темы по истории мировой культуры

Код разделов и тем

Раздел, тема

дисциплины

Содержание

Р1

История культуры: теоретико-методологические основания изучения

Р1.Т1

Культура: понятие, сущность, функции

Историческое становление представлений о культуре. История термина. Культура как ценность, норма, образ жизни, результат жизнедеятельности, способ смыслополагания, способ коммуникаций. Современные концепции культуры. Функции культуры. Морфология культуры.

Р1.Т2

Типология культур

Тип и период как основные классификационные единицы истории культуры. Проблема типологии культур. Этническая и национальная культуры: хронологические и качественные границы. Историческая типология культурно-исторического процесса. Понятие «идеального типа» у М. Вебера. Формационная типология культуры. Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры. Исторический тип культуры и тип личности. Личностный образец (М. Оссовская).

Р1.Т3

Культурная динамика

Проблема культурогенеза. Дихотомия традиции и новации в развитии культуры. Традиции как механизм культурного наследования, исторического воспроизводства прошлого опыта. Универсальность механизма традиции. Авторитет традиции. Культурное наследие. Культурная модернизация. Основные модели истории культуры: линейная, эволюционная, циклическая.

Критерии периодизации истории культуры.

Р2

История зарубежной культуры

Р2.Т1

Первобытная культура

Научные представления о месте и роли «первобытного» человечества в истории мировой культуры. Проблема происхождения культуры. Периодизация первобытной культуры. Особенности первобытного мышления: «океаническое чувство», синкретизм. Отношения слова и вещи в первобытной культуре. Миф как ядро первобытной культуры. Основные типы мифов. Миф и ритуал. Ритуалы инициации. Роль оппозиции «сакральное / профанное» в первобытной культуре. Тотем и табу как формы регуляции социального поведения. Ранние формы религиозных верований: анимизм, фетишизм, магия. Древнейшие мегалитические сооружения. Происхождение и основные особенности первобытного искусства. Древнейшие памятники первобытного искусства: Ляско, Альтамира, Капова пещера. Неолитическая революция и ее значение для последующего развития культуры.

Р2.Т2

Культура древних цивилизаций

Великие гидравлические цивилизации древности: Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Общность природно-географических, экономических и социальных условий. Становление письменной культуры. Понятие о «профессионально-именном» ключе культур Востока (М. К. Петров). Проблема жизни и смерти как центральный вопрос древних культур. Время и вечность в древних культурах.

Заупокойный культ и его значение в древнеегипетской культуре. Религиозная реформа Эхнатона. Пластические искусства Древнего Египта. Изобразительный канон и его значение. Литературная традиция Древнего Египта. Научное знание древних египтян.

Дискретность развития цивилизации Двуречья: Шумер – Ассирия – Вавилон. Особенности мифологической системы Двуречья. «Эпос о Гильгамеше». Научное знание в Месопотамии.

Культура Древней Индии: ведический период, эпоха буддизма, классический индуизм. Варны и касты. Бенаресская проповедь Будды. Четыре благородные истины.

Цивилизация Древнего Китая: основные категории культуры. Конфунцианство. Даосизм. Научные достижения китайской культуры. Особенности художественной традиции.

Влияние культур Древнего Востока на античную и общеевропейскую культуру.

Р2.Т3

Культура античности

Этнокультурные процессы Средиземноморья. Межкультурные коммуникации Востока и Запада. Крито-микенская культура.

Агон, космос, фатум – ключевые категории античной культуры. Соматичность культуры античности. Идеал калокагатии и его воплощение в культуре. Полис как ядро античной культуры. Парадоксальность античной культуры. Аполлоническое и дионисийское начала.

Эпическая традиция Эллады: «Илиада» и «Одиссея». Древнегреческая лирика: Архилох, Алкей, Сафо, Анакреонт. Рождение театра. Эсхил, Софокл, Еврипид – великие трагики античности. Комедии Аристофана. Ораторское искусство Древней Греции от софистики к риторике: Лисий, Демосфен, Исократ. Парфенон. Классическая скульптура, творчество Фидия, Поликлета, Мирона.

Интеллектуальная революция античной культуры, переход к «чистой» науке. Рождение философии. Сократ, Платон, Аристотель. Исторические сочинения. Система образования и воспитания. Нравы, характеры и образ жизни древних греков. Герой как личностный образец эпохи.

Эллинистическая культура: синтез греческой и восточной традиций. Развитие научного знания. Мусейон. Кинизм, стоицизм, эпикуреизм. Образ идеального правителя. Становление «ученой» поэзии. Возникновение синкретических культов.

Древний Рим: от полиса к империи. Общественное и личное в культуре Древнего Рима. Otium и negotium – два полюса жизни римлянина. Поэзия неотериков. Катулл. Любовная лирика Овидия. Творчество Горация. «Энеида» Вергилия. Повседневная жизнь Римской империи: значение досуга, культ роскоши. Проблема упадка нравов в творчестве Марциала и Ювенала. Усиление мистических настроений и распространение христианских идей. Возникновение христианского типа культуры. Различие культурных стилей Греции и Рима. Вклад античной культуры в мировую историю.

Р2.Т4

Культура средневековья

Исторические и социальные условия складывания средневекового культурного универсума. Проблема перехода от античности к средневековью. Христианство и его роль в становлении европейской культуры. Библия как священный текст и памятник культуры. Теоцентрическая модель мира в средние века. Символизм средневековой культуры. Особенности куртуазной культуры. Образование и ученость в культуре средневековья. «Тривиум» и «квадривиум». Роль университетов в средневековой культуре. Поэзия вагантов. Куртуазная культура: символизм бытового поведения. Культура средневекового города. «Безмолвствующее большинство», или «другое средневековье»: народная культура. Феномен карнавала. Отражение символических интенций эпохи в готическом соборе: семантика пространства.

Византийская цивилизация как результат синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Христианская церковь и государство, взаимоотношения церковной и светской власти. Византийская картина мира и система ценностей. Византийская эстетика и ее влияние на искусство православного мира. Исихазм.

Культура ислама. Исторические условия возникновения и основные принципы религии ислама. Личность Мухаммеда. Умма как специфическая форма социальности. Коран как священный текст и памятник культуры. Отсутствие оппозиции «светское – религиозное» в исламской культуре, влияние религиозных принципов на социальную и культурную жизнь. Наука и образование в культуре классического ислама. Слово vs образ: художественные традиции исламского мира. Мистицизм в культуре ислама. Суфизм. Исламское влияние в европейской культуре.

Р2.Т5

Культура Возрождения

Культура Возрождения – самостоятельная культурная эпоха или позднее Средневековье? Проблема синтеза античных ценностей и христианского мировоззрения. Культ словесности. Своеобразие ренессансного гуманизма. Гуманист как новый тип личности. Антропоцентризм культуры Возрождения. Пантеизм. Ренессансная эпистема (М. Фуко) – поиск сходств и подобий как основная процедура познания мира. Хронотоп ренессансной культуры: мировоззренческие основания и художественное воплощение. Линейная перспектива как воплощение духа эпохи Возрождения. Творчество титанов Возрождение: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Ф. Петрарка. «Трагический гуманизм» и крах ренессансной утопии.

Северное Возрождение: черты сходства и различия с итальянским Ренессансом. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского. Проблема веры и разума. Реформация как идеологическая и культурная революция (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер). Протестантизм: основные направления. Социально-культурные аспекты Реформации. Идея мирской аскезы и ее роль в дальнейшем развитии культуры.

Р2.Т6

Культура Нового времени

Культурно-исторический смысл понятия «новое время». Формирование классической эпистемы. Мировоззренческие и социально-экономические основания культурной парадигмы Нового времени. Становление капиталистического производства. Роль Великих географических открытий в формировании полицентрической картины мира. Культ разума. Изменение роли науки. Основные научные открытия Нового времени. Институализация науки. Атеизм, скептицизм, теизм, деизм. Искусство на службе рациональности: эстетическая теория и художественная практика классицизма и барокко. Н. Буало «Поэтическое искусство». Творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера. Ценности буржуазного сознания и образа жизни. Автономизация личности. Становление частной жизни. Новации в повседневной культуре.

Эпоха Просвещения. Просвещенческий гуманизм и его особенности. Воплощение гуманистических идей в культурные практики. Образовательные проекты XVIII века. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» – квинтэссенция идей Просвещения. Просветительский пафос искусства. Театр эпохи Просвещения. XVIII в. – век утопии. Идеал человека и общества. Великая Французская революция: социокультурные смыслы и последствия. Либерализм как феномен политической культуры Нового времени. Формирование наций. Национальная специфика культуры Просвещения: Франция, Англия, Германия. Искусство сентиментализма.

XIX век – кульминация и упадок рационалистического типа сознания. Совершенствование институциональных форм культуры. Искусство как товар и структура буржуазных отношений. Романтизм и реализм – два больших художественных стиля и типа реакции на утилитарно-прагматичное мировоззрение. Познание Другого в искусстве и повседневной жизни: историческая тема в творчестве романтиков, становление туризма как непосредственного приобщения к Другому, ориентализм в европейской культуре. Искусство как аналог научного познания: реализм в контексте позитивистской науки. «Век романа» в европейской литературе: Стендаль, Бальзак, Э. Золя, У. Теккерей, Ч. Диккенс. Музыкальная культура XIX в. Дисциплинарная автономизация социально-гуманитарного знания. Технические новации XIX века и творчество импрессионистов. Художественное новаторство К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега. Становление неклассической эпистемы.

Р2.Т7

Культура XX века

XX век в истории культуры. Модернизм как финальная ревизия культуры Нового времени. Кризис классической науки. Становление неклассической рациональности. Теория относительности А. Эйнштейна и ее значение для культуры. Рациональное и интуитивное в культуре модернизма: произведение искусства как научная революция и прорыв к Иному. Стиль модерн. Становление абстрактного искусства. Психоанализ и отражение его идей в художественном творчестве. Экзистенциализм как философское направление и художественная практика. Культура тоталитарных государств: актуализация мифологического сознания. Тоталитарное искусство между идеологией и поэтикой, проблемы функционирования. Постмодернизм как состояние культуры. Ж.-Ф. Лиотар о сущностных чертах постмодерна. Таблица Хассана. «Мир как текст». Постмодернизм и художественная практика: поп-арт, оп-арт. Постмодернизм в науке: постструктурализм, синергетика и др.

Р3

История русской культуры

Р3.Т1

Культура Древней Руси

Быт и нравы древних славян. Язычество Древней Руси: пантеон, космогоническая мифология, земледельческий культ. Культурно-историческое значение Крещения Руси. Феномен двоеверия, кенотическая святость. Художественная культура Древней Руси. Древнерусская иконопись. Представления о мудрости и учености в Древней Руси. Особенности древнерусской словесности, основные жанры. Роль монастырей в развитии и трансляции культуры. Храмовое строительство. Смеховая культура Древней Руси. Скоморошество и юродство. Русь и Византия: культурные контакты.

Р3.Т2

Культура России эпохи централизации

Проблема «народ и власть». Куликовская битва и ее роль в развитии русской культуры. А. Рублев. Спор иосифлян и нестяжателей и его социально-культурные последствия. Содержание и культурное значение «Домостроя».

Р3.Т3

Культура России XVII в.

Раскол: культурно-семиотический аспект. Секуляризация искусства. Становление русской сатиры. Возникновение русского театра. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России.

Р3.Т4

Культура России XVIII в.

Реформы Петра I: секуляризация культуры и изменение вектора религиозности, сакрализация власти. Особенности российского Просвещения. Петровские реформы в сфере образования, отказ от гуманитарной направленности образования в пользу прикладного технического знания. Просветительские проекты XVIII века. Обличительный пафос Н. И. Новикова и А. Н. Радищева как отражение просветительских интенций.

Культура эпохи дворцовых переворотов. Особенности быта и нравов.

Русская специфика стилей западноевропейского искусства (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Нормативность русского классицизма. Реформа литературного языка М. В. Ломоносова. Русский театр: А. Сумароков, Я. Княжнин, Д. Фонвизин. Художественная практика классицизма.

Иностранцы в России. Деятельность Ч. Камерона.

Р3.Т5

Культура России XIX в.

Золотой век русской культуры. Становление национальной культуры. Роль Отечественной войны 1812 года в становлении национального самосознания. Русский романтизм. Преломление общеевропейских тенденций в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Культура русского дворянства: семиотика быта. Система образования в XIX в. Славянофилы и западники: спор о судьбах русской культуры, его отражение в художественной литературе.

Демократизация культуры в пореформенный период. Земство и его роль в народном просвещении. Реалистическое искусство России. «Товарищество передвижных художественных выставок»: художественная практика и культуртрегерская деятельность.

Р3.Т6

Серебряный век русской культуры

Серебряный век между мессианизмом и эсхатологизмом. Художественная практика рубежа веков: реализм, модернизм, соцреализм. Многообразие литературных течений. Религиозные искания Серебряного века. Становление отечественной традиции философствования на рубеже XIX – XX вв. Творчество Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Л. Шестова.

Р3.Т7

Советская культура

Споры о сущности советской культуры. Революция как социально-политический акт и художественный проект. Идея создания нового человека и роль культуры в преобразовании мира. Культура – служанка идеологии. Творческие и художественные объединения 1917 – 1932 гг. Соцреализм как эстетико-идеологическая теория и художественная практика. Советская социальная мифология 1930-х гг. и ее отражение в массовой культуре. Хомо советикус как тип личности в советской культуре. «Оттепель». Стратегии сопротивления в советской культуре. Диссидентство. Научно-технические достижения советской эпохи. Ностальгия по советскому в современной российской культуре.

Р3.Т8

Культура русского зарубежья

Три волны русской эмиграции, специфика каждой из них. Основные центры русской эмиграции. Трагедия раскола национальной культуры. Культурные контакты метрополии и диаспоры в 1920-е гг. «Сменовеховство» и «евразийство». А. Ремизов, И. Шмелев, В. Набоков, Г. Иванов. Образование и наука русского зарубежья. Консервация и трансляция классических традиций русского искусства в эмиграции. Вклад деятелей русской эмиграции в развитие мировой культуры.




Предыдущий:

Следующий: