ϶ᴛᴏго фонда в 1998 г.

Источниками образования фонда льготного кредитования являются бюджетные ассигнования, определяемые федеральным бюджетом на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий год; плата по процентам за кредиты, выданные из фонда, а также пени за просрочку уплаты процентов.

Средства фонда могут быть использованы для краткосрочного кредитования сезонных затрат организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях на срок не более одного года.

Вышеназванные целевые фонды Правительства РФ очень схожи с целевыми бюджетными фондами. При этом от последних они отличаются тем, что в федеральном бюджете не определены статьи доходов и расходов данных фондов. Стоит заметить, что они имеют некᴏᴛᴏᴩое сходство и с государственными внебюджетными фондами, однако отличаются от последних тем, что создаются только в силу законов ч федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеют и качестве главного источника бюджетные ассигнования.

К числу целевых фондов Правительства РФ, создаваемых ими во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и по собственному усмотрению, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, в частности: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с постановлением Правительства от 3 февраля 1994 г., кᴏᴛᴏᴩым утверждено Стоит сказать — положение об Г ϶ᴛᴏм фонде.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере будет государственной некоммерческой организацией и образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми . предприятиями.

Источниками формирования средств фонда будут бюджетные ассигнования в размере 0,1% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Бюджетные средства поступают в фонд через Министерство науки и технической политики РФ.

Средства фонда могут быть использованы на предоставление финансовой помощи для реализации проектов малого инвестиционного предпринимательства, на долевое участие фонда в создании хозяйствующих субъектов, на финансирование подготовки и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, на финансирование научных исследований и т.д. Деятельность фонда прекращается по решению Правительства РФ.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства создан во исполнение Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. Его правовой режим определен Уставом федерального фонда поддержки малого предпринимательства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996г.

 Фонд будет государственной некоммерческой организацией, созданной для финансового обеспечения Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участия в финансировании региональных программ, а также, направленных на поддержку малого предпринимательства.

Источниками формирования фонда будут: а) бюджетные ассигнования; б) средства, поступающие от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности; в) доходы от собственной деятельности; г) добровольные взносы физических и юридических лиц и др. Средства фонда направляются: на финансирование мероприятий федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства; на финансирование долевого участия фонда в создании и деятельности организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка; на финансирование проведения научных исследований, связанных с деятельностью фонда, на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов и др.




Предыдущий:

Следующий: